ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На процессе по делу ингушского оппозиционера Магомеда Хазбиева показания по видеоконференцсвязи дали бывшие сотрудники полиции Ингушетии, осужденные по делу о пытках в Центре "Э". Занимавший ранее должность начальника отдела МВД по Сунженскому району Ингушетии Магомед Беков обвинил адвоката Хеду Ибриеву в том, что он попал в колонию по ее вине, напомнив, что он скоро освободится. Угрозы прозвучали при заполненном зале, в который пришло много людей, желавших лично послушать, что расскажут осужденные за пытки силовики.
Ингушский оппозиционер Магомед Хазбиев был арестован в январе после приезда в Ингушетию из Чечни, где он находился под госзащитой. Его обвинили в незаконном хранении оружия и оскорблении представителя власти. В конце мая стало известно, что в деле Хазбиева появилось новое обвинение - в возбуждении вражды и ненависти к социальной группе (ст.282 УК РФ). В январе активист пожаловался на плохие условия содержания и заявил о своей невиновности. С 12 по 20 марта он проводил голодовку в СИЗО.
Очередное заседание по делу Магомеда Хазбиева состоялось 1 августа. Были допрошены по видеосвязи бывшие сотрудники полиции Андрей Безносюк и Магомед Беков, участвовавшие в обыске в доме Магомеда Хазбиева в январе 2015 года.
Зал был заполнен, в суд пришло больше людей, чем на предыдущие заседания. Поддержать Магомеда Хазбиева пришли члены его семьи, друзья, общественные деятели, руководитель представительства ПЦ "Мемориал" в Ингушетии Тимур Акиев, было много людей, просто заинтересовавшихся процессом.
Дополнительный интерес у жителей республики вызвал анонсированный допрос силовиков, осужденных по делу о пытках в Центре "Э". На протяжении всего заседания процесс то и дело прерывался саркастическими репликами и смехом присутствующих в зале, передает присутствовавший в зале суда корреспондент "Кавказского узла".
Как писал "Кавказский узел", дело семи сотрудников полиции, обвиненных в убийстве, вымогательстве, превышении должностных полномочий с применением насилия к задержанным и других преступлениях, рассматривал Нальчикский гарнизонный военный суд. Подсудимые отказались признать вину. Начальник отдела Центра по противодействию экстремизму МВД Ингушетии Андрей Безносюк был приговорен к шести годам колонии общего режима, начальник отдела МВД по Сунженскому району Ингушетии Магомед Беков - к трем годам колонии общего режима. Начальник Центра "Э" Тимур Хамхоев - к семи годам колонии общего режима. Обвинения в пытках в адрес сотрудников ЦПЭ в Ингушетии жертвы издевательств и их родные осмелились озвучить лишь после ареста главных подозреваемых. Серьезная проверка заявлений о зверствах в застенках "Центра Э" началась после гибели одного из тех, кто, предположительно, прошел через жестокий допрос. Кого и зачем пытали силовики, разбирался "Кавказский узел" в материале "Пытки, убийства и шантаж — борьба с экстремизмом в Ингушетии".
Сначала был допрошен Магомед Беков. Перед началом допроса он потребовал прокурора представиться, назвать свои имя и фамилию. После Беков заявил, что не будет давать показания, если в зале ведется видеосъемка.
Он спросил, есть ли в зале Магомед Хазбиев, выразил соболезнование в связи со смертью его отца Хамзата.
24 июля защита ингушского оппозиционера Магомеда Хазбиева попросила отпустить его под домашний арест в связи с похоронами отца, однако судья отказался, сославшись на то, что подсудимый может скрыться.
По поводу обыска у Хазбиевых он сказал, что плохо помнит обстоятельства, так как прошло много времени.
"Много времени прошло, я не помню, я выезжал по указанию руководства МВД", - заявил он, пояснив лишь, что получил приказ участвовать в обыске у Хазбиевых, чтобы обнаружить угнанную машину, где ему сказали, что в доме обнаружено оружие. Однако он отказался назвать конкретные имена и фамилии руководителей, от которых получил приказ.
"Меня руководство назначило старшим по обыску… я с Хамзатом (отцом Магомеда Хазбиева) стоял под навесом, когда нашли оружие", - сказал Магомед Беков, пояснив, что обыск проводился на основании постановления Магасского районного суда и поручения от следователя из Ростова-на-Дону.
Гособвинитель поинтересовался, предъявлялось ли постановление об обыске Хазбиевым и как выглядело оружие.
"Я не помню, по-моему, было постановление кем-то подписано, а вот пистолет мне почему-то запомнился", - сказал Магомед Беков.
"Конечно, запомнился, сам же подкидывал", - прозвучала реплика в зале, которая была встречена смехом со стороны слушателей.
Беков раздраженно парировал на ингушском языке, что может поклясться на Коране в своей невиновности.
"Свидетель, у нас судопроизводство на русском языке ведется", - сделал ему замечание прокурор.
На вопросы адвоката Хеды Ибриевой, какое отношение имеет Центр "Э" к угонам автомобилей, и на основании какого нормативного акта — приказа, закона, распоряжения, сотрудники выезжали на обыск, Беков ответил встречным вопросом: "А устное указание не считается?".
После этого он заявил, что не должен отвечать на эти вопросы, предложив адвокату прочитать закон "О полиции и оперативно-разыскной деятельности", обвинив ее в том, что она "не знает ни черта".
Одно из заявлений Бекова адвокат восприняла как прямую угрозу.
"За ваш оговор, за вашу клевету я тут сижу, я отсюда выйду, чтобы вы знали... Это вы меня посадили сюда без вины, я выйду, время придет", - сказал он на ингушском. Ибриева попросила занести это в протокол.
Напомним, что адвокат Хеда Ибриева представляла на процессе по делу о пытках в Центре "Э" интересы потерпевших.
Защита доказывает надуманность повода для обыска в доме оппозиционера
"Угон автомобиля - прерогатива уголовного розыска", - заявил в ходе допроса адвокат Андрей Сабинин. Он задал вопрос Бекову, почему сотрудник ЦПЭ вел протокол?
"Не могу ответить. Я только пятое лицо после Хамхоева", - ответил свидетель.
Сабинин задал вопрос, всегда ли сотрудники надевают маски при обыске?
"Когда сотрудники идут делать обыск к знакомым, они надевают маски, но я не надевал", - пояснил Беков, и его ответ вновь вызвал взрыв смеха в зале.
Магомед Хазбиев тоже задал ряд вопросов. "Насколько резонансным был угон автомобиля, что руководство МВД РИ и все силовые структуры республики приехали на обыск?" - поинтересовался он.
На большинство вопросов Беков отвечал "не помню" и "не знаю", что также вызывало усмешки у присутствующих в зале. "Как люди с такой плохой памятью вообще были допущены к работе в органах правопорядка?" - задал вопрос один из слушателей.
Адвокат Хазбиева Андрей Сабинин заявил несколько ходатайств, в том числе на видео и фотосъемку, в чем было отказано судом. Он также попросил, чтобы его подзащитного выпустили из клетки во время процесса, однако суд отказал и в этом ходатайстве.
Бывший начальник отдела Центра "Э" пожаловался на плохую память
Допрошенный вторым Андрей Безносюк также на большинство вопросов не ответил, сославшись на плохую память. Он даже не смог вспомнить, была ли вызвана для сопровождения силовиков бронетехника.
"Я много протоколов составил за это время и много оружия изъял, так что не помню, было ли постановление суда об обыске. Просто не помню. Протокол, кажется, был составлен мною", - сказал он.
Безносюк также не смог ответить, какое отношение Центр по борьбе с экстремизмом имел отношение к расследованию дела об угоне автомобиля и почему именно он заполнял протокол обыска.
Однако он подтвердил слова Хазбиева, что первыми в дом зашли сотрудники силовых структур и только позднее зашли понятые. "Сначала зашли "тяжелые", (тяжеловооруженные бойцы спецподразделений), а потом уже сотрудники с понятыми, сотрудники уголовного розыска, ГОВД, РОВД, еще какие-то. Я же не могу пустить в дом понятых, подвергать их жизнь опасности", - сказал он.
Безносюк заявил, что понятые отказались подписывать протокол "ингушским менталитетом". "Понятые были, но потом согласно ингушскому менталитету, они потом переговорили с родственникам и отказались подписывать протокол", - сказал он.
Перепалка с обвиняемым помогла освежить память
Магомед Хазбиев задал вопросы свидетелю, после чего между ними возникла перепалка.
В начале допроса Андрей Безносюк заявил, что не знает Хазбиева.
"Вы знали, к кому идете на обыск?" - поинтересовался Магомед Хазбиев и дважды повторил свой вопрос. После этого между ними началась перепалка. "Делайте себе рекламу, вы же руководитель "Парнаса", - выкрикнул в ходе перепалки Андрей Безносюк.
Судебное заседание затянулось почти до 20.00. Следующее заседание назначено на 6 августа.
Хазбиев был взят под стражу после того, как вернулся в Ингушетию из Чечни, где находился под госзащитой. В январе активист пожаловался на "фашистские" условия содержания, а с 12 по 20 марта проводил в СИЗО голодовку, протестуя против условий содержания и отказа от медосвидетельствования.
На вопрос корреспондента, проявляет ли чеченская сторона участие в деле Хазбиева, адвокат Хеда Ибриева ответила, что ей ничего не известно об официальной позиции Грозного в связи с процессом.
"Какое-то время Хазбиев Магомед находился под госзащитой в Чеченской Республике, но после он добровольно отказался от госзащиты и приехал в Ингушетию, на этом всё", - сказала она.
Магомед Хазбиев выступал с заявлениями о коррупции во властных структурах и требовал проверить, причастны ли сотрудники Центра по противодействию экстремизму в Ингушетии к смерти бывшего замминистра строительства Ингушетии, члена общественного движения "Мехк-Кхел" Султан-Гирея Хашагульгова, расследовавшего финансовые злоупотребления в Ингушетии, говорится в материале "Кавказского узла" "Из оппозиции до застенок СИЗО – путь опального Магомеда Хазбиева".
В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" размещена биография Магомеда Хазбиева.