ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В годовщину теракта на Дубровке "Новая газета" опубликовала аудиоверсию репортажа Анны Политковской, в котором она рассказала, как общалась с людьми, захватившими заложников во время мюзикла "Норд-Ост".
Как сообщал "Кавказский узел", в России ежегодно отмечается годовщина теракта в Театральном центре на Дубровке, где шел мюзикл "Норд-Ост". В этом году памятные мероприятия были отменены из-за коронавируса, но люди принесли к зданию цветы и детские игрушки. Спустя 18 лет со дня теракта остался спорным вопрос о необходимости штурма и применения усыпляющего газа.
23 октября 2002 года во время мюзикла "Норд-Ост" в Театральном центре боевики во главе с Мовсаром Бараевым захватили в заложники 916 человек. В обмен на жизни заложников требовали прекратить бои в Чечне и вывести федеральные войска из республики. Требования боевиков удовлетворены не были, и 26 октября силовики провели операцию по освобождению, применив газ. Во время спецоперации были убиты 40 боевиков. Погибли, по официальным данным, 130 заложников, более 700 заложников пострадали, говорится в справке "Кавказского узла" "Террористический акт на Дубровке (23-26 октября 2002 года)".
Репортаж Анны Политковской о теракте на Дубровке, о требованиях людей, захвативших заложников, опубликовала сегодня в аудиоверсии "Новая газета". Текст озвучила актриса Чулпан Хаматова. "Все главное лично для моей роли в этой драме началось 25-го днем – около двух. В 11.30 я впервые поговорила с теми, кто захватил заложников, по мобильному телефону – и они согласились встретиться. В 13.30 прибыла в штаб по проведению операции", – говорится в репортаже.
Журналистка в своем материале рассказала, что вместе с известным российским педиатром и хирургом Леонидом Рошалем пришла на встречу с людьми, захватившими заложников в Театральном центре. "Я кричу: "Я – Политковская! Я – Политковская!". И медленно поднимаюсь по правой лестнице – доктор говорит, что знает, куда идти. В фойе второго этажа опять тишина, темнота и холодно. Ни души. Кричу опять: "Я – Политковская!". Наконец, от бывшей барной стойки отделяется человек", – рассказала она в репортаже.
Человека, который беседовал с ней, Политковская в своем материале называет "маской", поскольку на его лице была "неплотная черная маска", при этом черты лица были "вполне различимы".
"По отношению ко мне он не агрессивен, доктор (Рошаль) же вызывает в нем неприятие. Почему? Я не понимаю. Но на всякий случай стараюсь гасить заполыхавшие было эмоции. "Что, доктор, карьеру делаешь?" - талдычит "маска". А доктору-то – 70 лет, и он академик, и он уже так много важного сделал в жизни, что ни о какой карьере ему думать нет смысла, – она уже давно сделана", – отметила журналистка.
Захватчики спросили у Политковской, она ли была в селе Хотуни в Веденском районе Чечни, на что она ответила утвердительно, и по одобрительной реакции поняла, что это ее "пропуск сюда: была – значит, можно поговорить". При беседе со "старшим" из них, она представила список просьб, начав с того, чтобы позволили отпустить детей, на что получила отказ. Журналистка просила также пищи для заложников, воды и других необходимых вещей. Удалось договориться только о воде и соках. "В том смысле, что я буду их носить, кричать снизу, что принесла, и тогда меня будут пускать", – рассказала она в репортаже. Она также договорилась о том, что придет не один раз и с ней будет кто-нибудь из мужчин, чтобы помогать ей донести соки и воду. После этого Политковская ходила туда три раза.
Дальше был штурм. А я теперь все думаю: все ли мы сделали, чтобы помочь избежать жертв? Большая ли это "победа" - 67 жертв (до больниц)? И была ли лично я кому-то нужна со своими соками и попытками на краю пропасти? Мой ответ: нужна. Но сделали мы не все. Потому что очень многое у нас впереди, несмотря на то, что слишком многое у нас позади. Трагедия "Норд-Оста", родившаяся не на пустом месте, – не конец. Теперь мы будем жить в вечном страхе, провожая из дома детей и стариков", – написала журналистка.
В 2003 году Владимир Путин заявил, что люди в Театральном центре погибли не в результате применения газа, который, по его словам, был безвредным, а в результате "ряда обстоятельств: обезвоживания, хронических заболеваний, самого факта, что им пришлось оставаться в том здании". Лишь 9 марта 2017 года в России было впервые официально заявлено о причинной связи между штурмом и гибелью заложников.
Анна Политковская, известная своими статьями о войне и нарушении прав человека в Чечне, была убита в Москве 7 октября 2006 года. Суд признал, что заказчиком убийства был Лом-Али Гайтукаев, он был приговорен к пожизненному заключению. Непосредственным исполнителем признан Рустам Махмудов. К разным срокам лишения свободы были приговорены братья Джабраил и Ибрагим Махмудовы, а также Сергей Хаджикурбанов и Дмитрий Павлюченков. Глава Чечни Рамзан Кадыров и представитель Следкома Дмитрий Довгий предположили, что заказчиком убийства является Борис Березовский. Сам Березовский отверг связь с преступлением, говорится в статье "Убийство Анны Политковской", размещенной на "Кавказском узле".