21:10 / 16.07.2022Сельчане в Аджарии пожаловались на бездействие властей

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Экспертиза вынесла заключение об опасности проживания жителей в горном селе Цаблана из-за угрозы схода оползней, однако местные власти не предпринимают усилий по их расселению, рассказали сельчане.

Как сообщал "Кавказский узел", 14 мая жители высокогорного села Цаблана в Аджарии пожаловались, что их не спешат переселять в безопасное жилье вопреки усилению угрозы схода оползней. Чиновники сослались тогда на волокиту с проведением экспертизы. В селе Цаблана в Аджарии усилился оползневой процесс, и на днях оказалась заблокирована местная дорога. Несколько семей проживает в зоне, признанной геологами опасной, а чиновники не принимают мер, чтобы переселить их, пожаловались местные жители.

Село Цаблана расположено в высокогорном муниципалитете Хуло Аджарии. Население села - более 600 человек. Оно расположено в долине реки Схалта, сообщило 19 апреля 2017 года издание "Батумелеби".

В селе не раз происходили оползни. "Наше село известно своими оползнями. В 1989 году оползень погубил жизни 23 человек, из них 13 - мои родственники", - сообщил местный житель Муради Шаинидзе.

Вопреки рекомендации экспертов, жителей села никто не собирается переселять, рассказали сельчане. "В экспертном заключении указано, что в зоне бедствия находятся сельская школа и здание детского сада. А наши дома - мой и Муради - находятся между школой и детским садом. И тем не менее, нас не собираются расселять", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" местный житель Бачуки Шаинидзе.

По его словам, отселению подлежат пять семей, остальные дома мэрия Хулойского района не намерена трогать. "Пятеро из наших сельчан признаны потерпевшими после схода оползня, но еще 15 домов остаются на месте, и никто нас не собирается расселять", - отметил он.

Муради Шаинидзе рассказал, что семья находится в опасности из-за оползня. "Мы постоянно живем, как на вулкане. Я бы меньше всего хотел куда-то уходить: положил на строительство дома всю жизнь. И я просто устроил бы застолье, если бы мне поклялись, что с домом ничего не произойдет. Да даже если я погибну - мне не жалко, мне 70 лет. Но у меня четверо внуков - старший поступает в институт, а младший - идет в первый класс в этом году. Сын с невесткой живут вместе с нами. Семь человек постоянно находятся в опасности", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Бачуки Шаинидзе тоже живет с детьми и с родителями. "Мать, отец и дети - находимся в одном доме. Каждый день, выходя из дома, предупреждаю, чтобы были телефоны включены, чтобы постоянно друг другу сообщали, кто где находится. В общем, каждый день приходится беспокоиться и за детей, и за родителей", - отметил он.

По его словам, власти не предпринимают усилий, чтобы обезопасить местных жителей. "В прошлом году был установлен памятник людям, погибшим в 1989 году. Я боюсь, что власти собираются так же и нас похоронить, поставить памятник и потом взгрустнуть - дескать, царствие им небесное", - сказал Муради Шаинидзе.

Сельчане говорят, что до сих пор надеются на справедливое решение вопроса об их расселении. "Эта тема стала актуальной в прошлом году - в октябре сошел оползень, в результате которого погибли трое человек. В этом году мы подняли эту тему в СМИ, потребовали внимания властей, поэтому, собственно, и прибыли эксперты из бюро Самхараули", - сказал Муради Шаинидзе.

По его словам, первый эксперт прибыл из Хулойского муниципалитета прибыл в Цаблану на следующий день после схода оползня в октябре 2021 года. Он провел осмотр местности и сказал, что селу больше ничего не угрожает. Однако сельчане настояли на вызове эксперта из Батуми, который осмотрел окрестности и выдал заключение о необходимости расселить людей на полгода. "Нас действительно расселили, но потом мы вернулись и потребовали экспертизы от национального бюро экспертизы", - сказал Муради Шаинидзе.

Оползневый процесс продолжается, указал Бачуки Шаинидзе. "В последний раз оползень прошел неделю назад. Никто не пострадал, но это же ничего не значит - в следующий раз поток может быть сильнее", - отметил он.

Национальное бюро судебной экспертизы имени Левана Самхараули привлекло для проведения работ свое структурное подразделение - Институт строительной механики, сейсмологии и инженерной экспертизы. 31 мая эксперт Мирза Масхи выдал экспертное заключение (имеется в распоряжении "Кавказского узла") о том, что проживание на склоне в Цаблане представляет опасность, а школа, расположенная в селе, подлежит закрытию. 

“В пределах исследуемого района расположения указанных домов и общественной школы существует угроза постоянного образования и протекания геологических процессов. Эта территория является зоной риска, протекающие геологические процессы представляют опасность не только для указанных в отчете домов и общественной школы, но также существует опасность для других домов села и прилегающих территорий Схалтинского ущелья. Противооползневые мероприятия не будут эффективными, поскольку в долгосрочной перспективе возможно формирование оползневых процессов. Поэтому исследованная территория и прилегающий ареал не рекомендованы для проживания", - говорится заключении эксперта. Заключение бюро было официально отправлено на имя мэра Хулойского муниципалитета Вахтанга Беридзе.

На основании экспертного заключения жители Цаблана должны быть переселены, заявили корреспонденту "Кавказского узла" в правозащитном НПО "Социальная справедливость".

"Национальный центр экспертизы провел исследование, было установлено, что дома находятся в опасной зоне. Люди должны быть переселены - может быть, поначалу в арендованное жилье, но потом им нужно предоставить или альтернативное жилье в собственность, или денежную компенсацию", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" юрист НПО "Социальная справедливость" Тамта Качарава.

Корреспондент "Кавказского узла" не смог дозвониться до мэра Хуло Вахтанга Беридзе, из записи на автоответчике главы следует, что незнакомые номера не могут звонить на данный телефон. На СМС с просьбой ответить на вопросы ответа не последовало.

К омбудсмену обращений от жителей Цабланы не поступало. "Да, сотрудники офиса в курсе этой истории - мы читали в СМИ, но, как оказалось, до сих пор обращений по этому поводу к нам в офис не было", - сказали корреспонденту "Кавказского узла" в аппарате омбудсмена Грузии.

"Кавказский узел" также писал, что 27 июня на северо-востоке Грузии в селе Канатья оползень разрушил инфраструктуру, повредил дома и жилые постройки, были эвакуированы несколько семей. В Западной Грузии оползни сошли в селах Сачино и Медани, кроме того, ураган повредил линии электропередачи. Местные власти также приготовились к эвакуации жителей.

Напомним, 27 июня также турист погиб при сходе оползня на северо-востоке Грузии. Его тело было найдено в реке Арагви.

Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.

Автор:Беслан Кмузов