ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Правозащитникам и журналистам стало опаснее заниматься проблемами Северного Кавказа. В частности, продолжила осложняться ситуация с правами человека в Чечне, где в 2016 году по сфабрикованному делу был осужден корреспондент "Кавказского узла" Жалауди Гериев, а уже в начале 2017 года последовали новые угрозы в адрес издания, заявили представители правозащитной организации Amnesty International (AI) на презентации ежегодного доклада о правах человека в мире.
21 февраля в Москве состоялась презентация нового ежегодного доклада международной правозащитной организации Amnesty International с анализом ситуации с правами человека в мире в 2016 году. Небольшой зал представители прессы заняли полностью, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на мероприятии.
"В оригинале на английском языке отчет содержит информацию в отношении прав человека в 159 странах мира, региональные обзоры и аналитическую оценку ситуации с правами человека в глобальной перспективе. В русский перевод вошли не все статьи доклада, а лишь те, что, по нашему мнению, будут наиболее интересны русскоязычной аудитории", - сообщил на презентации глава представительства AI в России Сергей Никитин.
Он отметил, что Северному Кавказу посвящена отдельная подглава доклада, в которой среди наиболее серьезных нарушений прав человека в регионе указывается, как и в прошлые годы, на исчезновения людей и предполагаемые внесудебные расправы.
Наряду с этим отмечается рост давления на правозащитников и преследования журналистов, освещающих положение на Северном Кавказе, отметил Никитин.
При этом, в частности, в Чечне на судебную систему оказывается прямое давление со стороны местных властей при отсутствии реакции федеральных властей, сказал он.
В докладе отмечена история с уголовным преследованием журналиста "Кавказского узла" в Чечне Жалауди Гериева и описаны основные моменты фабрикации дела в отношении него, а также применение пыток, сообщил глава представительства AI.
Как писал "Кавказский узел", 28 декабря 2016 года Верховный суд Чечни оставил без изменения приговор Жалауди Гериеву, которого 5 сентября 2016 года Шалинский райсуд приговорил к трем годам колонии по обвинению в хранении марихуаны. Защита охарактеризовала решение ВС Чечни как незаконное. В районном и Верховном судах Гериев опроверг версию следствия и заявил, что давал показания под давлением. 15 февраля 2017 года стало известно, что проверка по сообщению о похищении Гериева и подбросе ему наркотиков возобновлена следствием в пятый раз. Правозащитный центр "Мемориал" признал Гериева политзаключенным. Новости по делу Гериева собраны "Кавказским узлом" на тематической странице "Дело Гериева", в разделе "Справочник" опубликован материал "Главное о деле Гериева: от похищения до обжалования", а в разделе "Персоналии" - биография Жалауди Гериева.
На Северном Кавказе, как и по всей России, немало других примеров несправедливых судебных процессов, отметил он.
"Один из них — это суд и приговор гражданам Украины Николаю Карпюку и Станиславу Клыху. Оба утверждают, что их пытали после задержания. Их адвокатов на протяжении нескольких месяцев после ареста не допускали к подзащитным и не сообщали их местонахождение. Станислав Клых, вероятно, в результате пыток стал вести себя неадекватно", - полагает Никитин.
Кроме того, как пояснил он, в качестве примера применения пыток и жестокого обращения в докладе приведено задержание уроженца Дагестана Мурада Рагимова и его отца в Москве в августе 2016 года. При этом, по данным AI на конец 2016 года, Мурад Рагимов в ожидании суда по обвинению в незаконном хранении наркотиков находится под стражей.
"Кавказский узел" писал, что сотрудники правоохранительных органов задержали Мурада Рагимова 30 августа 2016 года в Москве по подозрению в причастности к формированиям боевиков в Сирии, а также к нападению на полицейских в Дагестане. О том, что Мурада и его отца Фируддина силовики жестоко избили прямо в квартире, сообщила сестра Мурада Рагимова Гюнай. По ее словам, при пытках использовались электрошокер, ножка от стула и боксерские перчатки. В январе 2017 года стало известно, что судмедэксперты нашли следы пыток на теле Фируддина Рагимова. Однако следователи вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела против силовиков.
Отдельно Никитин остановился на инциденте с угрозами "Кавказскому узлу" в "Инстаграме" спикера парламента Чечни Магомеда Даудова.
"Когда раздаются угрозы в отношении журналистов, правозащитников, одним из наших инструментов становятся акции срочной помощи. Всем памятны угрозы в "Инстаграме" заместителя Кадырова в адрес главного редактора "Кавказского узла" Григория Шведова. Многие активисты AI писали письма в рамках данной акции с требованиями к властям России обеспечить безопасность Григория Шведова, в частности, и журналистов, которые освещают тему Северного Кавказа в целом", - сказал он.
В связи с угрозами Даудова поддержку "Кавказскому узлу" выразили российские и зарубежные эксперты, политики и правозащитники, говорится в материале "Как "Кавказскому узлу" угрожают в Чечне и выражают поддержку в мире: хроника". Новости о нарушениях прав человека в Чечне, нападках главы республики Рамзана Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Инакомыслие в Чечне".
В отличие от прошлогоднего доклада в нынешний доклад AI не включена информация о количестве возможных боевиков в Сирии, являющихся выходцами из России, уточнил заместитель регионального директора AI по Европе и Центральной Азии Денис Кривошеев.
"Достоверной статистики по уехавшим в Сирию россиянам и тем более вернувшимся у организации нет", - пояснил он.
По его словам, тема конфликта с подпольем на Северном Кавказе остается по-прежнему актуальной.
"Но последний год показал, что заниматься этой темой стало еще более опасно, о чем свидетельствуют нападения на правозащитников, например, из Сводной мобильной группы Игоря Каляпина, преследования журналистов и смехотворные выводы властей о том, что произошло и кто виновен, установить невозможно. И это на территории, которая активно и эффективно контролируется властями", - сказал Кривошеев.
Как сообщал "Кавказский узел", 9 марта 2016 года в результате нападения неизвестных в Ингушетии, недалеко от административной границы с Чечней, были избиты восемь правозащитников и журналистов, а также водитель микроавтобуса Сводной мобильной группы (СМГ), которые направлялись в Грозный. Их автомобиль был сожжен. 21 февраля 2017 МИД России сообщил, что расследование дела о нападении на журналистов и правозащитников продолжается. На "Кавказском узле" опубликована "Хроника нападения на микроавтобус Сводной мобильной группы правозащитников в Ингушетии".
Из стран Южного Кавказа он отметил только преследование политических активистов в Азербайджане.
"Там некая карусель происходит. Вместо освобождаемых политзаключенных (их места в заключении, - прим. "Кавказского узла") почти сразу занимают новые люди", - полагает Кривошеев.
18 октября 2016 года Институт мира и демократии, общественный альянс "Азербайджан без политзаключенных" и Центр мониторинга политзаключенных представили свой список из 166 человек, которые признаны представителями этих организаций политзаключенными. Однако к 28 января 2017 года, по словам руководителя Центра мониторинга политзаключенных Эльшана Гасанова, шесть человек были освобождены по завершению срока, еще один человек был также исключен из списка, однако этот список пополнился восемью новыми именами, в результате число политзаключенных составило 167 человек. "Кавказский узел" освещает случаи преследования активистов в регионах Кавказа на странице "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" опубликована статья "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
Риторика вражды и ненависти ведет к демонизации целых групп населения по всему миру, расширяются функции силовых структур, отметил он.
Представители Amnesty International полагают, что невозможно просто ждать, что правительства сами встанут на защиту прав человека, поэтому очевидна необходимость самим людям встать на защиту основополагающих ценностей достоинства и равенства в мире путем прямых обращений к собственным властям с просьбой призвать к ответу тех, кто нарушает права человека.
там уже и давить то не на кого.
По законам физики действие рождает противодействие. Те кто был открыт и публично заявлял несогласие, они все задавлены до предела, на них давить уже не возможно, а вот слой тех, кто не хочет публично что-то делать, но готов делать что-то скрытно, похоже наращивается и они будут молчать и тихо сидеть до поры до времени, пока хоть какая-то слабость не мелькнет и вот тут уже пружина распрямится. Но это будут уже не пацифисты-правозащитники, которых так легко давить.