16:12 / 20.12.2016Правозащитники сочли дискриминацией принуждение чеченских женщин носить хиджабы

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Требование об обязательном ношении хиджаба в госучреждениях Чечни ограничивает права женщины, заявили опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники. При этом Светлана Ганнушкина считает, что надевшие хиджаб женщины рискуют быть необоснованно задержанными силовиками.

Как писал "Кавказский узел", по словам женщин, работающих в государственных учреждениях Чечни, руководство обязало их являться на работу в хиджабах - одежде, полностью закрывающей волосы и лоб. Распоряжение 12 и 13 декабря распространялось исключительно в устной форме, отмечали жительницы республики.

Ганнушкина: принудительное ношение хиджаба - насилие над личностью

Принуждение работниц чеченских госучреждений носить хиджаб может привести к необоснованным задержаниям и дальнейшим преследованиям женщин, а также их родственников, считает глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.

"Совсем недавно описывались случаи, когда женщин в хиджабах буквально отлавливали на улицах Грозного", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" правозащитница.

В ноябре 2015 года исследователь Международной кризисной группы Варвара Пахоменко заявила, что в Чечне подвергаются преследованию женщины, носящие слишком закрытый хиджаб, который характерен для исповедующих салафизм. 28 мая 2015 года в одном из чеченских сел Ачхой-Мартановского района произошел конфликт между силовиками и местными юношами, обвинившими правоохранителей в избиении девушек в хиджабах. В 2014 году сообщалось о похищениях силовиками женщин в хиджабах.

Ганнушкина не исключила, что женщина, одетая по требованию ее начальников в хиджаб, может быть в любой момент остановлена сотрудниками силовых структурный, после чего обвинена в действиях, которых не совершала.

"К примеру, после облав на женщин в хиджабах их заставляли признаваться в том, что их родственники - экстремисты, исповедуют радикальный ислам", - прокомментировала Ганнушкина.

Она назвала принудительное ношение хиджаба "насилием над личностью".

"Это нарушение Конституции России, которая, в общем-то, в Чечне и так не соблюдается… Вчера платок, сегодня хиджаб… Введение дресс-кода — это напоминание жителям республики, что они находятся в зависимости от одного человека, чья воля и приказы выполняются неукоснительно, и никто не должен вдаваться в подробности, каков смысл этих приказов", - заметила Ганнушкина.

Ранее сообщалось, что для женщин, работающих в государственных учреждениях Чечни с 2011 года действует определенный дресс-код: они должны носить закрытые платья и головные платки. Еще тогда эксперты заявляли, что распоряжение о дресс-коде для чиновников в Чечне выходит за рамки законодательства РФ. Критиковала навязывание властями Чечни ношение платков женщинами сотрудница ПЦ "Мемориал" Наталья Эстемирова. После одного из таких своих выступлений она была снята с поста председателя грозненского городского общественного совета по оказанию содействия в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

Сокирянская: разрешенный хиджаб будет носиться без проблем

Конфликт между сотрудницами госучреждений и силовиками на почве внешнего вида женщин маловероятен, так как хиджабы, которые будут носить чиновницы, отличаются визуально от тех, на которые обращают внимание силовики, уверена руководитель проекта по России и Северному Кавказу Международной кризисной группы Екатерина Сокирянская.

"Двувластия и тем более многовластия я не ожидаю: если Рамзан Кадыров сказал, что хиджаб нужен, значит, женщины будут ходить в хиджабе - именно в том, который введет глава республики", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Екатерина Сокирянская.

Она заметила, что религиозная одежда различается в зависимости от направлений ислама.

"Если мужчины-салафиты носят укороченные штаны и бороды без усов, то женщины, исповедующие салафизм, одевают глубокий хиджаб, закрывающий подбородок. Как мне кажется, этот хиджаб останется признаком религиозного "отклонения", и его владелица будет преследоваться. "Разрешенный" хиджаб же будет носиться без проблем, и недоразумений не возникнет. Думаю, что задержания женщин за ношение "разрешенного" хиджаба будут единичными и быстроустраняемыми. Впрочем, все будет зависеть от конкретного полицейского", - отметила Сокирянская.

Помимо формы хиджабы различаются и по цветам, продолжила она. "Черные однотонные хиджабы воспринимаются как признак салафизма. Скорее всего, в госучреждениях мы увидим цветную одежду", - считает Сокирянская.

В целом же она усматривает в обязательном ношении хиджаба нарушение прав женщин.

"Принуждение к ношению хиджаба безусловно является нарушением прав женщин. Впрочем, в Чечне в последние годы всех заставляют что-то делать без их согласия, и особенно женщин - в частности, власти пытаются контролировать женский облик. Естественно, это дискриминация, грубейшее нарушение не только российской Конституции, обеспечивающей права вероисповедания или право не исповедовать религию вообще, но и одно из основополагающих правил в исламе, гласящем, что нет принуждения к религии", - сказала Екатерина Сокирянская.

В июне 2010 года в столице Чечни появились случаи обстрелов пейнтбольными шариками с краской девушек без головных платков, комментируя которые президент Чечни Рамзан Кадыров заявил, что поблагодарил бы организаторов этих акций.

Локшина: принуждение женщины к любому дресс-коду является дискриминационным

Принуждение женщины к любому дресс-коду является дискриминационным, считает программный директор Human Rights Watch по России Таня Локшина.

"Неважно, платок ли это, полоска, хиджаб или бурка. Важно, что женщина делает это не по своему выбору, а ее принуждают. Местные власти на собственное усмотрение навязывают дресс-код и грозят санкциями", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Таня Локшина.

На "Кавказском узле" в разделе "Аналитика" опубликован доклад Human Rights Watch "Женщина должна знать свое место", посвященный вопросам насаждения исламского дресс-кода для женщин в Чечне. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликованы статьи "Хиджаб", "Ваххабизм", "Суфизм", "Ислам в России" и "Верования чеченцев".

Как и Сокирянская, Локшина считает, что хиджаб, навязанный госслужащим, не будет покрывать подбородок, что предотвратит давление, задержания и проверки.

"Действительно, есть такая практика - женщин в Чечне, носящих не закрывающий подбородок хиджаб, полицейские не задерживают. Определенное распространение данные хиджабы имеют, но сама ситуация, что женщина может подвергаться преследованию со стороны сотрудников полиции, если наденет неугодный власти хиджаб, неприемлема", - сказала Таня Локшина.

При этом она добавила, что неясно, откуда исходит новая инициатива дресс-кода.

"Напомню, что обязательное ношения платка инициировал лично Кадыров. В данном случае [новое требование носить хиджаб] это непонятно. Не исключаю, что это идея местного чиновника, желающего понравиться главе Чечни; возможно, полного насаждения ношения хиджаба в республике не будет. Пока что ни Кадыров, ни правительство Чечни комментарии не дали", - заметила Локшина.

Жители республик Северного Кавказа лавируют между шариатом, российским законодательством и адатным правом, что приводит к непроясненности норм и правил поведения в обществе, следствием которой становится нарушение прав женщин. Об этом заявили активисты и правозащитники 8 апреля в рамках открытой части круглого стола на тему "Роль государства, общества и СМИ в защите прав женщин на Северном Кавказе". Тогда же Екатерина Сокирянская отметила, что тенденции, согласно которым допускаются нарушения прав женщин, во всей России и на Северном Кавказе совпадают во многих моментах, однако на Кавказе из-за влияния религиозных практик "в последние годы особенно ситуация с правами женщин стала намного хуже".
Автор:Олег Краснов
20.12.2016 в 21:56Nohchi_che

Как я слышал от стариков в детстве во времена пророка с.а.в. человек чем богаче он был, тем длиннее были у него штанины ,это был в то время признак высокомерия, а бедные люди в большинстве в тот период последовали за пророком с.а.в. не имели возможности купить ткань для штанов соответстуюшего размера , и носили укороченные штаны, это сунна носить короткие , но можно и обычной длины , главное чтобы высокомерия не было.

20.12.2016 в 18:42Игорь Сажин

Хиджаб, по убеждениями мне более менее понятет. Такая культура упрятывания волос под платок есть почти во всех культурах мира. Волосы - сила женщины и сила потусторонняя. Но вот ношение салафитами укороченных штанов - это-то с какой стороны. Я замечал такую моду, но думал, что это что-то местно, а оказывается - это общий тренд. Интересно зачем? 

21.12.2016 в 10:25Игорь Сажин

А не лицимерие это и гордыня, подчеркнуто носить короткие штаны? Утверждать внешне свою бедность через укороченные штаны, подчеркивать свою бедность, совать ее в глаза других и требовать от них признания собственной духовности. Может все же это делать не через штаны, а через дела?