ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Европейский суд по правам человека, признав отсутствие эффективного расследования убийства Натальи Эстемировой, присудил ее сестре компенсацию морального вреда в размере 20 тысяч евро. Правозащитники выразили сожаление, что ЕСПЧ не признал Россию ответственной за гибель Эстемировой.
Как писал "Кавказский узел", Европейский суд по правам человека запланировал на сегодня оглашение постановления по жалобе родственников Натальи Эстемировой на нарушение права на эффективное расследование ее похищения и убийства. Власти России предоставили ЕСПЧ неполную копию материалов дела об убийстве правозащитницы, но есть основания для сомнений в эффективности следствия, указал сегодня суд, потребовав от России найти и наказать виновных в убийстве. Суд также указал, что заявитель, сестра убитой Светлана Эстемирова, не смогла доказать, что Наталья Эстемирова была похищена представителями государства, и улики не подтверждают причастность государства к убийству Эстемировой, отмечается в документе.
Сотрудница грозненского офиса Правозащитного центра "Мемориал"* Наталья Эстемирова была похищена 15 июля 2009 года, вывезена в Ингушетию и убита. По ее информации о нарушениях прав человека в Чечне правозащитники делали запросы в официальные инстанции, составляли списки пропавших без вести, говорится в опубликованной "Кавказским узлом" биографии Натальи Эстемировой.
Адвокаты посетовали на недопуск к материалам дела об убийстве Эстемировой
Правозащитники до сих пор не получили допуск к большей части материалов дела об убийстве Натальи Эстемировой, прокомментировала постановление ЕСПЧ адвокат Правозащитного центра "Мемориал"* Татьяна Глушкова.
"Нам известно, что в 2013 году в деле было как минимум 95 томов и как минимум 10 000 листов, однако даже Европейскому суду было представлено лишь 1500 листов. При этом большей части ключевых документов, касающихся того, что было сделано в первые дни, недели и месяцы после убийства Наташи, мы никогда не видели. По сути, мы не знаем, как шло расследование, и какая версия расследовалась до января 2010 года, когда появилась версия о том, что Наташа была убита Анзором Башаевым", — рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Татьяна Глушкова.
По версии Генпрокуратуры России, которая на данный моменты является основной, к убийству Эстемировой причастен объявленный в международный розыск Алхазур Башаев. Мотивом преступления стала месть за публикации правозащитницы и дискредитация органов власти Чечни. Эта версия появилась в деле в январе 2010 года. Коллеги Эстемировой предположили, что следствие пошло по ложному пути, фальсифицируя доказательства. По одной из первых версий, которую разрабатывало следствие, к убийству Эстемировой причастны сотрудники Курчалоевского РОВД. В последнюю неделю жизни правозащитница занималась делами о похищениях и убийствах, в том числе тех, которые были совершены в Курчалоевском районе Чечни и к которым были причастны сотрудники Курчалоевского РОВД. Именно Эстемирова первая предала огласке эти факты. 14 июля 2011 года адвокат семьи Эстемировых Роман Карпинский сообщил, что Следственный комитет РФ отказался разрешить доступ к материалам о расследовании "курчалоевской" версии по причине ее "отработанности". О расследовании и основных версиях убийства правозащитницы можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Убийство Натальи Эстемировой".
По словам Глушковой, последние следственные действия по делу, о которых известно коллегам Эстемировой — это изъятие образцов ДНК у полицейских Курчалоевского отдела полиции. "И сравнение их с образцами ДНК, найденными под ногтями Наташи. Но, повторюсь, мы не имеем никакого представления о том, что происходило в деле (и происходило ли что-то) в последние несколько лет", — отметила юрист.
Она указала, что адвокаты еще не имели возможности обсудить вопрос о своих дальнейших действиях. "Но я полагаю, что мы, конечно, будем пытаться получить доступ к материалам этого дела — и, увы, полагаю, что мы вряд ли преуспеем", — посетовала Глушкова.
По её мнению, реальных правовых рычагов, которые позволили бы добиться настоящего расследования по делу, это постановление ЕСПЧ не дает. "Важно понимать, что мы, по большому счету, даже не знаем, что сейчас происходит с расследованием — приостановлено ли оно? Или формально до сих пор ведется? Если оно приостановлено, то это постановление дает возможность добиваться возобновления расследования. Имеет ли это смысл — другой вопрос, учитывая, что единственной версией, которую расследует следствие, было убийство Наташи боевиками Шалажинского джамаата", — указала Глушкова.
Также — и это, представляется адвокату, важнее — постановление Евросуда в принципе дает возможность добиваться ознакомления с материалами дела. "Но на успех я бы не особенно рассчитывала", — повторилась Глушкова.
Адвокат Кирилл Коротеев, который ранее вёл жалобу родственников Эстемировой, затруднился сказать о факте утери следствием части генетического материала, но сообщил, что ЕСПЧ в принципе не рассматривал его.
"Имеющиеся генетические документы были представлены Европейскому суду по правам человека. Но он их проигнорировал, отказался обсуждать. В тексте решения суд предпочёл некоторые не совсем понятные свидетельские показания, которые были даны якобы сразу после похищения Натальи Эстемировой", — сообщил корреспонденту "Кавказского узла" Коротеев.
Итогом решения ЕСПЧ должна стать констатация неэффективности расследования, указал ранее член совета Правозащитного центра "Мемориал"* Олег Орлов. "Суд не может принять решение о допуске потерпевших к материалам дела. Суд может только одно — констатировать, что Россия не сделала все необходимое для расследования дела или вообще ничего не сделала... Суд может потребовать от России предпринять все необходимые меры для того, чтобы расследование было осуществлено", — сказал он "Кавказскому узлу".
ЕСПЧ присудил сестре Эстемировой компенсацию морального вреда
Европейский суд по правам человека установил, что власти Российской Федерации несут ответственность за нерасследование убийства Натальи Эстемировой. Найдено нарушение процессуальных обязательств статьи 2 (право на жизнь) Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Также ЕСПЧ посчитал, что в деле нарушена статья 38 (порядок рассмотрения дела), поскольку власти России не представили ЕСПЧ большую часть материалов дела, говорится в сегодняшнем сообщении на сайте Правозащитного центра "Мемориал"*.
В нем выражено сожаление, что ЕСПЧ не установил субстантивного нарушения статьи 2, то есть не установил ответственности представителей государства за убийство правозащитницы. При этом сестре Натальи Эстемировой Светлане присуждена компенсация морального вреда в размере 20 тысяч евро.
Интересы заявительницы в ЕСПЧ представляли сотрудничавшая с ПЦ "Мемориал"* юрист Анастасия Ражикова и юристы Европейского центра защиты прав человека (EHRAC) Джоанна Эванс, Рамут Ремезаит и Филип Лич. На национальном уровне Светлану Эстемирову представлял адвокат Роман Карпинский, указано в сообщении правозащитной организации.
Какие материалы уголовного дела не представлены в ЕСПЧ
В 2013 году в материалах уголовного дела об убийстве Натальи Эстемировой было как минимум 95 томов. Однако юристу её сестры, признанной потерпевшей по делу, позволили ознакомиться лишь с девятью томами — и то на условиях подписки о неразглашении. При этом ему не удалось получить доступ к материалам дела, касающимся расследования, проводившегося в первые полгода после убийства — с июля 2009 года по январь 2010 года, сообщает ПЦ "Мемориал»*, отмечая, что российские суды признали отказ в доступе к материалам дела законным.
Сестра Натальи Эстемировой Светлана обратилась с жалобой в ЕСПЧ 21 июня 2011 года. 9 сентября 2011 года в Европейский суд по правам человека направили жалобу правозащитники, которые заявили об отсутствии прогресса в расследовании дела об убийстве Натальи Эстемировой.
На стадии коммуникации жалобы власти России представили в ЕСПЧ лишь полторы тысячи из более, чем десяти тысяч страниц материалов уголовного дела. При этом, по данным правозащитников, среди документов, представленных правительством, отсутствовала большая часть документов, относящихся к периоду 16 июля 2009 года — 10 января 2010 года. Также в них не было протоколов допросов коллег Натальи Эстемировой, в которых они рассказывали об угрозах, поступавших ей от официальных лиц Чечни, протоколов допросов самих этих официальных лиц, включая президента республики Рамзана Кадырова и уполномоченного по правам человека Нурди Нухажиева. Кроме того, в ЕСПЧ не были предоставлены протоколы допросов сотрудников Курчалоевского отдела полиции.
"Можно сказать, что материалы, которые власти послали в ЕСПЧ, были отобраны таким образом, чтобы подтверждать официальную версию о том, что убийство совершил Алхазур Башаев", — считает ПЦ "Мемориал"*.
Коллеги Эстемировой провели собственное расследование. Они нашли живущего во Франции брата Алхазура Башаева, Анзора, который предоставил свои биологические образцы для выделения ДНК. Профили ДНК Анзора были сопоставлены с профилями ДНК из образцов, полученных в ходе официального следствия: из потожировых выделений на блузке Эстемировой (преступники затаскивали и затем удерживали её в машине); из подногтевого содержимого Эстемировой (она оцарапала похитителей); из слюны с окурка, найденного в машине; из смыва с расчёски из дома Алхазура Башаева; из останков, эксгумированных на месте, где, по официальной информации, был убит Алхазур Башаев. Результат был однозначен: нет никаких оснований утверждать, что среди похитителей Эстемировой был Алхазур Башаев или его родственники, указано в сообщении правозащитной организации.
Коллеги Эстемировой и журналисты "Новой газеты" выяснили, что на самом деле Алхазур Башаев был убит в ходе спецоперации в Чечне в ноябре 2009 года, и, скорее всего, уже после его смерти в дом Башаева подкинули улики, говорится в статье "Российские власти не будут предпринимать никаких действий против Рамзана Кадырова", опубликованной сегодня на сайте "Новой газеты". В ней автор статьи Елена Милашина отмечает, что генетические исследования по обращению правозащитников и журналистов проводил Игорь Корниенко, один из лучших в России экспертов-генетиков, доктор биологических наук, завотделением молекулярно-генетической идентификации филиала 111 Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиза Минобороны России. "Он выполнил заключение на таком высоком доказательном уровне, что российское правительство даже не поставило его выводы под сомнение во время коммуникации по жалобе Светланы Эстемировой в Страсбургском суде. Вообще у следствия с самого начала были ДНК минимум трех похитителей, одним из которых была женщина. И вот с такими уликами (далеко не в каждом заказном убийстве киллеры оставляют свои генетические данные) следствие умудрилось полностью провалить расследование", — пишет Елена Милашина.
ЕСПЧ установил, что расследование убийства Натальи Эстемировой не может быть признано эффективным. ЕСПЧ отметил, что версия следствия имела лишь несколько доказательств, в отношении которых были неубедительные и противоречивые выводы экспертиз. В частности, ЕСПЧ отметил, что экспертами не было точно установлено несколько моментов. Это то, что пули и гильзы, найденные на месте преступления, принадлежали одному оружию, что найденная у Башаева одежда соприкасалась с одеждой Эстемировой, что у пистолета, найденного у Башаева, был глушитель, а также что найденные в машине Башаева биологические материалы принадлежали Эстемировой.
ЕСПЧ также отметил, что следствие не объяснило, почему на теле Эстемировой и на месте преступления не было найдено следов ДНК Башаева и других боевиков. Суду не очевидно, что власти предприняли попытку установить всех участников преступления, подчеркивает ПЦ "Мемориал"*.
Сегодняшнее решение ЕСПЧ не является окончательным. "В течение трехмесячного периода после его вручения любая сторона может потребовать, чтобы дело было передано в Большую палату Суда. Если такая просьба будет подана, коллегия из пяти судей рассмотрит вопрос о том, заслуживает ли дело дальнейшего рассмотрения. В этом случае Большая палата рассмотрит дело и вынесет окончательное решение. Если запрос о передаче будет отклонен, решение Палаты станет окончательным в этот день", — говорится в пресс-релизе суда, перевод которого выполнен "Кавказским узлом".
Новости, связанные с убийствами Натальи Эстемировой и ее подруги, журналистки Анны Политковской, собраны "Кавказским узлом" на тематической странице "Политковская и Эстемирова".
* организация включена Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.