00:18 / 31.12.2019Азербайджанский журналист пожаловался на давление силовиков

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Главный редактор сайта Criminal.az Анар Мамедов был вызван в управление полиции из-за публикаций о сотрудниках правоохранительных органов. Также полицейские расспрашивали о связях с журналисткой-расследователем Хадиджей Исмайловой, сообщил Мамедов.

Как писал "Кавказский узел", 18 марта главного редактора сайта Criminal.az Анара Мамедова приговорили к 5,5 года лишения свободы условно. Суд признал его виновным в публичных призывах, направленных против государства, превышении должностных полномочий и должностном подлоге. Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Арлем Дезир призвал пересмотреть дело Анара Мамедова. Защита самого журналиста, настаивающего на своей невиновности, обжаловала приговор. Апелляционный суд оставил вердикт в силе.

Мамедов рассказал, что 30 декабря он был вызван в управление полиции, где его отвели к начальнику и сообщили, что на него имеются две жалобы. "Однако, прежде чем перейти к жалобам, сотрудник полиции стал интересоваться причинами моей "предвзятости" к полиции. Я же сказал, что у меня нет предвзятости ни к полиции, ни к какому-либо другому силовому органу или государственной структуре и вообще к кому-либо", - рассказал журналист корреспонденту "Кавказского узла".

По его словам, представитель полиции также интересовался связями с журналисткой Хадиджей Исмайловой. "Он заявил, что я якобы получаю посредством Исмайловой гранты и за счет этих средств обеспечиваю деятельность нашего издания. Я сказал, что уважаю Исмайлову, как коллегу, но с ней я лично не знаком и даже ни разу мы не виделись", - сказал Мамедов.

Только после этого сообщили о жалобах. "Мне сказали, что на меня пожаловалась гражданка. Месяц назад мы републиковали ее видеообращение с сервиса Youtube к президенту Азербайджана. Она жаловалась на произвол судоисполнителей, прокуратуры, полиции, судов. Речь шла об имущественном споре с ее бывшим супругом. Женщина заявила, что в знак протеста намерена "отказаться от своей родины" и уехать из страны и рассказать о своих проблемах международным СМИ. На ее взгляд, только таким способом она могла бы обратить внимание главы государства на ее проблему и добиться наказания чиновников. Но спустя неделю женщина позвонила мне и потребовала удаления видеообращения и текста, поскольку "проблема решена". Я сказал, что могу дать информацию о том, что проблема решена, но удалять видео не буду, поскольку это противоречило бы принципам нашего издания", - отметил Мамедов.

По его словам, другая жалоба касалась публикации о ранении полицейского. "Мне предъявили претензии, что я выставляю полицию в неблаговидном виде. Я же сказал, что полицейский пострадал не в борьбе против преступника, а ранение ему нанесла его девушка, и это не связано с его профессиональной деятельностью. Мы просто опубликовали новость без собственных комментариев. С другой стороны, этот полицейский и так подал на меня иск в суд. В итоге, у меня взяли разъяснительные и, сделав предупреждение, отпустили", - сказал Мамедов.

Он расценил вызов в полицию как давление в связи с профессиональной деятельностью.

"Меня ранее дважды вызывали в прокуратуру, предупреждали и летом 2018 года завели уголовное дело, осудили условно. Кстати, жалоба на приговор находится на рассмотрении Верховного суда. После этого вызывали в прокуратуру из-за публикации о Госнефтекомпании. Теперь вот вызывают в управление полиции. Я так понял, они хотят, чтобы я вообще не писал о правоохранителях. Хотя я всегда стараюсь давать позицию полиции или же после публикации опровержение. Мне сегодня в полиции сказали, что для них опровержение бессмысленно, поскольку информация уже распространяется в СМИ. Мне дали понять, что вообще не надо писать, иначе это будет иметь последствия", - сказал Мамедов.

В свою очередь, журналистка Хадиджа Исмайлова сказала, что "не получает грантов, не открывает сайтов, не управляет ими".

"Журналиста Анара Мамедова допросили о якобы грантах, которые я получала для совместной работы с ним. Абсолютная ложь. Кажется, в последний год моего испытательного срока они хотят завести новое дело против меня", - отметила Исмайлова корреспонденту "Кавказского узла".

12 августа Бинагадинский районный суд Баку отказал в удовлетворение просьбы журналистки-расследователя Хадиджи Исмайловой о прекращении в отношении нее испытательного срока уголовного наказания и снятии судимости. Она считает решение суда политически мотивированным и намерена его обжаловать.

Эксперт в области права, юрист Института права медиа Халид Агалиев считает, что предъявление полицией претензий по содержанию журналистских публикаций неправомерно.

"Полиция не должна рассматривать жалобы на журналистские публикации. Это прерогатива суда. Тот, кто считает, что его интересы ущемлены, может подавать иск о защите чести и достоинства в суд. И тем более полиция не может требовать от журналистов прекратить критику органов МВД и вообще каких-либо органов", - заявил эксперт корреспонденту "Кавказского узла".

В пресс-службе МВД получить комментарии не удалось.

Случаи преследования активистов в регионах юга России и Кавказа размещены на странице "Кавказского узла" "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" содержится справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане". В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" опубликована биографическая справка о Хадидже Исмайловой.

Автор:Фаик Меджид