18:49 / 11.08.2014После встречи в Сочи Алиев вернется к воинственной риторике, считают армянские эксперты

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Президент Азербайджана после встречи в Сочи с президентом Армении вернется к воинственной риторике, однако будет искать мирное решение карабахского конфликта, считают опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" армянские эксперты. Говорить о новых договоренностях, подписывать новые документы, пока не имеет смысла, считает президент Армении Серж Саргсян.

Как сообщал "Кавказский узел", 10 августа в Сочи на трехсторонней встрече президентов России, Армении и Азербайджана по проблеме Нагорного Карабаха, как информировал "Кавказский узел", Владимир Путин, Серж Саргсян и Ильхам Алиев заявили, что конфликт в Нагорном Карабахе должен быть урегулирован только мирным путем.

Стороны карабахского конфликта с конца июля почти ежедневно сообщают о гибели солдат на линии фронта и обвиняют друг друга в диверсионных действиях. Так, 10 августа Минобороны Азербайджана заявило, что Вооруженные силы Армении за сутки нарушили режим прекращения огня 57 раз. Жители армянского приграничного села Айгепар заявили об обстреле со стороны Азербайджана. Обеспокоенность по поводу обострения конфликта выражают представители ОБСЕЕвросоюзаСША и России.

Минасян: Ильхам Алиев вернется к воинственной риторике

Видение компромиссов у конфликтующих сторон не только остается разным, но и все более разнится, считает заместитель директора Института Кавказ, политолог Сергей Минасян.

Максимум, о чем можно будет договориться, так это о закреплении положений о снижении напряженности на линии фронта, считает эксперт.

"Но и тут все очень сложно, поскольку по репутационным издержкам, особенно после тяжелых потерь среди своих частей спецназа в начале августа, Ильхам Алиев вряд ли может пойти на такой шаг. Поэтому максимум - это де-факто снижение напряженности, просто, по факту встречи президентов. Что, однако, не дает гарантии на аналогичное возобновление эскалации через несколько месяцев", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Сергей Минасян.

"Мы восстановим нашу территориальную целостность либо мирным, либо военным путем. Мы готовы на оба варианта", - написал 7 августа в своем микроблоге в Twitter Ильхам Алиев. "Мы восстановим все захваченные и разрушенные города. Мы будем возвращаться на эту землю, мы живем, и будем жить с этой мыслью", - написал также в тот день Алиев на своей странице в Twitter.

Эксперт считает, что Алиев "вернется к воинственной риторике сразу же после своего возвращения в Баку", но "войну не начнет".

"Слишком велика цена войны и слишком велика неопределенность ее исхода, особенно после тяжелых для имиджа Алиева и азербайджанских войск потерь в начале августа", - считает Сергей Минасян.

Политолог обратил внимание, что в ходе трехсторонней встречи президентов в Сочи Владимир Путин отметил, что следует "поговорить в этом составе (президенты), а потом посоветоваться с коллегами". Речь шла о встрече глав МИД двух стран и представителей президентских аппаратов, полагает Сергей Минасян.

Минская группа ОБСЕ продолжит свою работу по урегулированию конфликта, также предположил эксперт.

"Ее наличие исходит из интересов самой Москвы, чтобы продемонстрировать наличие канала взаимодействия с Западом по другим вопросам мировой политики в условиях кризиса по Украине", - отметил Сергей Минасян.

Меликян: Алиев будет искать мирное решение, но на собственных условиях

Сближения позиций между сторонами конфликта не произошло, заявил экс-министр иностранных дел Нагорного Карабаха, политолог Арман Меликян, обративший внимание на вступительные речи президентов Армении и Азербайджана.

"Ильхам Алиев говорит об "оккупационных войсках", а Серж Саргсян – "о необходимости поиска компромиссных решений", - заметил политолог.

По мнению эксперта, каждая сторона осталась при своем, и изменений позиций нет. На встрече Ильхам Алиев сказал о готовности решать конфликт мирным путем, однако еще  недавно  заявлял о готовности к войне, обратил внимание Арман Меликян.

По его мнению, одно другое не исключает. Ильхам Алиев, естественно, будет искать мирное решение, но на собственных условиях, считает политолог.

"Это мягкий с его стороны ультиматум – либо будет по-моему, либо будет война", - заметил Арман Меликян.

При этом целью встречи в Сочи не обязательно являлся поиск решения карабахского конфликта или поиск взаимоприемлемых решений, считает Арман Меликян.

Также эксперт прокомментировал заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова после встречи президентов.

Процесс урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе не станет препятствием для вступления Армении в Таможенный союз, заявил 10 августа глава МИД России Сергей Лавров после сочинской встречи президентов Азербайджана и Армении при посредничестве главы РФ Владимира Путина. "Армения вступает в Таможенный союз как Армения, Нагорный Карабах не имеет к этому какого-либо отношения, о чем неоднократно и публично говорил президент Армении Серж Саргсян", - заявил Лавров.

"Независимый Карабах вообще не имеет никакого отношения к вхождению Армении в Таможенный союз, и не может иметь никакого влияния на этот процесс", - заявил Арман Меликян.

При этом нет признаков того, что Путин использовал сочинскую встречу для решения своих задач в плане интеграции Армении в Таможенный союз, заметил Арман Меликян.

"Скорее всего, у России проблема того, чтобы привлечь Азербайджан в этот союз. Что мне кажется крайне сомнительным. Азербайджан не согласится вступить в Таможенный союз, разве что если будут воздействованы особые рычаги давления, но для этого в настоящий момент пока не созрели условия", - сказал эксперт.

Армения никогда не собиралась вступать в какой-либо союз, в том числе в ЕС, вместе с Карабахом, подчеркнул экс-министр иностранных дел Нагорного Карабаха.

"Нагорно-Карабахская Республика – отдельное независимое армянское государство, которое само способно решать свои вопросы. И вступление Армении в Таможенный союз, не думаю, что негативно повлияет на сам Карабах", - сказал Арман Меликян.

Саргсян: о новых договоренностях говорить не имеет смысла

В свою очередь президент Армении Серж Саргсян сегодня отметил, что обострение на армяно-азербайджанской границе являлось основной частью переговоров, но "отдельных договоренностей, как таковых, по этому поводу не было достигнуто".

По его мнению, о новых договоренностях говорить не имеет смысла. "Другое дело, если вносятся новые положения по исключению применения сил в решении конфликта, что является более высокой степенью, чем просто договор о перемирии", - заметил Серж Саргсян, добавив, что посредники периодически предлагают подобный вариант, однако Азербайджан пока не соглашается с этим.

В то же время глава государства уверен, что инциденты на границе не продолжатся с той же интенсивностью, которые были в июле и начале августа.

Эффективным методом пресечения подобных инцидентов на границе Серж Саргсян видит в создании международных механизмов по расследованию, выявляющих виновных, и представлению их международному сообществу.

Переговоры по урегулированию карабахского конфликта, по словам Саргсяна, продолжаются вестись вокруг подписанного в Казани документа от 2011 года, основанном на "мадридских принципах", основные три пункта которых предполагают отказ от применения силы в решении конфликта, территориальную целостность и право наций на самоопределение. При этом президент Азербайджана от подписания документа отказался, отметил Серж Саргсян.

"Нагорно-карабахский конфликт не имеет военного решения и должен решаться исключительно мирным путем, путем переговоров, поэтому армянская сторона согласилась на встречу глав государств в Сочи", - цитирует сегодня Сержа Саргсяна ArmNews.

Нагорно-Карабахская Республика была провозглашена 2 сентября 1991 года. 6 января 1992 года на референдуме о статусе Нагорного Карабаха 99,89% голосов были отданы за независимость республики, после чего она объявила себя независимым государством. Азербайджан не признает независимости Нагорного Карабаха и считает его частью своих территорий. Международный статус Нагорного Карабаха все еще не урегулирован. Процесс урегулирования карабахского конфликта ведется на основе "мадридских принципов", выдвинутых Минской группой ОБСЕ (страны-сопредседатели - Франция, США и Россия) в 2007 году в Мадриде и обновленных в 2009 году. Эти принципы подвергались критике всеми сторонами конфликта: АрмениейАзербайджаном и Нагорным Карабахом

Напомним, азербайджанские эксперты скептически оценивают итоги сочинской встречи президентов Азербайджана и Армении  по Нагорному Карабаху при посредничестве главы РФ Владимира Путина. Встреча, как и ожидалось, не принесла прорывных решений, стороны остались на своих прежних позициях, отмечают они.

Автор:Армине Мартиросян
12.08.2014 в 17:24Davidas

Алиев доигрался со своей воинственной риторикой, теперь  именно Азербайджан считается агрессором в конфликте связанным с Нагорным Карабахом. В отличие от него Саргсян заявляет о намерении прекратить боевые действия и о необходимости поиска компромиссных решений. Парадоксально, что Армения вместе с Грузией встает на европейский путь и готова взаимодействовать с Западом для разрешения конфликта! Не думаю, что у режима Алиева еще долго получиться нагнетать обстановку в стране пользуясь армянофобской риторикой. Об этом можно судить по акциям протеста в Азербайджане и работе международных организаций, которые осуждают политику президента. Хорошим примером является доклад HRW, в котором открыто говориться о необходимости Совета Европы и Парламентской Ассамблеи призвать к прекращению подавления и преследования критиков правительства, так как это нарушает устав организации (СЕ). Но Азербайджан игнорирует эти пока еще мирные посылы, что не сыграет ему на пользу в решении по спорным месторождениям, карабахскому конфликту и транзиту каспийских энергоресурсов через их нефтепроводы, в особенности, если сейчас Турция сможет договориться с Ираном и продавить проект своего маршрута. Это может ударить и по Грузии, если, конечно, Гарибашвили с Маргвелашвили не сделают "ход конем" и не окажут поддержку этому проекту. По все видимости, именно этот вопрос и будет обсуждаться между лидерами двух стран на встрече после очередной инаугурации Эрдогана. Алиев сам загнал себя в капкан и не знает, как оттуда выбраться? Пойти на примирение – перечеркнуть многолетнюю политику и лишиться народной поддержки, дальше гнуть свою линию – постепенно ухудшать отношения с партнерами и в конечном итоге добиться накопления критической массы народного недовольства, если, конечно, не начать полномасштабные боевые действия, что слишком рискованно в сложившейся политической ситуации.