ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
После убийства сотрудника Росгвардии в одном из махачкалинских ночных клубов призывы закрыть все подобные заведения стали приобретать массовый характер. Власти Дагестана, похоже, с этими призывами солидарны — уже закрыты минимум два клуба. Впрочем, дагестанская общественность высказывается противоречиво. «Кавказский узел» выясняет почему.
Пока сотрудники правоохранительных органов продолжают разбираться в обстоятельствах трагедиии 18 ноября в махачкалинском клубе Best в республике Дагестан нарастает кампания с требованием закрыть все ночные клубы.
К расправе могут быть причастны три человека: чемпион мира по рукопашному бою Хаскил Якубов, его брат, чемпион мира по боевому самбо, Магомед, а также еще один чемпион мира по боевому самбо Шахбан Мачиев, - сообщают источники в правоохранительных органах 1. Кто-то из участников конфликта открыл стрельбу. Правоохранитель был убит, а Мачиев ранен. Его допросили следователи, тогда как братья Якубовы скрываются.
Еще за два дня до перестрелки несколько общественных организаций кумыкского народа написали обращение на имя главы Дагестана Владимира Васильева, председателя Народного Собрания Хизри Шихсаидова и председателя правительства республики Артема Здунова с просьбой провести проверку ночных клубов и принять меры по пресечению их деятельности 2.
После инцидента в клубе Best голоса, требующие закрытия всех ночных клубов в Дагестане зазвучали громче. В тот же день, российский актёр, продюсер, юморист, КВНщик, помощник депутата Госдумы Ризвана Курбанова Эльдар Иразиев выложил видео, в котором призвал закрыть в Дагестане ночные клубы или перепрофилировать их в детские клубы. К его призыву сразу же присоединился Хабиб Нурмагомедов. В комментариях часть пользователей поддержала идею и выразила соболезнования родственникам погибших. Другая, наоборот, считает инициативу бессмысленной. Комментируя эти призывы, дагестанский министр по делам молодежи Камил Саидов заявил, что в Дагестане практически нет ночных клубов. По его словам, в большинстве случаев речь идет о ресторанах и кафе закрытого типа, например, с караоке. По мнению Саидова, открывать детские клубы вместо кафе и ресторанов бессмысленно, так как заведений для детей в регионе хватает 3. Однако призывы закрыть клубы стали нарастать. К Иразиеву и Нурмагомедову присоединился олимпийский чемпион по вольной борьбе Абдулрашид Садулаев. |
Призывы поддержали лезгины 4, лакцы (общественная организация «Тарих») 5 и каратинцы (ДРОО «Карата»). Последние, правда, на полном закрытии не настаивают, а предлагают «ограничивать и регулировать деятельность ночных развлекательных заведений». Высказались и противники запретов. Писатель, журналист и ученый Саид Ниналалов поделился своим взглядом на ситуацию: «О ночных клубах в Дагестане… Запретить ночные клубы, отказать молодёжи в возможности отдыха, легче всего. Но российский закон не запрещает их. Запрет без оснований, закрытие законно работающих клубов — это произвол, пусть даже желание запрещающих вызвано желанием добиться порядка и справедливости» 6. А Интизар Мамутаева, председатель организации «Союз женщин Дагестана» считает, что «в каждом несчастном случае обвиняем кого угодно, кроме своего ребенка, и себя – за пробелы в воспитании» 7. |
Ночные клубы в Махачкале уже начали закрываться, хотя караоке-клуб «Бест», где произошел трагический инцидент, пока работает.
Суд уже успел приостановить деятельность столичного караоке-бара «Аура» до устранения нарушений. Впрочем, вместо устранения нарушений владельцы клуба предпочли его просто закрыть.
Также пресс-служба мэрии Махачкалы сообщила, что прекращена деятельность караоке-клуба «Фараон». В ходе рейда, который прошел в ночь с 19 на 20 ноября, силовики проверили документы и наличие огнестрельного оружия у посетителей. При обыске в заведении полицейские изъяли алкогольную продукцию без акцизных марок.
Как писал "Кавказский узел", в Дагестане неоднократно распространялись призывы оградить местных жителей от культурных явлений и событий. В качестве обоснований звучали обвинения в отходе от традиционных ценностей дагестанского общества.
Так, в феврале 2015 года местные чиновники призывали бойкотировать показы экранизации эротического романа "50 оттенков серого". В июне 2016 года в Каспийске был размещен плакат о греховности прослушивания музыки, а в августе 2016 года в соцсетях появились угрозы убийством в адрес тех, кто собирался пойти на фестиваль красок Холи.
В 2018 году атаки возобновились с подачи Хабиба Нурмагомедова. Хабиб выложил в своем инстаграме (5,3 миллиона подписчиков) ролик с выступления азербайджанского рэп-дуэта HammAli & Navai в Махачкале и сопроводил его таким комментарием: «Современный Дагестан. Разве это завещали нам праведные предшественники».
В самом начале сентября музыкальный лейбл Тимати Black Star отменил махачкалинские концерты двух своих рэперов — MC Doni и Егора Крида. Представители лейбла объяснили отмену концертов «неспокойной обстановкой на местах».
После этого концерты в Махачкале отменили рэпер Элджей и Стас Михайлов.
Хотя перепалка дагестанского бойца Хабиба Нурмагомедова с близким другом Рамзана Кадырова Тимати из-за концерта Егора Крида заставила власти отреагировать на эти действия, это не привело к отказу от новых призывов к морализаторским запретам.