ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Суд 13 ноября допросил оппозиционера Магомеда Хазбиева, обвиненного в оскорблении Юнус-Бека Евкурова, и решил перейти к прениям сторон без допроса главы Ингушетии.
Как писал "Кавказский узел", суд по делу ингушского оппозиционера Магомеда Хазбиева начался в июне. На заседании 8 ноября защита Хазбиева повторно потребовала рассмотреть его дело за пределами Ингушетии, заявив о заинтересованности всех судей республики в исходе дела в пользу потерпевшего Юнус-Бека Евкурова.
Хазбиев был обвинен в незаконном хранении оружия после обысков в его доме в Назрани в январе 2015 года и уехал в Чечню, где жил несколько лет, находясь под госзащитой. Активист вернулся в Ингушетию в январе этого года и был арестован. К обвинению в незаконном хранении оружия добавились обвинения в оскорблении представителя власти – главы республики Юнус-Бека Евкурова - и возбуждении вражды и ненависти к социальной группе. Хазбиев отказался признать вину и указал на политическую подоплеку дела.
13 ноября на заседании суда присутствовали адвокаты Хазбиева Андрей Сабинин и Молтхан Шаухалова. Поддержать Хазбиева пришли около двух десятков его родственников, общественный деятель Руслан Албаков-Мяршхи, активисты, участвовавшие в митинге в Магасе, и представитель Правозащитного центра "Мемориал". Людей было немного больше, чем на предыдущем заседании, передал корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший в зале суда.
Юнус-Бек Евкуров снова не пришел в суд, судья сообщил, что суд не может осуществить его привод. "Вы же понимаете, что он находится под защитой государства… и приставы не смогут его привести", - пояснил судья отсутствие главы республики в суде, заверив, что в отсутствие потерпевшего его показания зачитывать не будут.
Евкуров, который 9 сентября был в третий раз подряд избран главой Ингушетии, заседания суда по делу Хазбиева не посещает, несмотря на неоднократные ходатайства об этом. К примеру, 6 сентября он прислал письмо о занятости. Ранее защита предлагала изъять из предъявленного Хазбиеву обвинения статью об оскорблении представителя власти, если Юнус-Бек Евкуров так и не явится в суд.
Суд может вынести решение по обвинению в оскорблении Евкурова без допроса потерпевшего в суде, пояснил корреспонденту "Кавказского узла" после заседания адвокат Андрей Сабинин.
На заседании Хазбиев заявил отвод прокурору, предположив, что обвинение действует "согласно приказам руководства", однако суд отклонил ходатайство.
Во время допроса Хазбиев выступил с речью, на которую судья отреагировал замечанием, попросив, чтобы подсудимый не рассказывал о своей общественно-политической деятельности, а говорил "по делу".
"Это относится к делу, так как всё взаимосвязано, меня неоднократно пытались запугать, убить. На протяжении 12 лет моей деятельности на мою жизнь покушались, в конечном итоге решили посадить", - возразил оппозиционер.
1 февраля 2015 года в Грозном машину Магомеда Хазбиева обстреляли из автомата, после чего СУ СКР по Чечне возбудило уголовное дело о покушении на убийство и взяло Хазбиева под госзащиту. В марте 2015 года МВД Ингушетии объявило Хазбиева в международный розыск, хотя с тех пор он продолжал находиться в Чечне, куда могли приехать ингушские силовики. Более того, Хазбиев выезжал на Украину по иностранному паспорту, но ни на российском таможенном контроле, ни на украинском задержан не был, что противоречит действующей процедуре Интерпола, говорится в справке "Кавказского узла" "Из оппозиции до застенок СИЗО – путь опального Магомеда Хазбиева".
Хазбиев рассказал на допросе, что, по его мнению, сотрудница силовой структуры пыталась выманить его из больницы перед покушением. "У нее не было задачи ни допросить меня, ни забрать. Она хотела лишь убедиться, что я в больнице, а затем ко мне подослали киллеров… [Сотрудница] говорит по телефону, что в 16.00 приедет забирать меня, звоню ей, она говорит, мне дали команду сверху не забирать тебя. В воскресенье, на следующий день (1 февраля 2015 года. - Прим. "Кавказского узла") я выезжаю из больницы, и в это время с нами поравнялся автомобиль, нас обстреляли из него, изрешетив автомобиль, они уехали. Я видел, кто стрелял, это охрана высокопоставленного [чиновника], и в Грозном знают, их допрашивали, но, так как это "небожители", их отпустили", - рассказал суду оппозиционер.
Хазбиев напомнил, что после покушения не выезжал за пределы России и был доступен для правоохранительных органов. "После покушения мне предоставили государственную защиту (в Грозном). Заявляли, что якобы я нахожусь за рубежом, и представили старое фото из "Инстаграма", где я на Украине на тот момент был на Майдане. Судья решает меня арестовать заочно. Хотя в это время я находился уже под госзащитой", - сказал подсудимый.
Он заявил, что в его публичных выступлениях не было экстремизма, а были призывы к миру. "В своих обращениях я призывал молодежь не прибегать к насилию, что вооруженный путь не поможет в борьбе с насилием, [призывал] не уезжать в Сирию", - сказал он.
Обвинение в оскорблении главы Ингушетии связано с опубликованными в 2015 году на YouTube видеоинтервью Хазбиева. Оппозиционер утверждает, что обвинение основано на неверном переводе некоторых слов из его речи. На видео Магомед Хазбиев искажал имя Евкурова, вставляя в него слова из тюремного жаргона, термины, намекающие на умственную неполноценность, и обозначения животного, а также называл главу республики "врагом народа" и "врагом Бога". Фрагменты речи Хазбиева перевел на русский язык корреспондент "Кавказского узла".
На вопрос Молтхан Шаухаловой, оскорблял ли он кого-то в интервью, Хазбиев отметил, что не оскорблял, а только ответил на необоснованные обвинения в том, что он был судим.
После допроса Хазбиева суд назначил прения сторон на 15.00 мск 20 ноября.
Новости о случаях преследования активистов в регионах Кавказа отслеживаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов". В разделе "Персоналии" можно ознакомиться с биографиями Магомеда Хазбиева и Юнус-Бека Евкурова.