ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
О своем участии в двух чеченских кампаниях, штурме захваченных террористами больницы в Буденновске и школы в Беслане, об охране главы Чечни Ахмата Кадырова и его гибели, рассказал полномочный представитель президента России в СКФО Александр Матовников, подчеркнув, что намерен в новой должности пользоваться опытом, полученным в спецслужбах.
Как писал "Кавказский узел", 26 июня президент России назначил своим полномочным представителем в СКФО замкомандира сил специальных операций Александра Матовникова, принимавшего участие в обеих чеченских войнах и нескольких спецоперациях, в том числе на Северном Кавказе.
Коллеги Александра Матовникова назвали его назначение оправданным, отметив, что он лично знает руководителей республик Северного Кавказа и "всегда знает, как надо действовать в любой ситуации", говорится в биографии полпреда президента в СКФО, размещенной на "Кавказском узле".
О том, когда начал работу на Северном Кавказе и о своей борьбе с террористами в регионе Александр Матовников рассказал в интервью "Александр Матовников: у меня был позывной Чекист", опубликованном 6 декабря ТАСС.
"Плотная работа там началась уже в 1994 году. Но первая чеченская кампания оставила странное ощущение. Есть дух победителей, а есть душок. В 1994 году не было чувства, будто боремся праведными методами за правое дело (...) А в 1999 году - наоборот! — уже не возникали сомнения, что все делаем верно", - заявил полпред президента России.
Матовников также подробно рассказал о своем участии в штурме захваченной террористами больницы в Буденновске в 1995 году.
Отряд боевиков из Чечни во главе с Шамилем Басаевым 14 июня 1995 года захватил центральную больницу Буденновска. В результате теракта погибли 129 человек. Боевики освободили оставшихся заложников после переговоров 19 июня 1995 года, а российские власти согласились прекратить боевые действия в Чечне, позволив боевикам уйти.
"Это было очень серьезное испытание, противостояние настоящему врагу. Боевики хорошо укрепились в больнице, действовали строго по военной науке. При штурме погиб мой зам Володя Соловов, еще шесть подчиненных получили ранения. Мы работали со стороны родильного отделения, и передовая группа попала в "котел". Планировалась внезапная атака в пять часов утра, но у Басаева стояла захваченная машина скорой помощи, он слушал радиоволну, на которой и прозвучала команда всем медицинским бригадам быть наготове. Бандиты смекнули что к чему. Застать их врасплох не удалось, наоборот - они ждали нас. Володя Соловов и двое бойцов угодили под перекрестный огонь. Раненые ребята находились в пяти метрах, совсем близко, но нам в течение трех часов не удавалось их вытащить", - отметил Матовников.
По его словам, он не считает операцию "провальной". "Изначально бандиты не шли ни на какие уступки, вели себя нагло, но после наших решительных действий согласились на предложенные условия. Басаев выпустил всех заложников - сначала рожениц и детей, потом остальных", - подчеркнул полпред.
Он также отметил, что в 1999 году началась вторая чеченская кампания, в которой бойцы "Альфы" действовали "не только в Чечне, но и в Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии".
Вторая чеченская война, официально именуемая контртеррористической операцией, длилась почти десять лет – с августа 1999 года до апреля 2009 года. Официально новая война в Чечне началась в 1999 году, но фактически после заключения мирных соглашений в Хасавюрте в 1996 году насилие на Кавказе не прекращалось. За три условно мирных года после окончания Первой чеченской на территории России произошла серия терактов и нападений боевиков, продолжались похищения и убийства людей, отмечается в статье "Вторая чеченская: 10 лет в режиме КТО", опубликованной в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".
Матовников заявил о дружеских отношениях с президентом Чечни
В 2000 году, по словам Матовникова, он был направлен в селение Центорой. "С июля 2000 года мы с Ахматом-хаджи [Кадыровым] и его семьей жили под одной крышей, ели из общего котла. Главная наша задача заключалась в выстраивании системы безопасности. На Кадырова-старшего постоянно охотились, готовили покушения, устраивали засады (...) Рядом постоянно находились Рамзан Ахматович, Руслан Алханов, ныне министр внутренних дел Чечни, Руслан Яхъяев, теперь глава МЧС республики, еще несколько доверенных бойцов", - отметил он.
По словам Матовникова, фугас, в результате взрыва которого погиб Ахмат Кадыров, "был заложен в основание трибуны на этапе реконструкции стадиона в Грозном", теракт "готовили заранее и не дилетанты".
Полпред президента России в СКФО оценил Ахмата Кадырова как "скромного в быту и жесткого в работе человека". "Мудрый человек! К нам относился по-отечески, как и положено главе рода. В первую кампанию Кадыров объявил газават, посчитав, что Россия пришла в Чечню с захватническими целями. В 1999 году решительно отказал Басаеву, обвинив того в провоцировании новой войны. Для подобного шага требовалось большое мужество. Ахмат-хаджи был не флюгер, а самобытный, яркий политик", - заявил он.
По словам Матовникова, с 2004 года нынешний глава Чечни Рамзан Кадыров изменился "разительно". "Если в 2004 году был сыном своего отца, то теперь стал самостоятельным политиком, государственным мужем. И Грозный восстановлен под его руководством. Сейчас уже забылось, но в начале нулевых годов всерьез обсуждался вопрос о переносе столицы Чечни в другое место, поскольку, по мнению многих, город никогда не поднимется из пепла. Столь же трудно поверить, что сравнительно недавно, в 2000 году, в центре Минвод террорист мог взять в заложники автобус с людьми. Между тем двух десятилетий не прошло. Многие, наверное, запамятовали, а так и было", - подчеркнул он.
Александр Матовников также рассказал о своем участии в освобождении заложников в Беслане. Штурм захваченной террористами школы в Беслане, против которого выступали местные жители, готовился изначально, признал полномочный представитель президента в Северо-Кавказском федеральном округе.
По его словам, Северный Кавказ, куда он был назначен полпредом президента России, - очень специфический регион. "Самый многоконфессиональный, многонациональный и плодовитый, но одновременно - с низкой зарплатой и высокой безработицей. Стал разбираться, вникать, и понял, что надо делать ровно то же, что в "Альфе" или Силах специальных операций: налаживать командную работу. В каждой республике есть сильные лидеры, а полпред должен уравновесить интересы", - подчеркнул Матовников.
Он также отметил, что "хочет лучше изучить Кавказ, и рассчитывает со временем побывать в каждом из 104 муниципальных районов и 40 городских округов".