19:47 / 27.01.2015Правозащитница Исмайлова сообщила об отказе полиции в Баку принять ее заявление о нападении

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Заявление юриста Института свободы и безопасности репортеров Гюнай Исмайловой о том, что 26 января она подверглась нападению в Баку, не было принято сегодня полицией, сообщила сама правозащитница.

Как писал "Кавказский узел", 26 января юрист Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Гюнай Исмайлова сообщила, что неизвестный схватил ее за горло и попытался ударить. Девушке, по ее словам, удалось позвать на помощь соседей, после чего нападавший скрылся.

Исмайлова: нападение не было попыткой ограбления

После звонка правозащитницы на службу "102" около полуночи к ней на съемную квартиру пришли трое сотрудников полиции в форме и один в штатском, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" Гюнай Исмайлова.

"Эти люди выслушали меня, и один из них сказал, чтобы я сегодня пришла в отделение полиции и написала официальное заявление. Но сегодня, когда я пошла в полицию, у меня не приняли заявление и сказали, что этого сотрудника нет на работе", – рассказала правозащитница, добавив, что ей предложили прийти еще раз 28 января.

Если и 28 января заявление не примут, то у Исмайловой, по ее мнению, "будут все основания полагать, что полиция уклоняется от расследования".

"Это еще более усилит мою убежденность, что нападение на меня было организовано властями в отместку за мою правозащитную деятельность. Это не было похоже на попытку ограбления. Потому что этот человек даже не попытался вырвать из моих рук сумку. У него в руке был какой-то предмет, и он явно хотел причинить мне телесные повреждения. Но из-за того, что я сопротивлялась, он не мог сделать это. Хорошо, что соседи вовремя вышли на шум", - отметила Исмайлова.

Летом 2014 года она получила сообщение с угрозой, сказала Исмайлова.

"Однажды, когда летом шли аресты правозащитников, на один из моих статусов неизвестный пользователь написал мне в Facebook письмо с угрозами расправы. Но я особо на это не обратила внимания. Все равно мы находимся под постоянным надзором, и наши действия отслеживаются, и каждый момент может произойти что угодно", - сказала она.

Обращение Исмайловой в полицию обязательно будет расследовано, заявили корреспонденту "Кавказского узла" в пресс-службе МВД.

"Если есть ее обращение в полицию, то, конечно же, это будет расследовано", – сказал представитель ведомства, воздержавшись от других комментариев.

Исмайлова связывает нападение с критической публикацией в газете The New York Times о ситуации с правами человека в Азербайджане, написанной ею совместно с координатором Альянса защиты политических свобод Самиром Казымлы. Авторы статьи подчеркивали, что в стране уголовному преследованию подверглись правозащитники Лейла Юнус, Интигам Алиев, Расул Джафаров, Анар Мамедли.

Быть правозащитником в Азербайджане означает постоянно подвергать себя рискам угроз, нападений и давления, сказал корреспонденту "Кавказского узла" соавтор статьи в The New York Times Самир Казымлы.

"Я постоянно чувствую за собой слежку", – заявил он.

Причины нападения на Исмайлову могут быть различными, считает Казымлы.

"Это может быть и за статью, и за ее статусы в Facebook, которые в основном посвящаются активной защите прав политзаключенных, преданию огласке грубых нарушений процессуальных норм", - предположил Казымлы. 

Представитель ОБСЕ выразил обеспокоенность нападением на Исмайлову

С тем, что нападение на Исмайлову могло иметь политические мотивы, согласен и глава альянса "Азербайджан без политзаключенных" Огтай Гюльалыев.

"Гюнай Исмайлова молодой и грамотный юрист с активной гражданской позицией. Раньше она специализировалась на вопросах защиты свободы медиа, проводила мониторинги и фиксировала факты нарушения свободы прессы. Но после ареста известных правозащитников Расула Джафарова, Лейлы Юнус, Интигама Алиева стала также активно защищать их права и заниматься привлечением внимания международной общественности к проблеме политзаключенных в Азербайджане. Мне кажется, чтобы ограничить ее работу в этом направлении, прокуратура под предлогом следствия против ИСБР запретила ей выезд из страны", - отметил Гюльалыев.

8 августа 2014 года силовики пришли с обыском в офис ИСБР в Баку и изъяли все электронные носители, съемочное оборудование, финансовую документацию и материалы, касающиеся правозащитной деятельности организации. С 11 августа 2014 года офис организации остается опечатанным, сотрудников ИСБР вызывают на допросы.

Обеспокоенность в связи с нападением на Исмайлову и ухудшением ситуации со свободой слова в Азербайджане выразила представитель ОБСЕ по вопросам свободы медиа Дунья Миятович.

"В связи с этим инцидентом власти должны оперативно и всесторонне провести расследование и обеспечить безопасность Исмайловой. Адвокаты играют большую роль в защите СМИ и обеспечении их поддержки, а также проведении мониторинга нарушений свободы слова", - говорится в заявлении Миятович, распространенном сегодня офисом представителя ОБСЕ по свободе СМИ.

Миятович призвала власти Азербайджана освободить журналистку Хадиджу Исмайлову, правозащитника Расула Джафарова и всех сотрудников СМИ, подвергшихся уголовному преследованию.

"Кавказский узел" подготовил справку "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане (2014)". Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", собраны на тематической странице "Преследование активистов".

Автор:Фаик Меджид