ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Национальный фактор не является определяющим в ситуации с аварцем, жителем чеченского села Кенхи Рамазаном Джалалдиновым. Однако позиция властей Дагестана в данном вопросе понесла серьезные имиджевые потери, заявили в ходе обсуждений участники проекта "Игры журналистов".
"Кавказский узел" писал, что Джалалдинов в опубликованном 14 апреля видеообращении к Путину рассказал, что жители аварского села Кенхи Шаройского района Чечни не могут без крупных откатов получить компенсации за разрушенное жилье, а хороших учителей из села "выдавливают", удерживая у них зарплату. Сообщалось, что в ночь на 12 мая был сожжен его дом в Кенхи. Старшая дочь Джалалдинова утверждает, что дом сожгли силовики, а его супруга рассказала, что оклеветала мужа под угрозой расправы. 16 мая местные жители сообщили об оцеплении Кенхи силовиками, которые требовали раскрыть местонахождение Джалалдинова. А из Дагестана поступила информация, что 15 мая Джалалдинова в Дагестане пытались похитить неизвестные.
17 мая стало известно о том, что власти Дагестана решили помочь семье Джалалдинова с жильем. Дагестанская делегация 14 мая посетила чеченское село Кенхи по поручению Рамазана Абдулатипова, нарушения прав местных жителей не зафиксированы, заявил "Кавказскому узлу" представитель руководства Дагестана. Как утверждают жители села, 14 мая делегацию из Дагестана полицейские не пустили посмотреть на сгоревший дом Рамазана Джалалдинова и разрушенные войной здания. Представители делегации объяснили, что приехали в Кенхи "по инициативе авторитетных людей из группы Сагида Муртазалиева", заявляли местные жители.
Заседание пресс-клуба "Игры журналистов" на тему: "Сообщения о нарушениях прав этнических дагестанцев в Чечне как информационная угроза" состоялось в Махачкале 29 мая, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
"Дагестанские власти включили режим молчания"
Власти Дагестана в ситуации с Кенхи понесли серьезные имиджевые потери, включив режим молчания и ограничившись двумя-тремя заявлениями общего характера, считает обозреватель дагестанского еженедельника "Черновик" Магомед Магомедов.
Дагестанская власть в этой истории "могла стать героем, защитившим своего земляка, справедливым судьей, выступающим гарантом защиты и соблюдения прав Джалалдинова", отметил он.
"Вместо этого дагестанские власти, на чьи действия смотрело всё общество, скрылись, включили режим молчания, ограничившись двумя-тремя заявлениями общего характера. А ведь элементарное способствование решению текущих проблем Рамазана (в частности, помощь его детям с учёбой, ему и его жене с восстановлением документов и предоставлением временного жилья) могло бы выправить имидж наших властей, продемонстрировать их человечность", - сказал обозреватель "Черновика".
Кто-то преднамеренно пытается искусственно нагнетать напряженность между двумя республиками и углублять конфликт между аварцами и чеченцами, в свою очередь заявил журналист Альберт Эседов.
"Отсутствие должного расследования и правовой оценки случившегося явно приведут к тому, что замедлится план возрождения Ауховского района в Дагестане. Что, естественно, скажется на имидже и политическом весе Рамазана Абдулатипова, который с первых дней своего руководства республикой объявлял о планах по Ауховскому району", - сказал журналист.
По его мнению, "если все произошедшее было кем-то заранее продумано и реализовано, то в преддверии выборов следует ожидать и понижение политического веса в глазах дагестанцев некоторых кандидатов чеченской национальности".
Ауховский район, в котором компактно проживали чеченцы-аккинцы, был ликвидирован в 1944 году после операции "Чечевица". В северо-западной части территории района образован Новолакский район, эта часть была заселена лакцами из горной части Дагестана, а юго-восточная часть района передана соседнему Казбековскому району вместе с двумя населенными пунктами Юрт-Аух и Акташ-Аух и заселена аварцами из соседнего села. Спустя 13 лет, в 1957 году, чеченцам-аккинцам, как и остальным депортированным вайнахским народам, разрешили вернуться на историческую родину. Тогда же было решено оставить на землях бывшего Ауховского района переселенных туда лакцев и аварцев, а возвратившимся аккинцам были предоставлены свободные земли для обустройства в Хасавюртовском районе, непосредственно примыкающем к их прежним местам проживания.
"Ситуация в Кенхи может быть провокацией"
В настоящее время можно наблюдать попытку "загасить" ситуацию или перевести ее в русло межнационального и политического противостояния, считает журналист Зайнаб Алимирзаева.
"Появившиеся в ряде СМИ публикации, где конфликт переводят в межнациональное и политическое русло, говорят о том, что ситуация с Кенхи вполне могла быть провокацией в отношении руководства и национальных лидеров республики, но, тем не менее, судя по выдержанной и взвешенной реакции последних, конфликт сведен на "нет", - заявила она.
По ее мнению, если бы всем, кто приехал в Кенхи, дали спокойно встретиться и переговорить с местными жителями, демонстрируя тем самым открытость, вопрос мог быть снят с повестки. "Но запоздалое "отречение" кенхинцев от сельчанина вызвало еще больше вопросов, нежели дало какой-нибудь внятный ответ", - отметила она.
16 апреля жители Кенхи провели сход, на котором перед камерами репортеров чеченского телевидения публично осудили Джалалдинова, а в чеченских СМИ появились статьи с опровержением его слов. На сельском сходе в Кенхи 20 мая местные жители вновь публично осудили Рамазана Джалалдинова. От имени сельчан было направлено обращение к президенту, в котором говорится о попытках разжечь межнациональную рознь в Кенхи.
По мнению Алимирзаевой, для того чтобы избежать негативных последствий, руководство Дагестана должно обеспечить безопасность семьи и рассмотреть возможность предоставления жилья или выделения земельного участка Джалалдиновым.
"В случае если будут еще желающие вернуться в Дагестан, аналогичную помощь оказать и им. Не нужно осуждать или обвинять кого-то в чем-то. Думаю, правовую оценку всему произошедшему дадут правоохранительные органы, и виновные понесут наказание. Это позволит снизить градус социального волнения и не оставит поводов для ухудшения ситуации и перехода ее в националистическое русло, что мы сейчас наблюдаем", - сказала Зайнаб Алимирзаева.
Рамазан Джалалдинов сам имитировал поджог своего дома, заявил ранее врио главы Чечни Рамзан Кадыров. Основные версии пожара - поджог и неисправность проводки. Об этом "Кавказскому узлу" сообщили в прокуратуре республики.
"В Чечне обижают не аварцев, а несогласных с политикой властей"
Главной причиной возникновения подобной ситуации стало "чудовищное социальное неравенство", заявил политический обозреватель дагестанского еженедельника "Новое дело" Рамазан Раджабов.
"Вся страна обсуждает свадьбу племянника Кадырова. Атрибуты роскоши сильно отличаются от кадров из Кенхи, которые показал Рамазан Джалалдинов", - рассказал журналист.
Он также напомнил, что это "не первый случай, когда местные жители в надежде на справедливость пытаются придать огласке проблему". "Но каждый раз Рамзан Кадыров выходил из ситуации победителем", - отметил он.
Опрошенные "Кавказским узлом" жители Чечни полагают, что в республике усиливается тенденция преследований людей, которые допускают критические высказывания в адрес Кадырова. Новости о давлении на тех, кто публично заявлял о проблемах в Чеченской Республике и выступал с критикой в адрес властей региона, "Кавказский узел" публикует на специальной тематической странице "Инакомыслие в Чечне".
"В случае с Рамазаном Джалалдиновым, ключевую роль сыграл национальный фактор. Ряд СМИ пытались акцентировать на этом внимание и кричать, что в Чечне обижают аварцев. На мой взгляд, он тут не причем. В Чечне обижают всех, кто не согласен с "линией партии", - сказал журналист.
"В Кенхи нет дискриминации по национальному признаку"
В селе Кенхи нет дискриминации по национальному признаку, заявил главный редактор дагестанского отделения ИА "СевКавИнформ" Саид Ниналалов.
"Ущемления нет, есть только высокогорный район, которому мало уделяется внимания. В Дагестане таких районов немало, и их развитие зависит от энергии их глав и отношений с руководством", - сказал Ниналалов.
В ситуации вокруг села Кенхи явно имеет место притеснение по национальному признаку, считает кавказовед Михаил Рощин. "В советское время жители Кенхи записывались аварцами, хотя фактически это маленькая народность, которая называется чамалинцы", - отметил он ранее "Кавказскому узлу".
Согласно справочной информации "Чамалалы" в разделе "Справочник" на "Кавказском узле", чамалинцы (или чамалалы) компактно проживают в Цумадинском районе Дагестана и Шаройском районе Чечни. Этнос был разъединен в 1929 году, когда Кенхи и близлежащие хутора не вошли в только что организованный Цумадинский район. Дополнение "Кавказского узла" от 00.18 31.05.2016.
Разговоры о нарушениях этнических прав дагестанцев на примере ситуации с Рамазаном Джалалдиновым возникают не столько по причине этнической нетерпимости в Чечне, сколько из-за политики властей, считает журналист Шарапудин Магомедов.
"И в случае поджога дома Рамазана Джалалдинова определяющим предстает не то, кто именно поджег дом, а то, что никто за это не понесет уголовной ответственности", - отметил Магомедов.
По его мнению, причина того, что поджог дома преподносится как ущемление этнических прав, "не столько в наличии злого умысла чеченцев нарушить права аварцев, сколько в восприятии этого действия некоторыми жителями Кенхи".
"Поэтому дело, скорее, не в аварце Рамазане Джалалдинове, а в гражданине, который пожаловался Путину, и дело не в аварцах, которых после отъезда Джалалдинова ущемляли в правах, а в сторонниках жалобщика", - отметил журналист.
"Обратившиеся к президенту России часто ставят себя под удар"
Ситуация в селе Кенхи - это далеко не первый случай, когда те, кому удаётся привлечь внимание президента к своей проблеме, ставят себя под удар, заявила журналистка аварской газеты "Миллат" Алиса Алдашева.
"У простых людей прочно укоренилась мысль, что самый верный способ получить помощь в беде – это пожаловаться президенту", - отметила она.
По ее словам, на сегодняшний день, когда ситуация переводится в межнациональное русло, "кенхинский феномен приобретает несколько иной окрас". "Да, возможно, в Чечне, как и в других местах, где живут этнические дагестанцы, есть межнациональные конфликты, слабо или сильно выраженные. Однако в данном случае было разоблачение коррупционной системы в районе, где ущемлялись как аварцы, так и чеченцы", - подчеркнула она.
Два варианта развития ситуации - "оптимистичный" и "пессимистичный", выдвинул обозреватель дагестанского еженедельника "Черновик" Магомед Магомедов.
"Оптимистичный вариант, в принципе, уже реализуется: в Чечне этот год объявлен годом Шаройского района. В Кенхи, вроде бы, уже ведут дорогу, газопровод, ведутся какие-то работы внутри села, сменили главу района и руководителя РОВД. То есть те проблемы, на которые указывал Джалалдинов, решаются", - отметил журналист.
Напомним, что Рамзан Кадыров поручил за три месяца отремонтировать дороги и башенные комплексы, провести газ и построить мечети в Шаройском районе Чечни. Эти планы он озвучил на встрече с жителями села Кенхи 6 мая.
Однако, по его мнению, Джалалдинов "этими благами вряд ли сможет воспользоваться". "Его родное Кенхи, в массе своей, уже дважды - трижды отказалось от него, объявляя аферистом и неадекватным человеком, поэтому появление Джалалдинова в селе не вызовет большой радости у местных жителей. Но благами цивилизации, появившимися в селе благодаря Рамазану, пользоваться будут все", - сказал журналист.
Говоря о пессимистичном прогнозе, Магомед Магомедов отметил, что ситуация в Кенхи и проблема Джалалдинова "надоедят как СМИ, так и обществу". "Это закономерность и свойство человеческой натуры. Люди устанут каждый день слышать: "Волки! Волки!", как и сам Джалалдинов. И вот тогда ему придётся труднее всех: он жив-здоров, пока находится в центре общественного внимания. Как только оно сместится в сторону, нашему герою придётся трудно", - предположил журналист.
"Кавказский узел" освещает ситуацию в Кенхи на специальной тематической странице "Кенхи: цена критики Кадырова".
Ну что вы, это было всегда в традиции всех народов мира. Я приведу только один пример. Если человек побеждает, то у нас у всех начинается сильнейшее доверие к этому человеку, ведь он победой избран Богом, в нем Божественная сила. Это можно разглядеть во множества традиционный процедут Кавказа. Идти за победителем, идти за сильным, идти за обожествленным. Так что сакральность - это для Кавказа очень традиционно, к стати это и очень традиционно для России целиком.
Обожествление власти - это не про монархию и аристократию, это два теримина из венца обожествления. Обожествление началось много раньше, когда вожди, вдруг стали потихоньку шаг за шагом переставать быть просто лидерами, а стали жестко отличаться. Есть одна деталь, которая может быть предъявлена в пользу вашей точки зрения. Обожествление становится нормой, когда власть начинают наследовать. У вайнахов наследование - не условие власти. Хотя, приглядитесь к сегоднешней власти...
очень неуверенно, бледно, вяло,
("прощёлкали")
то ли дело власти ЧР!
власти нигде не любят критику, поэтому не поддержали, а за преследования, произвол, беспредел необходимо привлечь виновных к уголовной ответственности...
Если мерять имиджевость через кто кого переборзел, то да, власти Дагестана проиграли, но если мерать мерками справедливости, мерками гуманности, то помоему Дагестан выиграл в этом деле многократно, а вот Чечня проигрывает и проигрывает в имиджевом плане.
ну правильно, кто ничего не делает (Дагестан), тот и не проигрывает, но ведь, и не выигрывает!
Ну что вы власти Дагестана все же в этой игре принимали участие. Был момент когда они молчали, но потому-то включились в игру.
и все таки, когда у власти позиция сильная, то она старается хоть бы и пыль в глаза пустить, но проявить себя, чтобы даже повода для разговоров о беспомощности не давать
Исходя из вашего суждения, все кто пускает пыль в глаза - слабы? Ой осторожнее с такими заявлениями. В нашу эпоху информационных воин, силен не только тот, у кого сильнее экономика и круче армия, но так же сильны и те кто круче именно в информационном противостоянии.
Вписывание за своих - это палка о двух концах. Вписался, а потом получил головную боль (вы же сами рисовали проблему Савченко), не вписался свои по башке настучали.
Да вот сдаётся мне от Рамазана большой головной боли не было бы, он человек простой и от отчаяния видео своё записал
другое дело головная боль от другого Рамзана (Джуниора)
он то к Дагестану относится, ну, скажем так, не всегда уважительно
Вы знаете, я заметил на Кавказе такую странную болезнь, она между прочим есть во всех народах мира в среде которых я бывал. Так вот эта болезнь заключается в том, что соседей, как бы это мягче сказать, не очень любят. Если я приехал из далека, то мне почет и уважения, но если я живу где-то рядом, то обо мне либо плохо, либо никак. Я прямо наблюдал, как люди менялись в лице, когда я поминал народ живущий рядом. Ругонь стояла не дай Бог! Может быть эта закон "забора" работает, когда соседи ни как не могут поделить территорию. А вы оглянитесь, везде есть условия для размолвки.
Может тогда именно Кавказ сможет создать ту модель сосущестования при маленьких территориях и густоте населения, которая окажется полезной для всего мира, потому что именно Кавказ поймет всю пагубность ненависти к соседу?
Это все оценочные суждения. Мы наблюдали то, что было на поверхности... А активность властей ЧР понятна, вернее понятна мотивация - это информационная демотивация населения. Власти не любят демотиваций и вкладывают силы в изменение "-" на "+".
Реально произошло следующее: житель Чечни (аварец по- национальности) пожаловался Путину В. на многолетний беспредел чиновников Чечни по отношению к нему. То есть разрешение этого конфликта в компетенции федеральной власти или руководителя ЧР, но никак не Дагестана. Есть основания считать, что Р. Джалалдинов жаловался руководству Республики Дагестан, желая выставить себя "защитником" аварцев в Чечне. Это видно из того, что в Чечню приезжала делегация от Абдулатипова Р. , которая установила отсутствие какой- либо дискриминации в Чечне по национальному признаку. На этом вопрос по Р. Джалалдинову был закрыт чеченским и дагестанским руководством...
Игорь ну ты должен бы знать что модель та была, ГОРСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ, то есть народовластие но без: либерал, правозащитник, педофил. Потом пришли царские войска и соответственно северный пушной зверь демократии. Потом уж не стало ни царей ни генсеков, а демократией и не пахнет, потому что наши народности аки БОБЕР, ему непременно надо кого либо что либо грызять, иначе зубы чешутся!
ну это не у всех народов, например, русские и белорусы между собой норм., а вот с украинцами сварка, хотя те чуть по дальше, а поляки ещё дальше и их чего то всё время оскорбляют, а американцы вобще "виной всех бед" назначены
но на Кавказе действительно соседов не любят, а все потому что пока русские не пришли все друг друга постоянно воевали и обид имеют накопленных много. потом почти все стали с русскими воевать. ну а сейчас русские с Кавказа большей частью ушли, народа наплодилось много, а территории мало, и потому главный вопрос соверемнности, не "быть или не быть" (англ.) или "бить или не бить" (амер.) или "пить или не пить" (рус.), а "хьен коч г1урвара?", то есть "на кого бы наехать?", и вот тут, ничего лучшее соседней республики в кандидаты нету! :(((
что то худо у тебя с логикой.
1)если я говорю что сильные пыль в глаза пускают (или не пускают), то из этого не следует, что слабые не пускают (или соответственно пускают).
но, те кто совсем слаб, не могут порой даже и пыли пустить!
2)про экономику и армию я ничего не говорила, и под "круче в информационном противостоянии" я тоже понимаю "силён"
вот тут у дагестанских князей что то видно не хватило духу даже сделать вид что вписались за своего, или не хватило желания, а это тоже признак слабый, так как, чеченская верхушка, вписывается за своих повсюду, хотя и не всегда удаётся уберечь их пятую точку, от всяковых неприятностей!
Дингат, Вам не кажется, что внутри вашей конструкции есть противоречие? Вы горское самоуправление рассматривайте как демократию, упирая на ее положительную канотацию, а сегодняшнее положение дел вы рассматривайете, как отсутствие демократии, как чего-то очень положительного? Увы, я вынужден вас огорчить, ни тогда, давным давно не было ни какой демократии, вернее это была очень своеобразная демократия, очень далекая от идеала, ни сегодня нет идеальной демократии. Демократия так устроена - это самое не идеальное построение управления. Демократия - это непрерывное противостояние одних групп людей другим группам людей завернутая в очень своеобразную оберточку.
Да, да, да! Что я еще могу сказать!
На это я только могу ответить: "демократия - наихудшая форма правления, если не считать всех остальных", а что она не идеальна, ну так мы тоже не идеальны, но мы то есть!
А в таковом случае и ни чего не надо говорить, и так уже, слишком много слухов и умозрительных рассуждений, а лучше посмотрим как дела будут у шаройцев через годок, другой, и вот тогда то и можно будет оценивать роль личности Рамзана, Рамазана в истории чамалалы, Кенхи, и становления и развития госркой демократии, а также борьбе с коррупцией!
Да, роль Рамзана в становлении культуры решения социальных проблем одного далекого села...
или, одним словом, ПАТЕРНАЛИЗМ
да это тоже патернализм, пока умудрённый годами самому пердизенту всея Руси челобитную не состряпал, ни кто и не чесался, и вот это уже, примета нашего времени!
Да, да, власть божественна...
Моё мнение, что Р. Абдулатипов и не должен был вмешиваться в эту вполне рядовую историю. Хотя может кто – то и ждал от него какого – нибудь глупого националистического выпада. Да и сама статья чисто провокаторский продукт. Это безуспешная попытка нечистоплотных журналистов перевести конфликт Р. Джалалдинова с безответственными чиновниками Чечни, в межнациональную плоскость.
а вот это ни когда не было в наших традициях, а теперь вот, появилось!
Не совсем, роль маленького Рамзана намного больше. Хотя кажется, что большой Рамзан всесилен, но культура маленького Рамзана более долговременна.
А у нас не было ни когда аристократии, монархии, и божественной власти потому не было ни когда!
У вайнахов власти в её классическом понимании отродясь не было, а та что была, всё была чужая и тут уж никаким обожествлением и не пахнет.
А теперь вот - к монархии дело идёт что ли?
Мне это не нравится!