ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Эвакуированные из-за обстрелов жители карабахского села Талиш, которое находится всего в километре от линии фронта, размещены в трех гостиницах в Степанакерте. Некоторые из них признались, что не хотят возвращаться в село.
Что еще происходит в зоне конфликта - "Карабах: худой мир или война?"
Как сообщал "Кавказский узел", 27 сентября военное положение и всеобщая мобилизация были объявлены в Нагорном Карабахе, а затем и в Армении, после начала масштабных боевых действий в зоне карабахского конфликта. В ходе обстрелов 28 сентября в Нагорном Карабахе погибли четыре человека, более 30 получили ранения.
В Азербайджане, который назвал наступательную операцию по всей линии фронта ответной реакцией на обстрелы своих позиций, военное положение и комендантский час введены с 28 сентября. Власти Нагорного Карабаха заявили, что азербайджанские военные стремятся уничтожить объекты инфраструктуры, а также продолжают обстрел населенных пунктов, в том числе городов Гадрут и Мартуни. В свою очередь, Минобороны Азербайджана сообщило 28 сентября об обстреле города Тертер с территорий, подконтрольных властям Нагорного Карабаха.
Важное отличие нового витка длящегося больше трех десятилетий карабахского конфликта состоит в том, что боевые действия идут по всей линии фронта, а противоборствующие объявили военное положение и мобилизацию, говорится в материале "Кавказского узла" "Карабах: эскалация конфликта или новая война?".
"Все населенные пункты Республики Арцах (Нагорного Карабаха) находятся под нашим контролем, в том числе приграничное село Талиш. Жители Талиша эвакуированы в Степанакерт и размешены по гостиницам. Правительство занимается их социальными проблемами", - сказал сегодня, 29 сентября, корреспонденту "Кавказского узла" пресс-секретарь президента Нагорного Карабаха Ваграм Погосян.
Жители села Талиш были эвакуированы еще 27 сентября, после того как азербайджанские вооруженные силы начали обстрел села, рассказали 28 сентября жители общины.
В апреле 2016 года село Талиш, где проживало более 125 семей, или почти 600 человек, подверглось артобстрелам, были разрушены школа, детский сад, больница, здание администрации, два Дома торжеств и примерно треть жилых домов. В ночь на 2 апреля все жители были эвакуированы. Часть эвакуированных переехала в Армению, а тем семьям, которые остались в Нагорном Карабахе, власти предоставили временное жилье в поселении Алашан. Талиш до обострения карабахского конфликта находился в трех километрах от линии соприкосновения войск, в настоящее время это расстояние сократилось примерно до одного километра. Восстановление села Талиш власти Нагорного Карабаха начали совместно со всеармянским фондом "Айастан" еще в декабре 2016 года. По данным на декабрь 2019 года в село вернулись 49 семей, причем половина из них - молодые.
"В селе проживало 50 семей. Обстрел села начался в 7.15 утра (6.15 мск) 27 сентября. Люди скрывались в убежищах. С 10 часов до 14 часов администрация села начала эвакуацию жителей. У общины были свои микроавтобусы, а администрация района выслала автобусы", - рассказала директор школы Талиша Таня Межунц.
По ее словам, всех привезли в Степанакерт и разместили в трех гостиницах. При этом она отметила, что "в гостиницах женщины, дети и старики, а мужчины села, большая часть которых военные, сейчас на передовой".
По словам Тани Межунц, жители села смогли выйти из убежищ только к полудню и уехали в Степанакерт на автобусах, которые предоставила администрация района.
Сама Межунц и еще более десяти семей расположились в гостинице "Наири". "Нам предоставили комнаты, предоставили продукты. Еду готовим в кухне гостиницы. Представители правительства приходили, сделали список необходимого, сегодня (29 сентября) обещали доставить. Ведь никто не успел ничего взять с собой, потому что уезжали под обстрелом, кто в чем был", - рассказала Межунц.
Она отметила, что "обстрел был интенсивнее, чем в апреле 2016 года". "Раненых и жертв среди женщин, детей и стариков нет, так как все укрылись в убежищах, как только начался обстрел села. В каком состоянии мы оставили село, трудно сказать, так как обстрел села не прекращался, был ужасный дым и пыль. Мы все бежали к автобусам", - рассказала Межунц, добавив, что никто из женщин не может связаться со своими мужчинами, чтобы узнать, что с селом, а информации о Талише в интернете нет.
В апреле 2016 года произошло четырехдневное обострение карабахского конфликта. После этого стороны объявили о перемирии, однако вооруженное противостояние продолжилось, говорится в справке "Карабах: два года спустя после четырехдневной войны" на "Кавказском узле". В первые два года после перемирия обстрелы в зоне конфликта фиксировались ежедневно, следует из инфографики "Кавказского узла" "Карабах после перемирия – два года войны".
Гаяне Петросян рассказала, что ее семья – она, муж-инвалид, две дочери-студентки, невестка и внук трех лет - находятся в Степанакерте в гостинице "Наири", а сыновья на передовой.
По словам женщины, во время эвакуации им не удалось ничего с собой забрать, оставили все хозяйство и технику. "Мы уезжали под бомбежками. Сейчас в селе никого нет, чтобы позвонить и узнать, в каком оно состоянии", - сказала Петросян.
Условиями проживания в гостинице она довольна. "Это моя третья эвакуация из Талиша. Первая (была) в 90-е годы, в годы первой карабахской войны, (затем) в апреле 2016 года. И вот 27 сентября. Каждый раз я теряла все, а после начинала восстанавливать хозяйство с нуля", - посетовала она.
Она высказала сожаление, что переехала в Талиш из Алашана. "О возвращение в Талиш не думаю. Ну и что, что нам дали новый, полностью обставленный дом, решили проблему воды. Все это не имеет значения, если нет безопасности", - заявила женщина.
55-летняя Эльмира Саакян рассказала, что в 90-е годы покинули Талиш, тогда ее младшему, шестому ребенку было четыре года. Потом они вернулись в село, жили до апреля 2016 года, опять началась война, и они покинули Талиш. Жили в Алашане. В конце 2019 года вернулись в село. Им дали дом, начали заново восстанавливать хозяйство. И вот 27 сентября опять пришлось покинуть село, причем ее младшему внуку исполнилось четыре года.
"В который раз мы покинули село, не успев с собой забрать ничего, спасая свои жизни. Теперь я даже не знаю, как быть. Но сейчас точно я не поддамся на уговоры и не допущу, чтобы мои дети и внуки вернулись в это село. Я и муж - старые люди. Потому о нас я ничего сказать не могу, но молодых я туда не пущу", - заявила женщина.
Она рассказала, что не знает, в каком состояние оставили село, только помнит осколки стекол и шум от взрывов. По словам Саакян, один из ее сыновей находится на передовой в северо-восточном направлении, но она не может до него дозвониться, чтобы что-то узнать про село.
Мать четырех детей Нанар Мусаелян заявила, что она сейчас думает, что категорически не вернется в Талиш. "Сейчас я решила, что в Талиш никогда не поеду. Мне страшно за детей. Мои дети так испугались взрывов снарядов, что теперь шарахаются от любого звука и начинают плакать. Мне этого не надо. Сейчас я думаю, что поеду с детьми в более безопасное место, даже если муж будет не согласен. И государство обязано мне помочь в этом. Новый дом и комфорт меня больше не привлекают, если мои дети не будут в безопасности", - сказала молодая мать.
Она добавила, что поедет в село только в случае, если узнает, что ее дом уцелел, чтобы забрать самое необходимое для детей и документы.
Пенсионерка, вдова Амалия Оганян проживает в гостинице "Наири" с невесткой и шестью внуками. Условиями проживания она довольна, потому что здесь "мы чувствуем себя в безопасности, даже несмотря на частые воздушные тревоги".
Женщина, как и все, сказала, что не собирается возвращаться в село, но рассмотрит этот вариант в том случае, если линия соприкосновения будет очень далеко от села, и снаряды не будут до него долетать. Она также отметила, что будет наставать, чтобы ее дети обосновались где-то в другом месте.
"Все равно мы все потеряли. Я успела только захватить документы, а невестка следила за детьми, чтобы никто не отстал, когда бежали к машинам. Так какая разница, где начинать, если все равно ничего нет", - сказала вдова.
По ее словам, от сына, который находится на передовой, нет вестей, и про состояние села после обстрелов им не удалось ничего выяснить.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" также содержатся материалы "Армия обороны Нагорного Карабаха" и "Кто же все-таки признал Карабах?".