ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Следствие пытается лишить родителей убитых братьев Гасангусейновых права на реабилитацию сыновей, заявили вступившие в дело адвокаты Правозащитного центра “Мемориал”. Анонсировано создание в республике правозащитной организации имени братьев Гасангусейновых для помощи пострадавшим от произвола силовиков.
Как писал "Кавказский узел", 23 августа 2016 года в Шамильском районе были убиты братья Наби и Гасангусейн Гасангусейновы из села Гоор-Хиндах. Силовики утверждают, что убитые стреляли по ним и причастны к вооруженному подполью. Односельчане братьев заявили, что убитые никак не связаны с боевиками, а были чабанами. Родители Гасангусейновых добиваются реабилитации их имени.
Односельчане и родственники погибших потребовали передать дело об убийстве чабанов в следственное управление СКФО и создали рабочую группу для содействия адвокату в этом. В ноябре 2016 года члены рабочей группы заявили, что власти систематически препятствуют проведению схода жителей, которые намерены потребовать объективного расследования дела. Адвокат Саид Ибрагимов рассказал, что ни отец, ни представитель семьи не могут знакомиться с документами по делу. В следственных органах адвокату заявили, что подозреваемые в убийстве братьев не установлены, кроме того, следствие отказалось признать отца Гасангусейновых потерпевшим по делу об их убийстве. С подробностями обстоятельств убийства Наби и Гасангусейна Гасангусейновых можно ознакомиться в статье "Убийство чабанов в Дагестане" на "Кавказском узле".
“Предыдущий адвокат так и не смог добиться каких-либо результатов”
Сегодня в офисе Дагестанского отделения Правозащитного центра “Мемориал” состоялась пресс-конференция по делу об убийстве в августе 2016 года вблизи села Гоор-Хиндах Шамильского района братьев Гасангусейновых.
В ходе пресс-конференции Джабулат Гасанов, член инициативной группы, созданной для выяснения всех обстоятельств в связи с убийством братьев Гасангусейновых, заявил о том, что “целью проведения мероприятия является желание объявить о смене адвоката, который будет представлять интересы семьи Гасангусейновых”.
По словам Гасанова, предыдущий адвокат семьи “более шести месяцев вел дело, но так и не смог добиться каких-либо результатов”. “Его деятельность не дала нам в этом деле никакого сдвига. Поэтому мы были вынуждены воспользоваться другими доступными ресурсами для отстаивания прав семьи”, - заявил Джамбулат Гасанов.
Как подчеркнул Гасанов, с февраля 2017 года “интересы семьи будет представлять Правозащитный центр «Мемориал» и его адвокаты Шамиль Магомедов, Мурад Магомедов и Исрафил Гададов”. При этом представители следствия “пока не позволяют адвокатам вступить в дело”, заметил Гасанов.
“Новые защитники столкнулись с противодействием со стороны следственного управления СКР по Дагестану. Это выражается в том, что адвокатам отказываются предоставить возможность ознакомиться с материалами следствия. Следователи утверждают, что адвокаты юридически не имеют права вступать в дело. Так как адвокатов к делу привлек отец Гасангусейновых, который проходит как свидетель”, - заявил Джамбулат Гасанов.
“Несмотря на запрос адвокатов, и по прошествии всех законных сроков, никакого письменного ответа с мотивированным определением об отказе адвокатам вступить в дело следователь так и не предоставил”, - добавил Гасанов.
По словам Гасанова, отказ адвокатам во вступлении в дело “является необоснованным, так как привлечь адвокатов к данному делу может каждый желающий. “Следственный комитет пытается лишить убитых преступным образом братьев Гасангусейновых права на реабилитацию”, - считает Джамбулат Гасанов.
Он также заявил о том, что отказ во вступлении в дело адвокатов ПЦ “Мемориал” будет обжалован в суде.
В ноябре 2016 года в Махачкале члены рабочей группы, добивающейся реабилитации убитых силовиками и объявленных боевиками братьев Гасангусейновых, заявили об отсутствии движения по делу.
“Действия следствия мы считает необоснованными”
Член инициативной группы в ходе пресс-конференции также заявил, что создается правозащитная организация имени братьев Гасангусейновых.
“При правозащитной организации будет создан специальный фонд, куда все желающие смогут внести посильные средства. Основной задачей организации будет оказание помощи людям, которые пострадали от произвола силовых структур. Средства для этого понадобятся немалые, так как предполагается привлечение независимых экспертиз из Москвы и других регионов. Мы также планируем провести акцию для привлечения внимания общественности к делу безвинно убитых братьев”, - отметил Джамбулат Гасанов.
“Также с подачи главы Шамильского района мы решили каждый год в селе Хиндах проводить волейбольный турнир памяти Наби и Гасангусейна Гасангусейновых”, - пояснил Гасанов.
Адвокат ПЦ “Мемориал” Мурад Магомедов в ходе пресс-конференции заявил о том, что “следствие действительно мешает вступить в дело новым защитникам семьи братьев Гасангусейновых”.
“Вступая в это дело, мы предварительно побеседовали с родителями убитых, опросили свидетелей, были на месте преступления. Мы прошли весь путь, который убитые ребята прошли от пастбища до того места, где были убиты. Мы твердо считаем, что они были именно убиты. Они невиновны и мы твердо придерживаемся презумпции невиновности”, - заявил Мурад Магомедов.
“Предполагая возможность вступления в дело, мы выписали адвокатские ордера и приложили их к уведомлению на имя следователя, который на данный момент ведет это дело. Также мы отправили ему ходатайство об ознакомлении нас с материалами, с которыми мы имеем право ознакомиться. Согласно почтовому уведомлению, это письмо следователь получил 22 февраля, но до сих пор ответа на него нет”, - рассказал адвокат.
По его словам, по закону адвокат был обязан ответить на ходатайство в течение трех дней. “Но когда мы созвонились со следователем, то он заявил, что мы не являемся адвокатами по этому делу. Так как мы представляем интересы свидетелей по делу, то есть интересы отца и матери убитых. Это все удивительно, так как мы в своих ходатайствах не уточняли, с кем мы заключали договор, это является адвокатской тайной. Следователь сделал вывод, что мы заключили соглашение с родителями и что в этом случае мы не имеем права защищать и добиваться справедливости в этом деле в интересах убитых. Эти действия следователя мы считаем необоснованными”, - заявил Мурад Магомедов.
“Мои дети стали жертвами произвола силовиков”
Следствие “преднамеренно пытается лишить родственников братьев Гасангусейновых и самих братьев права на защиту”, также считает Магомедов. “Мы считаем, что умерший не лишается права добиваться восстановления и защиты своего честного имени”, - подчеркнул адвокат Мурад Магомедов.
Еще 31 января 2017 года от имени отца убитых ребят в следственное управление СКР по Дагестану было направлено заявление с требованием о возбуждении уголовного дела по факту убийства братьев Гасангусейновых, напомнил адвокат.
“Однако по состоянию на сегодняшний день возбуждено уголовное дело только по статьям “Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов” и “Незаконное хранение оружия”. И в рамках этого дела убитые братья проходят обвиняемыми или подозреваемыми, но никак не как жертвы преступления. Ответа на это заявление отца Гасангусейновых до сих пор нет. Я ожидал, что представители следствия хотя бы заявят, что заявление приобщено к уголовному делу, которое расследуется на данный момент, но ответа не было. И следователи необоснованно бездействуют”, - пояснил Мурад Магомедов.
В свою очередь отец убитых братьев Гасангусейновых, Муртазали Гасангусейнов, заявил в ходе пресс-конференции о том, что “его дети стали жертвами произвола силовиков”. “Я хочу заявить, что наши дети были убиты умышленно, была устроена засада. Силовикам нужно было отчитаться о ликвидации опасных преступников, выбрали наших детей, потому что мы люди простые, бедные, больные. У нас мало родственников, и за детей наших некому заступиться, поэтому их выбрали жертвами”, - заявил Муртазали Гасангусейнов.
“На наших детей “повесили” не только убийство федерального судьи Шамильского района Убайдуллы Магомедова, но и подрыв телевышки и пожар в школе села Телетль. По нашей информации, в ту ночь, когда были убиты мои дети, силовики позвонили жителям села Асаб. Это родовое село убитого судьи. Силовики доложили жителям села о ликвидации боевиков, убивших судью”, - заявил Муртазали Гасангусейнов.
“Мой младший сын при расстреле получил 8 пуль, старший - 11. И я хочу понять, за что они были убиты?”, - сказал отец убитых братьев.
“Перед родителями братьев так никто и не извинился”
Член инициативной группы Джамбулат Гасанов напомнил, что в декабре 2016 года силовики отчитались об убийстве двух боевиков из села Телетль.Правоохранительные органы распространили информацию о том, что “убиты убийцы судьи Убайдулы Магомедова, также виновные в поджоге школы села Телетль и в организации взрыва телебашни”, заметил Гасанов.
“Но даже после этого к родителям никто не подошел и не извинился. Никто не сказал, что они ошиблись, обвинив Гасангусейновых в трех преступлениях”, - заявил Гасанов.
11 ноября 2016 года в Шамильском районе был введен режим КТО. 24 декабря на окраине села Телетль произошла перестрелка, в ходе которой были убиты местные жители Ибрагим Амиров и Гамзатапанди Магомедов. Силовики считают Амирова главарем боевиков, действовавших на территории района, а Магомедова - членом незаконного вооруженного формирования. По данным НАК, на месте перестрелки найдено готовое к применению самодельное взрывное устройство и огнестрельное оружие.
При этом в беседе с корреспондентом “Кавказского узла” Муртазали Гасангусейнов отметил, что он “готов обратиться в Европейский суд по правам человека для отстаивания прав семьи Гасангусейновых”. По его словам, у него “нет веры в то, что он найдет в Дагестане и в России справедливость”.
Комментариями представителей МВД Дагестана, республиканского управления СКР относительно хода расследования инцидента 23 августа 2016 года в Шамильском районе "Кавказский узел" не располагает.