ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Жительница Южной Осетии после инсульта была доставлена в клинику в Цхинвале и умерла. Из-за закрытой административной границы ее не доставили в Тбилиси, где могли оказать более квалифицированную медицинскую помощь.
Как писал "Кавказский узел", 9 сентября Южная Осетия закрыла границу с Грузией на неопределенное время. Причиной закрытия пунктов пропуска было названо нагнетание напряженности со стороны официального Тбилиси в связи с обустройством нескольких грузинских блокпостов у границы. Однако 14 сентября один из пунктов пропуска у города Ахалгори был временно открыт для перевозки в Грузию на лечение местной жительницы.
В Южной Осетии работают четыре пункта упрощенного пересечения границы с Грузией, которыми пользуются жители приграничных южноосетинских сел Хелчуа, Синагур, Карзман, а также населенных пунктов Ленингорского района.
28 октября в реанимации Цхинвала скончалась жительница Ленингорского района, пишет "Эхо Кавказа".
По данным издания, жительница селения Икот Маргарита Мартиашвили перенесла инсульт. Ранее в таких случаях врачи из Ленингора вызывали неотложку из Грузии, которая в течение получаса отвозила больного в Тбилиси. Однако из-за закрытия пункта пропуска "Раздахан" Мартиашвили было отказано в госпитализации в тбилисскую клинику. Госпитализация в Тбилиси теперь возможна только по линии Красного Креста после согласования с Минздравом и правительством Южной Осетии. На это уходит десять дней, а тем временем больных везут в Цхинвал.
По данным сервиса "Яндекс.Карты", расстояние по прямой от села Икот до Тбилиси - около 42 километров, до Цхинвала - также примерно 42 километра.
Смерть жительницы Икота прокомментировала изданию активистка из Ленингора Тамара Меаракишвили. По ее словам, больную доставили в больницу по горным серпантинам с задержкой в три часа, однако нормальную медпомощь оказать не смогли, и женщина умерла.
"Я не утверждаю, что она бы выжила, если бы ее своевременно госпитализировали в Тбилиси, но шансов у нее было бы больше. И, конечно, все ее близкие будут думать, будто она умерла из-за того, что ее не пустили через "Раздахан", и будут правы. На их месте я бы тоже так думала. И так уже ясно, что тяжелобольных придется переправлять в тбилисские клиники через Красный Крест, тогда зачем их катать через горы и подвергать смертельному риску?" - сказала Меаракишвили.
"Ленингорский район был присоединен к территории Южной Осетии после событий августа 2008 года, до этого он находился в составе Южноосетинской автономной области Грузии", - сообщила "Кавказскому узлу" журналистка "Эхо Кавказа" Ирина Келехсаева, которая также отметила, что большинство жителей района - этнические грузины".
Смерть жительницы Икота прокомментировал офис народного защитника Грузии. Заявление по этому поводу опубликовано на сайте омбудсмена.
"Народный защитник призывает Российскую Федерацию как государство, осуществляющее эффективный контроль над оккупированными территориями, предотвращать нарушения прав человека в этом районе [...] использовать все возможные средства и средства для ведения переговоров и открытия пунктов пропуска", - говорится в заявлении заместителя омбудсмена Тамар Гварамадзе.
Грузия считает Южную Осетию, как и Абхазию, оккупированными Россией территориями. 26 августа 2008 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, а парламент Грузии проголосовал за разрыв дипотношений с Россией. О предшествовавших этому боевых действиях рассказывается в материале "Кавказского узла" "Пятидневная война (8-12 августа 2008 года)".
Государственный министр по делам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили назвала пункт пропуска в Ленингоре "жизненно важным для населения".
"Я каждый день и везде говорю, что так называемый переход в Ахалгори (грузинское название Ленингора - прим. "Кавказского узла") жизненно важен для населения. В буквальном смысле - «смерть или жизнь» - это именно то, что я имею в виду. Да, население в очень тяжелом состоянии. Эта трагедия, к сожалению, не единственная. Жители должны переезжать для удовлетворения жизненных потребностей, как эта женщина и ее семья. Она определенно является еще одной жертвой оккупационного режима. Открытие пункта перехода крайне необходимо", - написала она на своей странице в социальной сети Facebook.
Смерть жительницы Ленингора является "еще одним признаком тревожной ситуации", заявил посол ЕС в Грузии Карл Харцель.
"Как мы знаем, члены наблюдательской миссии ЕС находятся на месте и изучают факты. Но следует сказать правду, что причиной её смерти стало то, что ей не разрешили пересечь административную пограничную линию для получения надлежащего лечения. Это еще один сигнал о существующей тревожной ситуации [...] Мы продолжим оказывать давление, чтобы эти пограничные переходы были открыты", - цитирует Харцеля "Грузия-онлайн".
13 сентября на встрече в рамках Механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты в Эргнети представители Грузии потребовали, чтобы Южная Осетия открыла границу для передвижения жителей приграничных районов. Представители Южной Осетии заявили, что готовы это сделать, если Грузия пойдет на уступки.
3 июля "Кавказский узел" одновременно с международной правозащитной организацией Amnesty International опубликовал доклад "За колючей проволокой. Нарушения прав человека в результате "бордеризации" в Грузии". Ограничения на переход границ Грузии с Абхазией и Южной Осетией нарушают права жителей приграничных сел, они не могут вести хозяйство и рискуют быть задержанными за пересечение границы, сказано в докладе. Правозащитники назвали бордеризацию главным фактором антироссийских протестов в Грузии. ОБСЕ поддержала Грузию, выступив против бордеризации.