ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Возвращение Нагорного Карабаха за стол переговоров исходит из интересов мирного урегулирования конфликта, и Азербайджан будет вынужден согласиться на участие в обсуждениях карабахской стороны, заявили опрошенные «Кавказским узлом» армянские политологи.
Как писал "Кавказский узел", Алиев и Никол Пашинян 28 января в Душанбе встретились на саммите стран СНГ, где решили создать механизм оперативной связи для предотвращения нарушений перемирия между сторонами карабахского конфликта. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ приветствовали желание лидеров Азербайджана и Армении встретиться для обсуждения вопроса урегулирования карабахского конфликта. При этом они призвали стороны конфликта отказаться от "подстрекательской риторики" и активизировать усилия для подготовки населения к миру.
Армянская сторона вносит содержание в переговорный процесс, заявил в комментарии корреспонденту «Кавказского узла» политический обозреватель Lragir.am Акоп Бадалян. Он считает, что прежняя логика переговоров противоречила национальным интересам Армении и новая власть, по его мнению, поставила задачу выйти из этой ситуации, заявив о необходимости внести новые принципы на обсуждение.
«Именно этим обусловлено заявление Никола Пашиняна о возвращении Арцаха за стол переговоров, а также его заявление о том, готов ли Азербайджан к взаимным уступкам. Кроме того, армянский премьер зафиксировал, что эта ситуация стала причиной апрельской войны. И если стоит задача не допустить новой войны и обеспечить мирный процесс урегулирования, надо изменить эту логику», - отметил Бадалян.
Никол Пашинян после прихода к власти высказался за возвращение Нагорного Карабаха за стол переговоров. В январе 2019 года премьер-министр Армении анонсировал новую политику урегулирования карабахского конфликта. Он не уточнил, в чем именно заключается новая политика, но подчеркнул, что "формула Левона Тер-Петросяна "территории в обмен на мир" (передача Азербайджану районов вокруг Нагорного Карабаха из так называемого "пояса безопасности" в обмен на подписание мирного договора) не может даже обсуждаться". Переговоры на основе принципов, озвученных в заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ, не подразумевают подписание мирного договора, считают опрошенные "Кавказским узлом" карабахские политики.
Тональность посредников в публичном пространстве не изменится, однако если Армения добьется преимущества, Минская группа признает необходимость изменения этой логики, добавил он.
«Сама Минская группа уже давно отказалась от Мадридских принципов, в противном случае, если бы была договоренность сверхдержав, то ни Армения, ни Азербайджан не могли бы противостоять их воле. Но они не станут принимать решения вместо сторон», - уверен политический обозреватель.
По его наблюдениям, посредники придерживаются паритета, тогда как между Арменией и Азербайджаном шло военно-политическое и экономическое противостояние.
«Минская группа обеспечивает политическое управление статус-кво, установленный в 1994 году после Карабахской войны. У них есть консенсус на неприменение силы, однако они не станут сдерживать, если какая-то из сторон добивается преимущества. За 20 лет Армения уступила свои позиции, более того, взяла на себя противоречащие ее собственным интересам Мадридские принципы. Армения делает шаги для выхода из той ловушки, которая досталась ей в наследство от прежней власти», - подчеркнул Бадалян.
Директор Армянского центра национальных и стратегических исследований, политолог Манвел Саркисян согласен, что подходы армянской стороны изменились после смены власти. «Армения ввела в переговорный процесс вопрос ответственности, которой не было до сих пор. Армения заявила, что не уполномочена говорить вместо Арцаха. Территориальные и все остальные проблемы, отраженные в Мадридских принципах, являются исключительно прерогативой Арцаха», - заявил он «Кавказскому узлу».
Политолог отметил, что прежде азербайджанская сторона прибегала к тактике военной дипломатии, пытаясь оказать давление на Армению и на Минскую группу ОБСЕ, чтобы заполучить выгодное для себя решение.
«Со временем эта тактика стала работать против Азербайджана. И после заключения Венского соглашения была запущена принципиально новая схема ответственности за нарушения, чего не было до этого. В результате выстрелы начали играть против того, кто нарушает перемирие. А это крайне опасная ситуация для Азербайджана», - подчеркнул Саркисян.
При этом он считает, что переговорный процесс возобновится, когда Нагорный Карабах вернется за стол переговоров.
«Заявление армянского премьера, что Арцах должен вести переговоры за себя, а также требование к Азербайджану признать приемлемое урегулирование как для себя, так и для Армении и Арцаха, загнала Азербайджан в тупик. Сказать такое он не хочет, стрелять – опасно, тут же оживут Венские соглашения», - отметил политолог.
Азербайджану будет сложно объяснить международному сообществу, почему он не хочет говорить с Нагорным Карабахом, добавил Саркисян.
Политический обозреватель Степан Сафарян считает, что Азербайджан согласится на возвращение Нагорного Карабаха за стол переговоров, чтобы выйти из тупика, в котором оказался после четырехдневной войны в апреле 2016 года.
«Тактическая удача Азербайджана в 2016 году трансформировалась в военную неудачу, усугубив тупик. Четырехдневная война приблизила Армению к красной линии, не оставив место решению на основе взаимных уступок. Стратегия Азербайджана заключалась в том, чтобы склонить армянскую сторону к уступкам, навязав изнурительную войну. Но это имело обратный успех», - заявил он «Кавказскому узлу».
Азербайджан вынужден будет согласиться на участие Нагорного Карабаха в переговорах, тем более что противиться этому и обосновать свое нежелание нет возможности и у Минской группы, добавил политический обозреватель. «Посредники могут признаться, что бессильны содействовать этому, но высказываться против возвращения НКР за стол переговоров у них нет оснований», - подчеркнул Сафарян.
Процесс урегулирования карабахского конфликта проходит на основе так называемых "Мадридских принципов", которые были выдвинуты Минской группой (МГ) ОБСЕ в 2007 году в Мадриде и обновлены в 2009 году. Странами-сопредседателями МГ ОБСЕ являются Россия, США и Франция. Азербайджан принимает "Мадридские принципы" с оговоркой, что Нагорный Карабах может быть только в составе Азербайджана, допуская его самую широкую автономию. Армения также признает основы "Мадридских принципов", но с противоположным условием.
На "Кавказском узле" публикуются хроника "Обострение конфликта в Карабахе. Апрель 2016: хроника" и материалы о ситуации в зоне конфликта на странице "Карабах: худой мир или война". В "Справочнике" также можно ознакомиться со справками "Армия обороны Нагорного Карабаха", "Общие сведения о Нагорном Карабахе" и "Минская группа ОБСЕ".