18:57 / 12.12.2014Заявление о наказании семей боевиков пополнит ряды подполья в Чечне, считают правозащитники

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Заявление властей Чечни о коллективной ответственности боевиков и последовавшие за этим сожжения домов противоречат российским законам и может рекрутировать новых участников отрядов боевиков в республике и за ее пределами, заявили правозащитники в ходе пресс-конференции "Коллективное наказание как метод борьбы с вооруженным подпольем в Чечне". Пресс-конференция получила широкий общественный резонанс в виду попытки нескольких молодых людей сорвать мероприятие, забросав его участников куриными яйцами.

5 декабря Рамзан Кадыров заявил о введении принципа коллективной ответственности для семей членов вооруженного подполья. Глава Чечни сказал, что родственники боевиков будут выдворяться из республики, а их дома - сноситься. Заявлениям Кадырова предшествовало нападение боевиков на Грозный 4 декабря, в результате которого были убиты 14 силовиков и еще 36 получили ранения. 

"В ближайшее время начнутся подворовые и поквартирные обходы"

В Грозном и других населенных пунктах республики "в ближайшее время начнутся подворовые и поквартирные обходы", заявила в своем выступлении 11 декабря специальный корреспондент "Новой газеты" Елена Милашина. По ее словам, "в селе Алпатово Наурского района во время такой зачистки задержали двоих, якобы причастных к нападению на Грозный 4 декабря". "И там же был сожжен дом отца 18-летнего Байсангура Умциева. Хотя отец давно ушел из семьи, а его бывшая жена со своим сыном Байсангуром жила совсем в другом месте", - сказала Милашина.

Она также привела цитату из статьи Натальи Эстемировой (российская правозащитница, журналист, сотрудница представительства Правозащитного центра "Мемориал" в Грозном. Была убита 15 июля 2009 года. - Прим. "Кавказского узла"), опубликованной в "Новой газете" в 2008 году, где говорится, что, выступая по местному ТВ, Рамзан Кадыров, говоря о боевиках, сказал, обращаясь к их родным: "Зло, которое творят ваши родственники, находящиеся в лесах, вернется в ваши дома. В скором времени вы ощутите это на собственной шкуре".

"В 2008 году надо было реагировать на эти высказывания главы Чечни. Тогда возможно, не было бы того, что сейчас начинается в Чечне. А там начинаются зачистки", - подчеркнула Елена Милашина.

Заявление Кадырова о коллективной ответственности за действия боевиков получило "12 тысяч лайков и перепостов", сообщила она. Журналистка особо подчеркнула, что "среди тех, кто одобряет такие действия главы Чеченской Республик очень мало чеченцев". В основном, по ее словам, это жители России разных национальностей.

Однако, по словам журналистки, было еще одно обращение, которое в республике распространяется по WhatsApp (приложение для телефона, позволяющее обмениваться сообщениями. - Прим. "Кавказского узла"). "В  этом обращении есть призывы к ликвидации не только боевиков, но и тех, которые проповедуют нетрадиционный ислам", - отметила Милашина, не уточнив, кто был автором заявления.

"Это происходит потому, что наше общество, не только чеченское, глубоко больно. Оно склонно к насилию, оно ждет насилия, оно жаждет насилия, и оно само готово применять насилие", - в свою очередь отметил глава "Комитета против пыток" Игорь Каляпин.

Причины общественного одобрения таких действий в том, что "люди не верят в закон, в правоохранительную систему, они больше верят в такие методы борьбы с террором, как коллективное наказание", считает глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. "На месте руководителя государства я бы очень беспокоилась, потому что такие настроения в один прекрасный день могут обернуться против власти", - сказала она.

Местные жители сообщили "Кавказскому узлу", что 7 декабря в селе Янди Ачхой-Мартановского района Чечни силовиками были сожжены дома трех семей родственников убитых 4 декабря в Грозном членов вооруженного подполья. 10 декабря один из жителей селения Котар-Юрт сообщил "Кавказскому узлу" о том, что в селении сожжен дом, принадлежащий семье Аслана Бютукаева, которого силовики считают руководителем батальона смертников "Рийад ас-Салихийн". 9 декабря Правозащитный центр "Мемориал" подтвердил информацию "Кавказского узла" о сожжении домов родственников членов вооруженного подполья. По данным правозащитников, за 6-7 декабря в Чечне были сожжены шесть домов родственников боевиков, часть из которых были опознаны родными среди убитых при атаке на Грозный 4 декабря.

"Силовики сожгли дома не только у тех, чьи родственники были опознаны как напавшие на Грозный"

"Силовики сожгли девять домов. И не только у тех семей, которые опознали среди убитых своих сыновей, но и у тех, у которых, по сведениям правоохранительных органов, молодые люди ушли в лес", - сказал председатель совета Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.

По его словам, кампания на тему коллективной ответственности "выходит за те рамки, которые были установлены в свое время самим Кадыровым". 

По его словам, этот метод "может быть эффектен, но не эффективен". "Кроме того, это еще и преступно. Мы должны находиться в поле российского законодательства, которое методы коллективной ответственности и коллективного наказания не предполагает", - подчеркнул Александр Черкасов.

"Дом убитого и опознанного Хожи Решедова был сожжен еще в 2011 году, когда он ушел в лес. Это кому-то помогло? Подобный метод не возвращает людей из вооруженного подполья", - заметил он.

"Если государство использует логику террористов, то оно становится террористическим"

Нападение боевиков - это "страшное событие" и никто его не одобряет, уверена глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. "Но нарушение закона представителем государственной власти – это вещь более опасная. Сейчас приказ Рамзана – уничтожать дома, где проживают семьи боевиков. Отдавая этот приказ, Кадыров исходит из концепции коллективной вины, коллективной ответственности и коллективного наказания. А это логика террористов! И если государство использует логику террористов, то оно становится террористическим государством", - считает правозащитница.

Она также отметила отсутствие реакции федеральной власти. "Выходит, это право решать все вопросы на территории Чеченской Республике "приказом Рамзана" признано федеральной властью, и значит, эта власть несет за это ответственность. К чему приводит такая логика, мы знаем. Сожжение домов, когда в никуда выбрасываются многодетные семьи, можно назвать рекрутированием людей в вооруженное подполье", - считает Светлана Ганнушкина. 

Правозащитница также привела пример работы с вооруженным подпольем в соседней Республике Ингушетия, где создана и действует комиссия по адаптации боевиков. По ее словам, более "60 молодых людей ушли из леса и вернулись к мирной жизни". "И за последний год там нет ни одного теракта", - заметила она.

"Любые силовые действия в отношении граждан должны быть предусмотрены законодательством"

Рамзан Кадыров является высокопоставленным должностным лицом, обладает значительными должностными полномочиями и должен нести ответственность за свои высказывания, заявил в свою очередь глава "Комитета против пыток" Игорь Каляпин.

Напомним, что ранее Игорь Каляпин в обращениях к руководителям Генпрокуратуры и Следственного комитета России потребовал проверить на соответствие российским законам слова главы Чечни об ответственности родственников за действия боевиков.

По словам Каляпина, он предложил СКР квалифицировать это заявление по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). "Это всем понятная юридическая плоскость, когда должностное лицо нарушило законы, призывая к насильственным действиям", - подчеркнул он.

Игорь Каляпин также отметил, что "помимо юридической плоскости, есть еще и плоскость целесообразности". "Я не стал бы об этом говорить. Ведь в цивилизованном обществе и так ясно, что любые силовые, насильственные действия в отношении граждан, любое ограничение и нарушение конституционных прав должно быть предусмотрено законодательством. Но, посмотрев в соцсетях комментарии на заявление Рамзана Кадырова, я понял, что для многих это не является аксиомой", - сказал он.

По словам главы "Комитета против пыток", "чаще всего семья ушедшего в лес боевика его не поддерживает". "Но вот сжигают его дом и всю семью выселяют неизвестно куда. Вот тогда у молодых людей и появятся претензии и к власти, и ко всем нам. Куда они уедут, что с ними будет дальше – мы уже не узнаем. Это в Чечне есть люди, которые знают, кто с кем в каком родстве находится, чем занимается. А если этот парень уезжает в другой регион, его отслеживать и контролировать уже никто не сможет", - уверен Игорь Каляпин.

Он отметил, что, по его убеждению, эти сожжения домов - контрпродуктивны. "Они не приведут к тому, что террористическое подполье озаботится судьбой своих семей, и боевики вернутся к мирной жизни. Ничего подобного! Скорее наоборот, кто-то из этих семей, чей дом разрушен до основания, уйдет в лес", - заявил он.

"Вы защищаете преступников"

Выступление Игоря Каляпина прервал один из присутствующих, одетый в деловой костюм. Как выяснилось, это был Рустам Тапаев, возглавляющий в Москве Союз чеченской молодежи. "А вы скажите, как с ними бороться по-другому?" - громко спросил он.

"Я вам с удовольствием потом отвечу на все ваши вопросы", - ответил на эту реплику Каляпин. "Вы сейчас скажите!", - настаивал Тапаев.

Во время словесной перепалки в сторону выступавших направился молодой человек спортивного телосложения. "Рамзан Кадыров – герой России, который вытащил республику из бездны, в которой она оказалась из-за таких как вы!", - возмутился он и с возгласами "вы защищаете преступников" приблизился к Каляпину на расстояние около полутора метров. После этого он начал метать в него сырые куриные яйца. К нему подключился еще один молодой человек, находившийся недалеко от выхода из комнаты, где проводилась пресс-конференция.

19 января 2009 года после пресс-конференции в этом же пресс-центре , посвященной досрочному освобождению воевавшего в Чечне полковника Юрия Буданова, были расстреляны адвокат Станислав Маркелов и студентка журфака МГУ, журналистка "Новой газеты" Анастасия Бабурова.

"Мы продолжим мероприятие", - стала успокаивать собравшихся программный директор по России правозащитной организации Human Rights Watch Татьяна Локшина, снимая с Каляпина испачканный пиджак.

Однако позднее идентифицированный как Тапаев молодой человек, не обращая внимания на просьбу Локшиной представиться, обвинил правозащитников в передергивании фактов. "Вы говорите только то, что хотите говорить!" - сказал он и покинул помещение.

Позднее Рустам Тапаев пояснил, что практика изгнания родственников боевиков имеет, с его точки зрения, основания. "Я могу сказать, что если бы не было этого изгнания, причем не всех, а именно тех семей, которые знали, которые потворствовали этому акту (нападению на силовиков в Грозном 4 декабря. – Прим. "Кавказского узла"), то родственники погибших сотрудников МВД могли объявить кровную месть тем родственникам погибших террористов", - заявил Тапаев в эфире телеканала "Дождь".

Он исключил, что при сожжении домов могли пострадать невиновные. "Выселили родственников террористов. Перед этим со всеми была проведена беседа. Родственники, соседи, друзья, знакомые - все знают. Пока у нас не будет 100% уверенности, никаких действий не происходит", - убежден Тапаев.

"Тех молодых людей, которые кидали яйца, я их лично не знаю, но на пресс-конференции я увидел, что это мои земляки", - заверил Тапаев.

Однако, по свидетельствам очевидцев, все трое уехали на машине, припаркованной у здания, где находится Независимый пресс-центр. Номера машины были измазаны грязью, сообщает корреспондент "Кавказского узла".

"Допрошены потерпевшие, сфотографировано место происшествия"

После инцидента правозащитники вызвали полицию, отметила Светлана Ганнушкина. "Есть фотографии машины этих ребят. Мы их видели, когда пресс-конференция начиналась, я даже боялась чего-то худшего", - поделилась с "Интерфаксом" своими переживаниями Ганнушкина.

Следственная группа приехала через 30 минут, рассказала Татьяна Локшина. "Были допрошены потерпевшие, осмотрено и сфотографировано место происшествия. Потерпевшие - Игорь Каляпин и Александр Черкасов написали заявления. О дальнейших действиях, как сказали следователи, нам будет сообщено дополнительно", - пояснила она.

"Я вовсе не воспринимаю эту идиотскую выходку как оценку моих действий и моей работы чеченским народом. Я регулярно бываю в Чечне, начиная с 95-го года... Я видел разных чеченцев, в разных ситуациях... Я знаю, что чеченец, у которого кончились аргументы, или который не знает, что сказать, может достать пистолет или бросить гранату. Но швыряться яйцами в человека, только потому, что он пришел сказать свое слово... и убежать.... Так чеченцы никогда не поступали и, уверен, не поступают", - сообщил сегодня на своей странице в Facebook Игорь Каляпин.

Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов назвал происшествие "абсолютно ненормальным" и пообещал обсудить его с представителями руководства России, пишет "Росбалт".

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей правоохранительных органов по поводу произошедшего на пресс-конференции.

Автор:Татьяна Гантимурова
15.12.2014 в 06:11Вита777

А почему эти якобы "Право защитники" не были видны в 2006-ом во время захвата Школы в Беслане? Где они были? На чьи деньги они содержатся?

Почему они не возмущаются и не борятся с практикой взрыва домов террористов в Израиле? Она существует уже давно? Где их протесты против этого?

Они просто предатели, враги, живущие на иностранные деньги и "просыпающиеся" со своими проестами ТОЛЬКО когда это нужно их хозяевам.

 

Плевать им на права человека. Они защищают только семьи террористов. Но им плевать на семьи погибших милиционеров.

14.12.2014 в 19:36mister.caifudin

А троицу яичной тухлятины искать и наказывать никто не посмеет, Рамзанка не позволит.

12.12.2014 в 22:10Эльбрус5

"Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?". Поль Гоген -1897 г.

15.12.2014 в 00:20Druzъ

Хотелось бы сказать, что мне искренне жаль тех погибщих полицейских и я искренне соболезную родным их.

Но сжигание домов и выдворения родственников боевиков врядли даст эффективного рещзультата в борьбе с терроризмом. 

Наоборот,  сжигание домов - это масло в огонь.  Террористов от этого меньше не станет, скорее всего ряды боевиков пополнятся теми молодыми  членами выдворенных домов и их близких родственников, а эти выдворенные навсегда будут ненавидеть тот режим, который их лишил дома.  Мне кажется, такие методы неэффективны вообще.