13:40 / 21.07.2017Суд не изменил приговор по "Нардаранскому делу"

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Бакинский апелляционный суд  оставил в силе вердикт по делу о беспорядках в поселке Нардаран, фигурантами которого являются лидер движения "Мусульманское единство" Талех Багирзаде и еще 17 человек. Суд вынес решение в отсутствие адвокатов, которые расценили это как нарушение прав обвиняемых на защиту.

Как писал "Кавказский узел", предварительное заседание по жалобе фигурантов "Нардаранского дела" в Бакинском апелляционном суде было назначено на 8 июня, однако затем отложено на неопределенное время по ходатайству защиты в связи с непредоставлением адвокатам возможности своевременно ознакомиться с протоколами заседаний разбирательства в суде первой инстанции.

Суд в Баку 25 января вынес обвинительные приговоры лидеру движения "Мусульманское единство" Талеху Багирзаде и его 16 сторонникам, проходившим обвиняемыми по делу о беспорядках в поселке Нардаран, а также зампреду партии Народного фронта Азербайджана Фуаду Гахраманлы. Все они получили от 10 до 20 лет лишения свободы.

Вердикт по "Нардаранскому делу" оставлен без изменения в отсутствие защитников

Рассмотрение апелляционной жалобы по существу началось 13 июля. 20 июля в Бакинском апелляционном суде под председательством судьи Амира Байрамова состоялось заключительное заседание по данному делу, сообщает корреспондент "Кавказского узла". 

Как рассказал адвокат Багирзаде и еще троих осужденных Фариз Намазлы, после выступлений адвокатов последнее слово стали произносить сами обвиняемые.

"По очереди выступили Агиль Исмайлов, Джахад Бабакишизаде, Фуад Гахраманлы. Но каждый раз, когда они начинали критиковать руководство страны, судья их прерывал и требовал не делать "политических заявлений". Фуад Гахраманлы в связи с этим сказал, что "обвиняемые в госперевороте должны говорить о политике, а не об уборке урожая картофеля", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Фариз Намазлы.

По его словам, после этого судья вовсе прервал заключительные выступления и предоставил слово прокурору. "Это вызвало негодование обвиняемых, и они в знак протеста из-за железной клетки стали бросать в сторону судей обувь, пластиковые бутылки с водой. Судьи спешно покинули зал. Сотрудники секретариата суда нам сказали, что заседания уже не будет, и мы, адвокаты, покинули здание суда", - рассказал Фариз Намазлы.

Однако, по словам адвоката, поздно вечером 20 июля защитники получили информацию, что суд вынес решение и оставил приговор без изменений.

никто из адвокатов на оглашении решения не был. Это грубое нарушение права на защиту

"Сегодня в БАС мы получили подтверждение этой информации. Но не ясно, при каких обстоятельствах было принято решение. Ясно одно – никто из адвокатов на оглашении решения не был. Это грубое нарушение права на защиту. Это нарушение статей Европейской конвенции о правах справедливое судебное разбирательства и эффективные средства правовой защиты", - сказал Намазлы.

По его словам, защита подаст кассационную жалобу в Верховный суд Азербайджана.  

Международная правозащитная организация Amnesty International ранее призвала власти Азербайджана пересмотреть дела осужденных по "Нардаранскому делу". Зампреда ПНФА Фуада Гахраманлы правозащитники объявили "узником совести", указав, что он осужден "за применение своего права на свободу выражения".  Азербайджанский Национальный совет демократических сил (НСДС) и правозащитная организация Human Rights Watch осудили власти за приговоры 18 фигурантам "Нардаранского дела".

"Суд не выяснил обстоятельства гибели двух полицейских в ходе спецоперации в Нардаране"

Другой адвокат Багирзаде и Аббаса Гусейнова Джавад Джавадов подтвердил информацию Намазлы о вынесении решения БАС в отсутствие защитников.

"Все осужденные невиновны. Они не совершали преступлений, и тем более убийства. Обстоятельства гибели двух полицейских в ходе спецоперации в Нардаране до сих пор остаются неясными", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Джавад Джавадов.

Он отметил, что, согласно экспертному заключению, один из погибших сотрудников полиции, Вугар Насибов, скончался от потери крови. "Спрашивается, почему те, кто проводил спецоперацию, не привлекли бригады скорой помощи? В какое время мы живем, что люди умирают от потери крови? Ведь если бы были поблизости врачи, то кровотечение можно было бы остановить, и раненых на специально оборудованных машинах срочно доставить больницу. Или же другой погибший полицейский Исмаил Тагиев - как он мог погибнуть от раны в брюшной полости, если он был в бронежилете?" - сказал Джавад Джавадов.

В ходе спецоперации, проведенной в Нардаране 26 ноября 2015 года, были убиты семь человек, в том числе двое силовиков. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликован материал о поселке Нардаран и конфликтах его жителей с властями.

Он также считает непредоставление возможности обвиняемым выступить с последним словом и вынесение решения в отсутствие адвокатов вопиющим нарушением закона и прав обвиняемых.

"Прискорбно, что подобное происходит в апелляционном суде, который призван восстанавливать нарушенные права обвиняемых", - заметил Джавад Джавадов.

Суд отклонил все ходатайства защиты

БАС не провел объективного расследования, считает еще один адвокат Багирзаде и четырех других фигурантов дела Ялчин Иманов.

"На предварительном судебном заседании и слушаниях по существу мы выдвинули ряд ходатайств, но все наши предложения были отклонены. Суд даже не удовлетворил элементарное ходатайство о разрешении обвиняемым сесть рядом с защитниками", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ялчин Иманов.

Кроме того, по его словам, с учетом искажений в протоколах суда первой инстанции показаний участников процесса защитники предложили во избежание повторения этого вести видео- и аудиозапись слушаний. "Но и это ходатайство было отклонено. Апелляционный суд в целом отказался рассматривать жалобу с проведением частичного повторного судебного следствия", - рассказал Ялчин Иманов.

По его словам, 13 июля в начале заседания адвокаты выступили с коллективным ходатайством о вызове в суд начальника отдела Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД Керима Алимарданова, который руководил спецоперацией в Нардаране 26 ноября 2015 года, когда были арестованы большинство фигурантов этого дела.

"К этому офицеру у нас много вопросов. В первую очередь, кем был отдан приказ на проведении спецоперации, какова была необходимость штурмовать частный двор, тем более что там находились женщины и дети, почему следствие не обнародовало видеозапись спецоперации, почему раненых увезли в мебельной машине, а не вызвали "скорую", почему Багирзаде не была направлена повестка о явке в полицию, ведь до этого он по первому вызову приходил в полицию и тогда действовавшее министерство национальной безопасности. Но суд отклонил ходатайство", - отметил Иманов.

Все защитники в БАС заявили о несостоятельности обвинений, выдвинутых фигурантам дела, сообщил адвокат зампреда партии Народного фронта Азербайджана Фуада Гахраманлы Фахраддин Мехтиев.

"Коллеги говорили о пытках, под которыми выбивались признательные показания, лишении арестованных в первые недели после ареста права выбрать себе адвоката, звонить домой. Раненым не позволили в больнице оказать качественную медпомощь и спешно увезли в СИЗО. В БАС судьи даже не позволили обвиняемым выступить с последним словом", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Фахраддин Мехтиев.

"Нардаранский процесс стал показателем нулевой терпимости власти к инакомыслящим"

Судебные разбирательства по "Нардаранскому делу" войдут в историю правосудия Азербайджана как "черное пятно", считает глава Общественного альянса "Азербайджан без политзаключенных" Огтай Гюльалыев.

Известный своими религиозными традициями поселок Нардаран до сих пор остается под полицейским контролем

"По этому делу судьи даже формально не соблюдают процессуальных норм. Это показатель нулевой терпимости власти к инакомыслящим среди верующих. Известный своими религиозными традициями поселок Нардаран до сих пор остается под полицейским контролем. На въездах в поселок все еще остаются полицейские посты", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Огтай Гюльалыев.

По его словам, в Нардаран пропускают местных жителей. "Но если кто-то приехал в гости или хочет посетить местную святыню, то его расспрашивают, записывают паспортные данные. А могут вовсе не пропустить. Журналистам туда пройти практически невозможно", - рассказал Огтай Гюльалыев.

В БАС воздержались от комментариев. Представители стороны обвинения оказались недоступны для комментариев.

Случаи преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказским узлом" освещаются на специальной тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказским узлом" подготовлена статья "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:Фаик Меджид