ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Власти России считают Рамзана Кадырова незаменимым в нынешней модели отношений с Чечней, и шансы на смену главы Чечни весьма невелики. Кремль, опасающийся потери контроля над республикой, максимально расширил автономию главы Чечни на принятие радикальных решений. Положение Кадырова укреплено федеральными силовиками и местной элитой, связанной круговой порукой, сообщила директор проекта по Северному Кавказу Международной Кризисной группы и член Совета ПЦ «Мемориал» Екатерина Сокирянская в эксклюзивном интервью «Кавказскому узлу».
"Кавказский узел" писал, что второй срок полномочий Рамзана Кадырова на посту главы Чечни истекает 5 апреля. 23 февраля он заявил, что не хочет оставаться главой республики. 27 февраля на федеральном телеканале вышло интервью с Кадыровым, где он вновь сказал, что оставит политику. При этом, по данным близких к властям источников, уже решено, что Кадыров будет назначен врио главы Чечни, а потом победит на прямых выборах.
Личным проектом Путина, способным решать важные для Кремля задачи, назвала Рамзана Кадырова Екатерина Сокирянская. "Возможность отставки Рамзана Кадырова минимальна, он незаменим в той модели отношений с Чечней, которую Кремль выстраивает последние 13 лет. По мнению Кремля, смещение Рамзана чревато потерей контроля, на что Путин в условиях экономического кризиса и грядущего электорального цикла, на мой взгляд, не пойдет. Это не значит, что Рамзан незаменим или ему нельзя найти другое достойное применение. Если тщательно продумать переходный этап, серьезных потрясений уход Кадырова не вызовет. Проще всего осуществить мягкую трансформацию власти в Чечне президенту Путину, ведь он сам создал сегодняшнюю конструкцию и является непререкаемым авторитетом для Рамзана. Если Путин не сделает это, он после себя оставит России в наследство большую проблему", - заявила Сокирянская.
"Кавказский узел" представляет читателям краткую и полную версии эксклюзивного интервью Екатерины Сокирянской о системе управления Чечней, особой роли Рамзана Кадырова в российской политике и возможных сценариях развития ситуации в регионе.
По ее мнению, в постконфликтных ситуациях и при передаче значительных полномочий бывшему парамилитарному образованию полный контроль федерального центра невозможен, однако Кремль этого и не добивается.
"У местных игроков всегда есть свои интересы, которые не совпадают с интересами центра, и они не готовы раскрывать всю информацию о своей деятельности. На мой взгляд, Кремль намеренно дал большую автономию и власть Рамзану Кадырову и не заинтересован в повседневном рутинном контроле. По сути, Чечня отдана на откуп определенной группе людей взамен на конкретный набор услуг с их стороны. При желании Кремль безусловно способен установить гораздо большую степень контроля и интеграцию Чечни в общероссийское правовое и политическое пространство", - уверена Сокирянская.
К последствиям предоставления широкой свободы действий отнесла Сокирянская атаку Кадырова на внесистемную российскую оппозицию. "Я не верю, что Рамзан нападал на оппозицию по указке Кремля или же по кремлевским заготовкам. Это его собственная инициатива и экспромт, которые, тем не менее, могут быть на руку руководству России. Кадыров артикулирует то, что ни один федеральный чиновник не может себе позволить озвучить, таким образом, во всем обществе смещается понятие нормы", - считает эксперт.
По мнению эксперта, окружение Кадырова предано ему и связано круговой порукой, однако залогом устойчивости режима в Чечне являются федеральные силовики.
"Присутствие войск гарантирует поддержку режима в случае волнений. Власть в республике держится на штыках не кадыровских силовиков, а федеральных. Если их вывести сейчас из Чечни, то режим Кадырова не продержится и недели со всеми своими силовиками, значительная часть которых сразу выйдет из подчинения Рамзану. Самое близкое окружение предано Рамзану и будет стоять за него, поскольку связывает с ним свои стратегии выживания. Однако если обстоятельства загонят их в угол - они будут спасать прежде всего себя и свои семьи", - считает Екатерина Сокирянская.
В январе 2016 года Рамзан Кадыров заявил, что к внесистемной оппозиции нужно относиться "как к врагам народа, как к предателям". Эти слова, а также провокационные высказывания его ближайших сторонников, вызвали волну критики в адрес главы Чечни. С требованиями отставки Кадырова выступали представители интеллигенции и правозащитники, партия "Яблоко", автор доклада о главе Чечни "Угроза национальной безопасности" Илья Яшин, а также участники митингов в память Бориса Немцова. Сами чеченские власти отреагировали на критику организацией массового митинга в поддержку Кадырова, на который обязали явиться бюджетников и школьников. Авторы резолюции митинга приравняли критику главы Чечни к подрывной деятельности против государства.
"О какой массовой поддержке Кадырова можно говорить?"
Особую роль в устойчивости чеченского режима играют дотации федерального центра и различного рода финансовые сборы, проводимые местными властями, сказала Екатерина Сокирянская.
"В условиях экономического кризиса Чечня находится в привилегированном положении: если дотации из федерального бюджета и будут сокращать, то постараются это сделать минимально болезненно и индексировать. Однако в связи с девальвацией рубля денег не хватает, а чеченская элита привыкла жить в роскоши. Нехватка средств приведет к повышению поборов с граждан республики и усиленному давлению на малый и средний бизнес. Все строительные планы Кадырова, скорее всего, будут выполнены. Средства на эти проекты действительно будут частными – из Фонда Кадырова, "добровольные" пожертвования бизнесменов или вклады дружественного Рамзану бизнеса, благодарного за поддержку. Реакции из Кремля, скорее всего, не будет. Потому что между Кремлем и чеченской элитой в лице Кадырова есть негласное соглашение, что они обеспечивают федеральному центру борьбу с подпольем, отсутствие протестов и красивые результаты на выборах. Взамен им гарантируются поддержка и безнаказанность", - обрисовала эксперт модель финансовых отношений официальных Москвы и Грозного.
Люди воспринимают добровольно-принудительные пожертвования в Фонд Кадырова как поборы. "Действуют схемы, более сложные и избирательные. Люди с малым доходом платят меньше и не так регулярно, те же, у кого доходы выше - платят больше. Используются и другие механизмы откачки денежных средств. Далеко не все "сборы" попадают в Фонд Кадырова", - поделилась своими наблюдениями Сокирянская.
Однако такая политика местных властей вызывает протест у жителей Чечни. "О какой массовой поддержке Кадырова можно говорить? Достаточно посмотреть видеоролики, где дети младших классов, студенты, госслужащие стоят с готовыми плакатами с призывами поддержки Путина и Кадырова, которые потом валяются по всему городу. В Чечне отработана методика проведения массовых митингов и шествий. Госслужащих, студентов и школьников заставляют участвовать в обязательном порядке", - резюмировала общий формат провластных акций в Чечне Екатерина Сокирянская.
По мнению эксперта, недовольство населения может явным образом выразиться в случае ослабления поддержи Кадырова федеральным центром. "Есть категория населения, которая искренне его (Кадырова) поддерживает. Среди них - те, кто работает во властных структурах, имеет бизнес при власти, часть молодежи и старики, которым нравится его консервативная риторика. Большинство жителей Чечни воспринимают роскошную жизнь элит на фоне едва сводящего концы с концами населения как квинтэссенцию навязанного им Москвой феодального строя. Пружина сжата до предела. Она отскочит при первой возможности. Не сейчас, а когда изменится статус-кво в Москве", - уверена прожившая многие годы в Чечне в качестве сотрудника местного отделения Правозащитного центра «Мемориал» и преподавателем исторического факультета ЧГУ Екатерина Сокирянская.
В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" опубликована биография Рамзана Кадырова. Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслием в республике размещаются на тематической странице "Инакомыслие в Чечне".
Кто не понял, тот пускай подумает и посмотрит под другим углом точки зрения. Чечня - это модель России.
Я думаю, что в Чечне, как и во все России, идет битва внешне регулируемой самоуправляемости и самоуправляемой модели. Самоуправляемая модель возобновилась в 90-х годах и нам ее описывают в рассказал о маленьком государстве бандитов, которое разделилось на несколько дестяков сильных кланов и пытались искать пути самоорганизации, в том числе и самоорганизации через подчинение друг другу через поднятие флага веры, в том числе и через внешнюю агрессию. Были данная система становления самоуправляющейся Чечни эффективна и отрегулировалась бы она постепенно в нечто живое и создительное сегодня понять не воможно. На место самоупрвляющейся модели была предложена внешне самоуправляющаяся модель, ее можно обозвать и "марионеточной", но я бы так делать не стал, потому что эта модель более старая, чем модель чистого внешнего навязывания, которую любят рисовать описывая "марионеточные" режимы. Внешнюю самоуправляемость я бы здесь рассматривал с точки зрения внешнего сомнения в способности не взорваться, это почти идентичное отражение модели самоуправляемой существовавшей до этого, но с элементами добавленными в результате сомнения. Просто это похоже на управляемый ядерный взрыв, когда сферу взрыва вводятся внешние стабилизаторы, которые, к стати, работают за счет внутренней реакции внутри ядерного взрыва, без внутренней реакции, которая все равно идет, внешние стабилизаторы были бы бесполезны. Сфера продолжает наполняться ядерной реакцией, и эта реакция ни чем не отличается от не управляемой, но множество внешний вторжений удержавают ее внутри сферы. Технологии сегодняшней Чечни ни чем не отличаются от технологий смоуправляемой Чечни 90-х годов, ни чем абсолютно, такие же отношения как внутри, так и во вне. Приглядитесь. И вот тут возникает очень сложный вопос, а какова же роль лидера этой наполненной ядерной реакцией сферы? Лидер - это одно из внешний вторжений, которую если извлечь, то самоуправляемость улучшиться? Или лидер - это часть ядерной реакции внутри сферы, которая оказалась ближе всего к объектам внешнего стабилизирующего вторжения и вбирает в себя большу часть энергии взрыва вступает во взаимодействие со стабилизаторами и опять и опять и опять оказывается той самой впитывающей частью? При этом надо осознавать, что вторгнувшиеся внутрь сефры внешние стабилизаторы, а в управляемом ядерном взрыве на атомных станциях эту роль играют графитовые стежни, так вот эти стабилизаторы надо постоянно менять, потому что само нахождение их внутри, внутри постоянно кипящего ядерной реакций котла приводит к выходу из строя графитовых стержней. Стержни извлекают и после восстановления опять возвращают в реактор.
Так вот ответ на вопрос о Кадырове? Он часть ядерной реакции под названием самоуправляемая Чечня, а не внешний стержень, он та часть, которая оказывается ближе сего к стабилизирующим графитовым стержням. Когда-то этот выбор сделал даже не Ахмад Кадыров, а он был сделан его предками. Смена сегодняшнего лидера, вы не поверите, будет связана с естественными изменениями внутри сферы ядерной реакции. Мы в один день проснемся, а процессы в Чечне идут уже как-то по другому, но вопрос, как этот вечный процесс ядерной саморегуляции Чечни держать под котролем будет все время стоять перед Россией.
Мое уважение Екатерине Сокирянской!!!
Смена власти в кремле приведет всех в Чечню. Опять через Чечню будет поднимать свой авторитет очережная кремлевская хунта.
Ох, боюсь, как бы вы не оказались очень правы, ох боюсь!!!
Какие-то у вас астрономические формулировки, что я даже не понял всю суть тезиса.
Уважаемый, Druzъ , осторожнее с образцовостью, не забывайте, что у всех регионов нашей страны свой исторический путь и каждый из нас прошел свое. Как только возникает универсализм в подходах к регионам - можно, не желая этого, заложить мину под такое большое пространство. То что образцово для Чечни может оказаться неприемлемо для рядом стоящего Дагестана, а я уж не говорю о такихпространствах как Якутия или Владивосток. Посмотрите как в Коми ответил на гибель 36 своих горняков и посмотрите на Чечню. Осторожнее с образцовостью.
"При желании Кремль безусловно способен установить гораздо большую степень контроля и интеграцию Чечни в общероссийское правовое и политическое пространство", - уверена Сокирянская" - Чечня самая интегрированная в общероссийское правовое и политическое поле република в России. Политический режим в Чечне - это самый образцовый региональный режим, распространение формата которого очень хочется многим гражданам страны. Опыт политического Чечни повсеместно применяется через како-то время в остальной части России. Все.