ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Верховный суд Чечни отменил решение о списании газовых долгов республики по политическим соображениям: реакция других регионов на прецедент создала проблемы Кремлю, и Кадырова убедили отыграть назад под гарантии дотаций, считают опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Как писал "Кавказский узел", 11 апреля Верховный суд Чечни удовлетворил жалобу "Газпрома" на списание долгов абонентам в республике. Жители Чечни рассказали о рейдах, во время которых от них требуют установить счетчики газа. Долги населения перед "Газпромом" растут из-за бесконтрольного потребления газа, пояснили в компании. Большие потери газа в Чечне приходятся на годы боевых действий, поэтому государство и "Газпром" должны списать задолженность республике, заявил после решения суда Рамзан Кадыров.
16 января прокуратура Чечни сообщила, что Заводской райсуд Грозного удовлетворил иск ведомства и обязал "Газпром межрегионгаз Грозный" списать "безнадежную к взысканию задолженность населения" в размере более 9 миллиардов рублей. Массовые требования газовиков оплатить задолженность "создавали в обществе социальную напряженность и могли повлечь протестные выступления населения", пояснила прокуратура. "Газпром" обжаловал решение суда, Генпрокуратура поддержала позицию компании. 5 февраля Верховный суд Чечни принял жалобу "Газпрома". На сайте ООО "Газпром межрегионгаз" в сообщении от 21 января указано, что долг жителей Чечни за газ составляет 9,353 млрд рублей, и образовался он с 1 января 2007 года до 30 сентября 2015 года.
Решение Верховного суда Чечни не списывать газовые долги республики вызвано заразительностью этого примера - если подтвердить решение о списании, другие регионы продолжат требовать аналогичных уступок, считает эксперт в области социально-экономического развития регионов, профессор МГУ Наталья Зубаревич.
"Решение Верховного суда Чечни связано с тем, что если разрешишь одному, так будут поступать и другие. Да, эти долги связаны не только с тем, что люди не платили за газ, а еще и с тем, что воровали управляющие организации. Этим выяснением, кто не платил, пусть занимается господин Кадыров, но любая особая история для Чечни встретит немалое сопротивление в других регионах, которые будут добиваться того же", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
В Чечне не самая худшая ситуация по долгам за коммунальные ресурсы, хотя в целом на Северном Кавказе фиксируется наибольшая задолженность, отметила Зубаревич.
"Данных только про газ нет, также пока нет данных по всему 2018 году. Но по имеющимся данным, хуже всего ситуация, самые большие долги в Ингушетии, далее в Дагестане, Чечне и Карачаево-Черкесии", - сообщила Наталья Зубаревич.
После известия о решении Грозненского суда в прокуратуру с запросами о списании долгов за услуги ЖКХ по аналогии с Чечней обратились депутаты и других регионов России, говорится в справке "Газовый бунт: списание долгов Чечне возмутило регионы", подготовленной "Кавказским узлом". Жители Чечни при этом напомнили, что власти республики используют все методы воздействия на должников по оплате коммунальных услуг.
Решение Верховного суда объективно, решать вопрос о газовых долгах Чечни нужно с конкретными предприятиями, считает эксперт в области энергетики Николай Хренков.
"Долги образовались не из-за невыплат населения, а из-за того, что выплаты не доходили до конечного адресата, проседали на промежуточном этапе. То есть "Газпром" не получал деньги за газ. Суд принял объективное решение: сначала надо разобраться по каждому предприятию в Чечне, почему платежи не доходят до "Газпрома", кто в этом виноват", - сказал он "Кавказскому узлу".
Эксперт подтвердил, что Чечня не является лидером по долгам за газ и другие коммунальные ресурсы. "В Дагестане, например, больше проблем с задолженностью, также и в Ингушетии. Общая ситуация в СКФО, конечно, оставляет желать лучшего, но это не значит, что всем надо списывать долги за газ", - уверен Хренков.
Инициатива Чечни о списании задолженности за газ не связана, по его оценке, с делом против топ-менеджера "Газпрома" Рауля Арашукова, которого обвинили в хищении газа. "Его дело связано не с неплатежами. Велик соблазн найти что-то общее между этими ситуациями, но я связи не вижу", - добавил аналитик.
Ранее журналисты британской газеты Financial Times связали дело Арашуковых с газовыми долгами Чечни. Арест Рауля Арашукова может быть показательной борьбой с хищениями газа на фоне проблемы со списанием долгов Чечни, предположила Наталья Зубаревич.
Верховный суд Чечни принял решение в соответствии с договоренностью между Кадыровым и Кремлем, считает политолог Дмитрий Орешкин.
"Заводской суд Грозного принимал свое решение с подачи Кадырова, который решил вывести проблему задолженности за газ в публичное поле, рассчитывая добиться положительного решения. Но в Кремле, вопреки ожиданиям, на этот шантаж не поддались и приняли вполне компромиссное решение: формально отказать Чечне, но в будущем увеличить дотации республике", - сказал Орешкин корреспонденту "Кавказского узла".
В Кремле Кадырову указали на ошибки, и глава Чечни вынужден был пойти на попятную, полагает он. "Ему пришлось отказаться от своей инициативы. Это обычная практика, когда заявляют о задолженности населения и просят простить долги, - а эти долги на самом деле образовались из-за того, что выплаты не дошли до банка, например. Кадыров делал все, чтобы реализовать эти популистские фишки: он якобы защищает свое население, требуя простить долги. Если бы долг был прощен, население было бы довольно Кадыровым. Но не получилось", - пояснил политолог.
Федеральный центр испугался, что списание долгов Чечни создаст сложный прецедент, уверен старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин.
"Возникла цепная реакция у других регионов России, они заинтересовались ситуацией в Чечне, и многие захотели подобных преференций. В этой связи (федеральный) центр и "Газпром" испугались, что это может привести к непредсказуемым последствиям - все захотят освобождения от долгов за газ. Кадырову дали понять, что не стоит доводить задуманное до конца, чтобы не создать неприятный прецедент", - объяснил политолог решение суда.
Приписывание долгов жителям республики с указанием на протестные настроения в обществе - спекуляции местных властей, подтвердил он. "В период войны люди пользовались, например, электричеством и не платили. Тогда такое было возможно. Сейчас подобные заявления больше напоминают спекуляцию, а не реальную причину образования большой задолженности", - заключил Рощин.