13:12 / 28.03.2017Эксперты пояснили причины преследования блогера Лапшина в Азербайджане

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Содержащийся в бакинском СИЗО блогер Александр Лапшин не жалуется на самочувствие и условия содержания, заявил его адвокат. Он полагает, что суд по делу Лапшина начнется не ранее, чем через месяц. Местные эксперты Гаджизаде и Джуварлы рассказали, чем Лапшин не угодил властям. Правозащитник Мамедли считает, что блогер в своих постах об Азербайджане вышел за рамки права на свободу выражения.

"Кавказский узел" сообщал, что в декабре 2016 года Лапшин был задержан в Минске по требованию Азербайджана, включившего его в черный список. 7 февраля Лапшин был экстрадирован из Белоруссии в Азербайджан и помещен в СИЗО. 9 февраля адвокат блогера Сафар Гусейнов заявил об отсутствии жалоб у Лапшина на содержание в бакинском СИЗО. Позже к защите Лапшина приступил другой адвокат, нанятый матерью блогера.

Александр Лапшин является гражданином РФ, Украины и Израиля. Азербайджан обвиняет его в посещениях Нагорного Карабаха, который Баку считает своей оккупированной территорией, а также в публичных выступлениях в поддержку независимости Нагорного Карабаха. Лапшину грозит до восьми лет тюремного заключения. Подробно о деле Лапшина можно прочитать в опубликованном "Кавказским узлом" справочном материале "Евразийский пленник. Почему блогера Лапшина экстрадируют в Азербайджан?".

Адвокат Александра Лапшина заявил об отсутствии у него жалоб на условия содержания

С конца февраля права Лапшина по выбору его семьи защищает адвокат Эдуард Чернин, являющийся членом Коллегии адвокатов Азербайджана. После того, как Чернин приступил к защите, Лапшин отказался от услуг Сафара Гусейнова, который был адвокатом по назначению.

Отметим, что законодательство Азербайджана не допускает защиту прав обвиняемых адвокатами, являющимися гражданами иностранных государств.

Александр Лапшин содержится в Бакинском СИЗО-1 в поселке Кюрдаханы, уточнил 27 марта Эдуард Чернин. По его словам, Лапшин содержится в обычной камере, в которой есть телевизор, холодильник находится в общем пользовании в коридоре.

СИЗО-1 в поселке Кюрдаханы Пенитенциарной службы Минюста, функционирующее с 2010 года, построено в соответствии с Пенитенциарными правилами Совета Европы. Санузлы в камерах изолированы от самого помещения содержания. Перед камерами есть небольшие выступы для курения. В камерах соблюдаются санитарные нормы естественного освещения и проветривания.

Права Лапшина на телефонные разговоры и встречи с членами своей семьи обеспечиваются, сообщил адвокат.

"Александр Лапшин периодически разговаривает по телефону с супругой и матерью", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Эдуард Чернин.

По его словам, мать Лапшина Белла Лапшина после ареста сына дважды приезжала в Баку и несколько раз встречалась с ним в СИЗО.

Она и в настоящее время находится в Баку, и последний раз, по словам адвоката, виделась с сыном 24 марта. "По словам матери, Александр Лапшин не выражал недовольства условиями содержания и не жаловался на плохое самочувствие", - сказал адвокат.

Сам он в последний раз виделся "дней десять назад, до праздников Навруз" (18-26 марта в Азербайджане были праздничными нерабочими днями в связи с праздником).

"По крайней мере, тогда Александр не жаловался на проблемы с самочувствием, условия содержания и обращение с ним. Он говорил, что условия содержания здесь лучше, чем в Минске. Конечно, у человека, находящегося под стражей, могут быть определенные переживания, но каких-то жалоб на здоровье у Лапшина не было", - заметил адвокат.

Единственно, чем недоволен Лапшин, так это тем, что он находится "в заключении", добавил Чернин.

Адвокат воздержался от однозначного ответа на вопрос, признает или не признает себя Лапшин виновным по инкриминируемым ему уголовным деяниям.

Уголовное дело в отношении Лапшина возбуждено по статьям 281.2 (публичные призывы, направленные против государства) и 318.2 (незаконное пересечение государственной границы Азербайджанской Республики) Уголовного кодекса Азербайджана. Согласно этим статьям, Лапшину грозит до восьми лет лишения свободы.

При этом Чернин добавил, что Александр Лапшин признает, что бывал в Нагорном Карабахе.

На просьбу прокомментировать правомерность выдвинутых обвинений в отношении Лапшина адвокат ответил: "Предварительное следствие продолжается. Я, как адвокат, сейчас не могу давать оценку действиям следствия. Надо дождаться завершения предварительного следствия, посмотреть, какие доказательства будут представлены".

Как полагает адвокат, судебное следствие начнется не ранее чем через месяц-два.

На вопрос, возможно ли досудебное освобождение блогера, адвокат ответил, что это сопряжено с трудностями в связи с отсутствием у Лапшина постоянного места жительства в Азербайджане.

Эдуард Чернин подтвердил информацию о том, что Лапшина ранее посещали представители омбудсмена Азербайджана и Международного комитета Красного Креста.

По словам адвоката, с Лапшиным встречаются также представители посольств Израиля и Российской Федерации.

Российские дипломаты заявляют, что дело Лапшина находится в центре их внимания

В посольстве России в Баку сообщили, что "дело Лапшина" находится в центре внимания дипмисии, и блогера периодически посещают сотрудники консульского отдела.

Как пояснил корреспонденту "Кавказского узла" пресс-атташе посольства Денис Апашкин, в последний раз консульские работники посетили Лапшина 15 марта. По словам Апашкина, жалоб на условия содержания Лапшин не высказал.

"Состояние его здоровья удовлетворительное. Следствие продолжается. С адвокатом Лапшина посольство находится в постоянном контакте", - добавил Апашкин.

Генпрокуратура Азербайджана считает, что Лапшин пытался пропагандировать незаконный режим на международном уровне

В пресс-службе Генпрокуратуры Азербайджана на просьбу корреспонденту "Кавказского узла" прокомментировать дело Лапшина напомнили о предыдущих официальных сообщениях этого ведомства и сказали, что пока добавить к этому нечего, поскольку следствие продолжается.

Ранее, 16 декабря 2016 года, пресс-служба Генпрокуратуры Азербайджана распространила сообщение, в котором указано, что Александр Лапшин, "заведомо вступив в преступный сговор с проживающими на оккупированных […] азербайджанских территориях лицами, грубо нарушил требования законов "О государственных границах Азербайджанской Республики", "О паспортах".

По данным следствия, в апреле 2011 и октябре 2012 годов Лапшин пересек охраняемые госграницы Азербайджана без соответствующих документов и побывал в Нагорном Карабахе, который Азербайджан считает своими оккупированными территориями.

Азербайджанские следователи указывают, что на своей личной интернет-странице среди стран, в которых Лапшин побывал, наряду с Азербайджаном и Арменией он отметил и Нагорный Карабах, назвав его независимым государством. Это было сделано "с целью пропаганды незаконного режима на международном уровне", уверено следствие.

Кроме того, в вину Лапшину вменяется то, что в своих обращениях от 6 апреля и 29 июня 2016 года блогер выражал поддержку независимости Нагорного Карабаха, что расценено как поддержка "незаконного сепаратистского режима", "открытые призывы к расколу территориальной целостности Азербайджанской Республики, признанной на международном уровне".

Эксперты заявили о возможности условного наказания Лапшина в Азербайджане в случае его раскаяния

Александр Лапшин – не единственный, кто посещал Нагорный Карабах, но он привлек внимание азербайджанских властей своими вызывающими неуважительными заявлениями в адрес Азербайджана, считает азербайджанский политолог, глава Центра политических и экономических исследований FAR CENTRE Хикмет Гаджизаде.

"Лапшин дважды посещал оккупированные территории Азербайджана в нарушение законов страны. Более того, зная, что в Азербайджане он объявлен "персоной нон-грата", Лапшин въехал в страну в 2016 году по украинскому паспорту, в котором его имя было написано иначе (Oleksandr вместо Aleksandr). Впоследствии он это превратил в объект насмешек и издевательств", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Хикмет Гаджизаде.

По его словам, Лапшин также неблаговидно использовал якобы увиденный им тяжелый быт азербайджанских вынужденных переселенцев.

"Если бы он был честным до конца, то должен был и назвать причины того, почему эти люди стали беженцами. Конечно же, эта тенденциозность и неуважение к азербайджанскому народу сформировали негативное восприятие блогера в общественном мнении страны. То есть само вызывающее поведение блогера вызвало пристальное внимание к его персоне правоохранительных органов и привело к уголовному преследованию. Конечно, правовую оценку действиям блогера давать юристам, но с чисто человеческой этики и морали Лапшин поступал некрасиво. Свобода выражения – это высокая ценность, но она не должна выливаться во вседозволенность и оскорбление чувств людей и народов", - подчеркивает Гаджизаде.

Вместе с тем, эксперт не исключает, что дело Лапшина может завершиться благополучным финалом для него, и блогер "отделается" легким наказанием.

Были случаи, когда люди, посетившие оккупированные территории, потом выражали сожаление, приносили свои извинения, и Азербайджан снимал с них запрет на въезд в страну. Если Лапшин поступит так же, то возможно вынесение ему наказания, не связанного с лишением свободы или скорое помилование после решения суда

"Возможно, блогер заблуждался, перегнул палку с присущей некоторым людям творческих профессий иронией. Были случаи, когда люди, посетившие оккупированные территории, потом выражали сожаление, приносили свои извинения, и Азербайджан снимал с них запрет на въезд в страну. Если Лапшин поступит так же, то возможно вынесение ему наказания, не связанного с лишением свободы, или скорое помилование после решения суда", - сказал Гаджизаде.

С ним согласен и член Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграции Тогрул Джуварлы.

"Если Александр Лапшин признается, что был необъективен в односторонней оценке карабахского конфликта, допускал неэтичные выпады против Азербайджана, то может очень скоро оказаться на свободе. Думаю, что Азербайджану не нужно во что бы то ни стало наказать блогера. Дело Лапшина – это показательный пример того, что незаконное посещение оккупированных территорий Азербайджана без согласия официального Баку может иметь тяжелые последствия", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Тогрул Джуварлы.

"Конечно, такие посещения гражданами третьих стран после дела Лапшина не прекратятся, но многие уже подумают, стоит ли это афишировать и тем более превращать в эпатаж и бахвальство и таким образом подыгрывать сепаратистскому режиму", - сказал Тогрул Джуварлы.

При этом эксперт отметил, что никакого серьезного международного давления в связи с делом Лапшина на официальный Баку нет.

"Несмотря на то, что Лапшин – гражданин трех стран: РФ, Израиля и Украины – с их стороны нет, и, думаю, не будет какого-либо давления на Азербайджан. Украина вообще не проявляет никакого участия, так как для самого Киева является актуальной проблема посещения иностранцами Крыма", - говорит Тогрул Джуварлы.

По его словам, внешнеполитические ведомства РФ и Израиля активно интересуются судьбой Лапшина, но для них это не более чем гуманитарный вопрос.

"В самой России существует уголовное наказание за отрицание принадлежности Крыма к РФ. Израиль также не церемонится, когда дело касается безопасности и целостности еврейского государства. С другой стороны, и Москва, и Тель-Авив имеют очень прагматичные  и взаимовыгодные экономические связи с Баку и не станут обострять межгосударственные отношения и оказывать политическое давление на Азербайджан. В любом случае, думаю, что все стороны будут искать компромиссы", - отметил Джуварлы.

На его взгляд, азербайджанская сторона в отношении Лапшина должна быть очень корректна и сделать все для того, чтобы он понял, что был несправедлив в своем вызывающе неуважительном отношении к этой стране.

Мамедли: Лапшин в своих постах об Азербайджане вышел за рамки права на свободу выражения

Если даже отбросить в сторону политический фон вокруг дела Лапшина, у прокуратуры Азербайджана действительно есть основания для уголовного преследования блогера, уверен эксперт в области права медиа, член "Платформы гражданское общество" Алескер Мамедли.

"Мы не знаем пока, какими конкретно доказательствами оперирует следствие. Но даже по публикациям Лапшина относительно его высказываний можно делать выводы о том, что они выходят за рамки, защищаемые статьей 10 "Свобода выражения" Европейской конвенции прав человека. Правда, многие его высказывания были удалены из его блога и страницы в Facebook. Но сохранились скриншоты этих публикаций, и очевидна несовместимость с правом ряда высказываний блогера", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Алескер Мамедли.

По его словам, само пересечение границы Азербайджана, минуя официально погранично-пропускные пункты страны, является незаконным.

"Поскольку ООН признал Азербайджан в границах, включающих в том числе территорию Нагорно-Карабахского региона, то поездки туда Лапшина через границу, неконтролируемую официальными структурами Азербайджана, являются незаконными. С другой стороны, Лапшин демонстративно выражает свое намерение нарушить законы Азербайджана очередной поездкой на оккупированные территории. Более того, он пропагандирует свои незаконные действия, заявляя, что ему "нужно 150 баксов для нарушения законов Азербайджана". Он превращает в объект гордости игнорирование законов Азербайджана", - отмечает Алескер Мамедли.

Упоминаемые азербайджанскими экспертами и следователями высказывания Лапшина о Нагорном Карабахе уже не присутствуют на страницах его блога в "Живом Журнале" и Facebook. Об исчезновении антиазербайджанских высказываний блогера в "Живом Журнале" в частности написало 8 февраля агентство "Sputnik Азербайджан", отметив, что в оставшихся записях есть ссылки на удаленные посты. При этом разные СМИ публикуют скриншоты этих публикаций. В частности, портал 1news.az приводит скриншот сообщения, из которого следует, что Лапшин готовится к нарушению закона Азербайджана об оккупированных территориях и пишет об этом на своих страницах в соцсетях.

По мнению Мамедли, въезд Лапшина в Азербайджан в 2016 году по украинскому паспорту, в котором его имя было написано иначе, является нарушением закона.

"Дело в том, что Лапшин намеренно обманывал пограничную службу. Да, действительно система не могла распознать Лапшина по паспорту и, может быть, была несовершенной, но сам-то блогер знал, что въезд ему в страну был запрещен. Правоохранительные органы имели все юридические основания провести расследование и объявить блогера в розыск. Само задержание в Белоруссии и экстрадиция в Азербайджан юридически были обоснованны. И ни Россия, ни Израиль и тем более Украина по процедуре экстрадиции не выражали возражений", - подчеркнул Алескер Мамедли.

На вопрос о том, почему именно в отношении Лапшина начато уголовное дело, с учетом того, что не только он посещал Нагорный Карабах, эксперт ответил, что есть и другие лица, в том числе политики-депутаты Европарламента, в отношении которых прокуратура Азербайджана ведет следствие за "незаконное посещение оккупированных территорий и ведение там незаконной предпринимательской и иной деятельности", и об этом писалось в СМИ.

"Прокуратура вправе вести расследования в отношении любого лица, совершившего действия против территориальной целостности государства. Если собрано достаточное количество доказательств для начала уголовного дела, то следствие принимает такое решение и объявляет подозреваемых лиц в международный розыск", - отметил Мамедли.

При этом эксперт обратил внимание на то, что некоторые журналисты посещали Нагорный Карабах с целью подготовки репортажей по ту сторону конфликта и после предоставления ими разъяснений их исключали из "черного списка" нежелательных лиц МИД Азербайджана, как, например, грузинского журналиста Гурами Рогаву.

Поэтому эксперт порекомендовал представителям зарубежных СМИ заранее информировать о своих поездках в Нагорный Карабах МИД Азербайджана.

"Кавказский узел" размещает новости о ситуации в зоне карабахского конфликта на тематической странице "Карабах: худой мир или война". В разделе "Справочник" можно ознакомиться с материалами "Общие сведения о Нагорном Карабахе", "Кто же все-таки признал Карабах?" и "Минская группа ОБСЕ".

Автор:Фаик Меджид
28.03.2017 в 17:40Игорь Сажин

Т.е. это даже была не поездка в Нагорный Карабах, а вызов брошенный властям Азербайджана. Т.е. это способ высказывания своего мнения? Перфоменс? Если бы он просто съездил, то это было бы нарушение законов в чистом виде, но если это все сопровождалось подготовкой и публичным сопровождением, то это уже не из области нарушения закона, а из области выражения мнения по поводу закона. 

28.03.2017 в 21:44Корней

Несмотря на «газодарственные» отношения с РФ Лукашенко совершил очередной демарш с выдачей российского гражданина (Лапшин)третьим странам - Азербайджану. Это особый цимус случившегося. Как был председателем колхоза Лука[...], так им и остался. Рахмон таджикский как экс-директор совхоза назначил своего председателя сельсовета министром иностранных дел. Алиев закончил МГИМО, аспирантуру с защитой, но «заСУЛТАНился». Не прокатит у Путина.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".]