ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Материалы об убийствах правозащитников Натальи Эстемировой в Чечне и Макшарипа Аушева в Ингушетии внесены в доклад об исследованиях смертей журналистов в России, под названием: "Частичное правосудие. Часть вторая. Что дальше?".
Посвященный этому видеосюжет смотрите здесь:
Союз журналистов России провел в Центральном Доме журналистов в Москве круглый стол "Частичное правосудие. Часть вторая. Что дальше?". В центре внимания была защита прав журналистов в России, презентация новых глав доклада о насилии в отношении журналистов "Частичное правосудие", обсуждение перспектив работы по защите прав работников СМИ в регионах РФ. В дискуссии приняли участие, секретари СЖР Надежда Ажгихина и Павел Гутионтов, эксперт Международной федерации журналистов, редактор доклада "Частичное правосудие" Джон Кроуфут, председатель независимого экспертно-правового совета Мара Полякова, представители общественных организаций и СМИ.
Редактор доклада "Частичное правосудие" Джон Кроуфут представил созданную электронную базу данных на русском и английском языках - в ней содержатся сведения обо всех 324 погибших и пропавших без вести российских журналистах.
В июне 2009 года общественности был представлен первая часть доклада "Частичное правосудие" - исследование смертей журналистов в России, опубликованного Международной Федерацией журналистов. Инициаторами подготовки доклада выступили Союз журналистов России, Международная Федерация журналистов, Фонд защиты гласности и Центр экстремальной журналистики.
Как отмечают авторы, ценность этого документа состоит в том, что он стал результатом совместных усилий юристов, экспертов, представителей правоохранительных органов и правозащитных организаций, которые собрали разностороннюю информацию по делам погибших журналистов и соединили ее в общую базу данных.
Ажгихина: убийство журналистов - угроза всему обществу
В течение всей презентации второй части доклада-исследования смертей журналистов в России особо был отмечен Северокавказский регион.
"Убийство журналистов - это угроза всему обществу. Люди, которые хотят донести информацию до общества и пострадали в связи с этим, заслуживают большего внимания, - заявила секретарь СЖР Надежда Ажгихина, представляя доклад об исследовании смертей журналистов в России в период с 1993 по 2009 годы. - Особенности ситуации на Северном Кавказе понятны, этот регион - неспокойный, регион, в котором регулярно происходят трагические события, погибают не только журналисты, погибают сотрудники правоохранительных органов. На Северном Кавказе меньше всего было предпринято судебных разбирательств и меньше всего информации о том, кто стоит за убийствами журналистов, хотя очевидно, что люди погибли".
Говоря о внесении Натальи Эстемировой и Макшарипа Аушева в реестр погибших российских журналистов, Надежда Ажгихина в комментарии корреспонденту "Кавказского узла" отметила, что разделение понятий "правозащитник и журналист" здесь не совсем правомерно.
"То, что они писали и передавали, и то, что они стремились помочь людям, это, наверное, две стороны одного сюжета их жизни, их выбора. Безусловно, те люди, которые погибли, они, в большинстве своем, знали, что их поджидает опасность. Они занимались той деятельностью, которая связана с опасностью. Они старались рассказать о том, о чем многие не хотели, опасались рассказывать, и это был их выбор. Мы должны относиться к этому очень уважительно", - рассказала она.
Разделение понятий "правозащитник" и "журналист" на Северном Кавказе не совсем правомерно
"Конечно, мы считаем Наталью Эстемирову журналисткой. Она участница наших программ, много работала для "Новой газеты" и с Анной Политковской, занималась журналистскими расследованиями, поэтому она внесена в реестр погибших журналистов России", - сказала секретарь Союза журналистов России.
"Очень многие журналисты, которые работают в ситуациях опасности, в ситуациях сложных, там, где нарушение прав человека - это повседневная практика, совмещают профессиональную деятельность и деятельность правозащитную, - отметила Ажгихина. - И даже есть исследование о том, что в условиях, например, Северного Кавказа, в условиях России, стран с переходной экономикой, и стран, которые пережили конфликты, это обычная практика, не только у нас".
Надежда Ажгихина также заявила, что у журналистов, работающих на Северном Кавказе, "существует еще одна особенность - северокавказские журналисты очень часто являются участниками политических дискуссий". "То есть разделить их профессиональную деятельность как работников или руководителей СМИ и их политическую деятельность очень сложно. Это тоже затрудняет ситуацию", - отметила она.
"Есть еще одно обстоятельство, которое уже имеет отношение к нашей профессиональной деятельности, к нашему сообществу: журналисты Северного Кавказа, в большинстве своем, недополучают поддержку со стороны российского профессионального сообщества и со стороны международного профессионального сообщества. Потому что до недавнего времени зарубежные коллеги как-то с осторожностью относились к проведению, скажем, тренингов и семинаров в регионе Северного Кавказа в связи с непростой обстановкой", - рассказала Надежда Ажгихина.
По ее словам, сейчас это меняется, "но журналисты нуждаются в профессиональной дискуссии, в тренингах, не только по вопросам безопасности и психологической поддержки тех, кто оказался в критической ситуации, но и просто в профессиональном тренинге, в освоении новых технологий, в дискуссии о развитии современных СМИ".
"Мы стараемся это как-то усовершенствовать сейчас, мы очень рады, что Союз журналистов России с "Кавказским узлом" вместе также этим вопросов сейчас начинает заниматься. Ведь на самом деле, если мы говорим о безопасности журналистов, о защите прав журналистов, тут действительно очень трудно разделить безопасность чисто физическую с профессиональной", - подчеркнула она.
Кроуфут: МВД и прокуратура получили наш доклад, но реакции нет
При составлении второй части доклада в него не успели внести последние убийства, совершенные на Северном Кавказе, отметил эксперт Международной федерации журналистов, редактор доклада "Частичное правосудие" Джон Кроуфут
"Я знаю, что мы не включили туда новые убийства, которые совершились на Северном Кавказе, особенно в Дагестане. Нам уже сказали, что есть еще. Так что это неполный список. Я просто констатировал статистику. И обозначил, как по-разному выглядят разные части страны. И включил Петербург рядом с Северным Кавказом, потому что знаем, что в Чечне проблемы - там не восстановили никакую судебную систему, но о том, что эта проблема есть на всем Северном Кавказе, я думаю, многим не было известно", - отметил он.
"В 2008 году Фонд Защиты Гласности показал статистику, что был только один случай нападения на журналиста в Чечне якобы. И все. И убийств журналист там уже нет. Но это не от того, что там все хорошо, скорее наоборот. Есть такие страны - в Китае почти не убивают журналистов, в Северной Корее, в Саудовской Аравии, но это не говорит о том, что там все так хорошо", - заявил Кроуфут.
Он также добавил, что нынешний доклад представлен во все официальные российские государственные структуры, в том числе в МВД и прокуратуру. "Они все получили наш доклад. Ответной реакции пока никакой нет. Но я думаю, что это как-то действует", - пояснил Джон Кроуфут.
Сотрудница Правозащитного центра "Мемориал" Наталья Эстемирова была похищена утром 15 июля 2009 года в городе Грозном группой неустановленных лиц. Вечером того же дня тело убитой Эстемировой было обнаружено в Назрановском районе Ингушетии, вблизи от села Гази-Юрт. Убийцы правозащитницы пока не установлены. По мнению правозащитников, следствие по делу об убийстве Эстемировой находится под давлением.
Ингушский правозащитник Макшарип Аушев погиб 25 октября 2009 года, когда на федеральной трассе "Кавказ" его автомобиль обстреляли неизвестные лица из проезжавшей мимо автомашины. Незадолго до этого, 15 сентября, в Ингушетии, была совершена попытка похищения Макшарипа Аушева. Аушев не раз высказывал опасения за свою жизнь и за жизнь своих близких, и говорил, что часто получал в свой адрес угрозы. Близкие Макшарипа Аушева ведут самостоятельное расследование преступления и объявили награду за информацию о его убийцах. Размер вознаграждения составляет полмиллиона долларов.
Международная правозащитная организация Freedom House в докладе о свободе слова в мире заявила, что все сферы российских СМИ являются несвободными, а Россия остается самой опасной для журналистов страной. В докладе Россия - на 174 месте из 195 стран по свободе слова и независимости СМИ.
Государственный департамент США в докладе за 2008 год обратил внимание на ущемление свободы слова в РФ, давление на независимые СМИ, нераскрытые убийства журналистов и притеснение правозащитных неправительственных организаций в России.
Комитет по защите журналистов (КЗЖ) в докладе "Нападения на Прессу" отметил, что с 2000 г. в России было убито шестнадцать журналистов, и лишь одно из этих убийств было раскрыто. Кроме того, КЗЖ отмечает, что в августовском военном конфликте Грузии и России в 2008 году погибли трое журналистов и были ранены десять. Правозащитная организация указывает также на целый ряд нападений на представителей прессы в Российской Федерации и, в особенности, на Северном Кавказе.