ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Принятая в Чечне практика публичных порицаний и извинений унизительна для жителей республики и усиливает скрытое недовольство политикой властей, указали правозащитница Светлана Ганнушкина, педагог Аза Саракаева и политолог Али Магомедов после публикации чеченскими силовиками очередного ролика с извинениями людей.
Как писал "Кавказский узел", 11 июля в чеченском Instagram-паблике было опубликовано сделанное в отделе полиции видео, на котором показаны три молодых человека, задержанные за грубое нарушение правил дорожного движения, и отцы двоих из них. Оба немолодых мужчины признались на камеру, что опозорены поступком сыновей. Силовикам не следовало унижать родителей задержанных, указали пользователи соцсети и местные жители.
Контроль отца даже за взрослым сыном не противоречит нормам поведения в чеченском обществе, а извинения родителей не считаются позором, указали востоковед Михаил Рощин и чеченский политолог Руслан Мартагов. Сотрудник Центра изучения Кавказа МГИМО Ахмет Ярлыкапов счел "анекдотичными" публичные раскаяния родителей за малозначительные проступки совершеннолетних детей.
Недовольство практикой публичных извинений у жителей Чеченской Республики "безусловно есть", убеждена председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.
"То, что происходит сегодня в Чечне, я бы назвала не практикой публичных извинений, а практикой публичных унижений. Насколько мне известно, в вайнахской культуре не свойственно применять унижение человека как молодого, так и в возрасте, для решения каких-то проблем или спорных вопросов, тем более делать это прилюдно. У меня много знакомых и друзей среди чеченцев. Это гордые, уважающие себя и других люди, и они также считают, что практику публичных извинений нельзя назвать положительным методом воспитания. При такой прилюдной процедуре человек чувствует себя униженным. А местные чиновники такой метод, видимо, считают действенным, который помогает им влиять на общественное сознание", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" правозащитница.
По ее мнению, искреннее извинение может быть публичным, когда человек осознает свою вину, получает такое же искреннее прощение, и это разряжает ситуацию. "А происходящие в Чечне публичные извинения не разряжают ситуацию, а еще больше усугубляют конфликт. И те извинения, которые транслируются по местному телевидению и показываются по соцсетям – в них нет искренности. Каждый раз это страшное унижение. Унижение и обида, которая навсегда остается в душах тех, которых прилюдно, на камеру заставляют извиняться. И мы не знаем, когда, во что и на кого выльется эта обида", - сказала Ганнушкина.
Подробнее о случаях принуждения к извинениям, которое с подачи Рамзана Кадырова практикуется и за пределами Чечни, можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Мода на извинения: от Чечни до самых окраин" и в "Хронике публичных извинений на Кавказе".
В Чечне есть пословица "Битый и униженный гордым и смелым не вырастет", сказала корреспонденту "Кавказского узла" педагог Аза Саракаева. "Для чеченцев главными качествами характера считались гордость, свободолюбие, гуманность, достоинство, милосердие, почтение к старшим", - перечислила она, также выразив мнение, что последствия публичных унижений могут быть непредсказуемыми.
В прежние времена человеку, совершившему проступок, давалось время подумать, сосредоточиться на самом поступке, остыть, рассказала Саракаева. "Одним словом – осознать. А затем просить прощения. Наши мудрые предки понимали, что переживание, покаяние за содеянное – это возможность развить, укрепить свою совесть. Это серьезный шаг для каждого – обдумав, извиниться и получить прощение. В этом должно принимать участие ограниченное число людей, публичность здесь неуместна", - сказала Саракаева.
Публичные извинения за малозначительные проступки идут вразрез с кавказскими традициями, которые предписывали горцам каяться перед старейшинами только за серьезную провинность, ранее заявляли академики Сергей Арутюнов и Владимир Бобровников. Горцы придавали значение не словам извинения, а деятельному раскаянию, отметил исследователь Руслан Гереев.
Схожее мнение высказал и политолог Али Магомадов, который считает, что публичное извинение, тем более сделанное "группой людей, хором", обесценивается и превращается в своего рода шоу.
Это шоу, по его мнению, нужно не тем, кто совершил проступок и нуждается в покаянии, а устроителям "этой циничной процедуры". "Во-первых, компенсируется административная неумелость, а во-вторых, это позволяет держать под контролем население. При этом делается это со ссылкой на наши древние традиции. Чиновники-устроители просто-напросто расписываются таким образом в своей профнепригодности. К тому же ссылка на древние традиции и адаты здесь неуместна. Потому что в кодексе «Къонахалла» (истинного мужчины) нет ни слова о том, что провинившийся чеченец должен публично извиняться. При том, как правило, извиняющиеся чаще всего обращаются не к тем, перед кем конкретно виноваты, а к власть имущим", - сказал Магомадов корреспонденту "Кавказского узла".
Этический кодекс "Къонахалла" начал складываться в первом тысячелетии до новой эры и окончательно сформировался в XVII–XVIII веках. Он регламентирует каждый поступок, отношение к старикам, женщине, детям, к природе и животным. На характер этого свода заповедей (а всего их 55) оказали заметное влияние драматические события времен нашествия на Кавказ монголов, отметил сотрудник Центра поддержки чеченской культуры "ЛАМ", кандидат филологических наук Леча Ильясов в предисловии к кодексу, изданному в 2008 году.
В светском государстве грамотный управленец, если есть "нормальный административный аппарат", не будет использовать такие методы, считает политолог. "Из-за отсутствия опыта и грамотных чиновников приходится прибегать к подобным публичным извинениям. В отчетах федеральным структурам о проделанной работе с населением метод публичных извинений, видимо, преподносится как чеченское ноу-хау. Однако, как меняется настроение не только у тех, которых заставили прилюдно, опустив головы, извиняться, но и у их родных, можно только догадываться. Прибегая к публичным извинениям, власти закладывают мину замедленного действия, потому что униженные молодые люди, как тот парень, которого заставили в трусах совершать марш-бросок по беговой дорожке, надолго затаили в душе обиду на тех, кто выставил их посмешищем", - сказал Али Магомадов.
Отметим, что практика публичных покаяний за родственников также стала обыденностью для Чечни. Так, 9 июля брат живущего в Европе блогера Минкаила Мализаева записал видеообращение с извинениями за его критику в адрес властей республики.
Материалы о практике публичных покаяний "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Кого Кавказ извиняться заставляет".