ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Жители сел в Тертерском, Агдамском, Бардинском и Физулинском районах помогают друг другу продуктами, медикаментами, сообща ремонтируют поврежденные из-за частых обстрелов дома, заявили опрошенные «Кавказским узлом» сельчане. Некоторые из них вынуждены были прекратить сельхозработы.
Что еще происходит в зоне конфликта: "Карабах: худой мир или война?"
Как информировал "Кавказский узел", обстрелы населенных пунктов Азербайджана продолжаются, под удар попали Гянджа, Тертер, Барда, Бейлаган и Горадиз, а также несколько сел, сообщило 5 октября Минобороны. В последние дни обстрелы усилились и стали разрушительными, селяне теряют скот, в селах под обстрел попадают школы, ведущие в села дороги также оказываются под огнем, рассказали местные жители. Из ряда азербайджанских сел в прифронтовой зоне уехали женщины, дети и старики, однако остальные жители не хотят надолго покидать дома и хозяйство, рассказал активист Аваз Гасанов. Среди пострадавших при обстрелах есть дети и женщины.
27 сентября в зоне карабахского конфликта начались полномасштабные боевые действия. Число мирных жителей Азербайджана, погибших в результате обстрелов с 27 сентября, достигло 27 человек. Ранен 141 житель Азербайджана, разрушены 376 домов, сообщила Генпрокуратура страны. Армения отрицает обвинения в обстрелах населенных пунктов Азербайджана. По информации властей Нагорного Карабаха, погибли 208 солдат Армии обороны, число жертв среди мирных жителей в период с 27 сентября по 5 октября составило 18 человек, говорится в справке "Кавказского узла" "Карабах: эскалация конфликта или новая война?".
В последние дни стрельба в селе Алескерли Тертерского района стала интенсивнее и в связи с этим оставшиеся жители вынуждены были прекратить хозяйственную деятельность, сообщил местный житель Забиль Мамедов.
«Обстрелы стали частыми, и не знаешь, когда следующий раз начнется. Женщин, детей и стариков мы в первые дни отправили к родственникам, знакомым. Сейчас в селе в основном мужчины молодого и среднего возраста. Уходить не собираемся. Не хотим, чтобы жизнь в селе полностью остановилась», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Мамедов.
По его словам, селяне практически целый день проводят на улице, обсуждают ситуацию на фронте, если кому-то чем-то нужно помочь - помогают. «У соседа выбило взрывной волной окно. Мы собрались, быстро помогли забить место досками, чтобы не продувало. Сейчас стекло и не найдешь, да и вообще лучше пока досками заколотить окно», - отметил он.
Мамедов также добавил, что продуктовый магазин в селе работает до обеда. «В принципе все продукты у нас из своих хозяйств. Покупаем только хлеб, сахар, чай, сигареты», - отметил местный житель.
Он сообщил, что источником информации для селян является телевизор, «интернет появляется только изредка».
Житель села Гапанлы Тертерского района Мустафа Бабаев сообщил, что из-за обстрелов не удается выводить скот на корм. «Стали чаще и сильнее стрелять. Скот уже не выводим, кормим сеном из заготовок на зиму. Всех женщин и детей отправили в Барду, Баку, Евлах. Некоторые мужчины тоже уехали, остаются в убежище в Барде. Первые дни они днем приезжали, сейчас ехать стало опасно – дороги тоже обстреливают. Они звонят нам, спрашивают про ситуацию. Конечно, оставаться в селе или уезжать - дело каждого. Но уйти всем, оставить село пустым, это будет означать уступить давлению тех, кто нас обстреливает», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Бабаев.
Он скептически относится к возможной помощи сельчанам от властей. «У властей и так сейчас проблем много, да, и чем они могут нам помочь. Нам многое не надо, есть кусок хлеба. Когда после обстрелов возникают пожары, мы зовем на помощь. Я вам скажу - пожарные достаточно быстро приезжают. В тот день загорелся стог сена, и была угроза распространения огня на подсобные помещения, а потом и на дом нашего односельчанина, пожарные быстро приехали и потушили огонь», - отметил Бабаев.
По его словам, в селе от обстрелов разрушены около десяти домов. «Из районной администрации приезжали и сказали, что все будет восстановлено, как только закончатся военные действия», - заключил Бабаев.
Житель Тезекенда Агдамского района Муса Гулиев также рассказал об участившихся обстрелах села. «Так сильно стреляют, что от грохота оглохнуть можно. У нас много ущерба – разрушены дома, хозяйственные постройки, есть погибшие животные, автомобили повреждены. Но спокойно потому, что женщин и детей отправили в безопасные места. Конечно, сами тоже могли бы уйти. Но, в то время когда наши солдаты на передовой сражаются, оставить безлюдным тыл - нехорошо. Я сам воевал в первую Карабахскую войну, когда за нами были жители сел, мы более отчаянно сражались», - заявил мужчина.
По его словам, в селе дважды возникали перебои с энергоснабжением. «Дважды от взрывов падали электростолбы, но ремонтники в тот же день приезжали и восстанавливали электричество. Вообще работники экстренных служб – энергетики, пожарные, «скорые» несмотря на риски, выполняют свои профессиональные обязанности четко», - отметил Гулиев.
Житель села Керимбейли Физулинского района Зияд Сулейманов из-за обстрелов не может ездить на работу в Физулинский драматический театр, который расположен в Горадиз.
«С начала боевых действий 27 сентября я не езжу на работу в театр. По всему району стреляют. По нашему селу и раньше стреляли, но теперь стали обстреливать и Горадиз, хотя он в 15 километрах от линии фронта. Поэтому эти дни я нахожусь дома, занимаюсь домашним хозяйством», - сообщил корреспонденту «Кавказского узла» Сулейманов.
А в Бардинском районе, несмотря на обстрелы, люди заняты повседневными делами, отметила жительница села Соганвердилер Хейранса Самедова. «Наш район давно не обстреливали, по сравнению с Тертерским и Агдамскими районами мы находимся несколько дальше от фронта. Но последние два-три дня стали бить и по нам из тяжелых пушек. Снаряды попали и в наше село. Сейчас сезон уборки урожая хлопка. Мы не можем ждать, когда все закончится. Поэтому выходим каждый день на поле, несмотря на вероятность новых обстрелов», - пояснила Самедова.
Село Учоглан Агдамского района также сильно пострадало от обстрелов, сообщил корреспонденту «Кавказского узла» местный житель Керим Керимов.
«Несмотря на обстрелы, мы остаемся в селе, то есть остаются только мужчины. Чьи дома не пригодны для жилья, перешли жить к другим. Сейчас наша община сплотилась, делимся тем, чего у кого не хватает: даем телефон поговорить, делимся лекарствами, продуктами. Из Баку добровольцы нам пересылали продукты, теплую одежду. Мы сами обращались к военным и предлагали свою помощь, но нас поблагодарили и сказали, что пока необходимости никакой нет. У нас из села 10 ребят пошли добровольцами в армию. Да, перестрелки носят интенсивный характер, но мы надеемся и верим, что в итоге войне будет положен конец, и мы обретем спокойную жизнь», - резюмировал Керимов.
"Кавказский узел" ведет хронику боевых действий в сентябре-октябре. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещены справки "Общие сведения о Нагорном Карабахе" и "Кто же все-таки признал Карабах?"