ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Заместителем генерального прокурора РФ Виктором Гринем вчера, 5 мая, было подписано обвинительное заключение по делу Евгения Петрова, который, согласно версии следствия, собирал в Казахстане и на Украине средства для организации боевиков Северного Кавказа "Имарат Кавказ" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"). Дело направлено в Верховный суд Северной Осетии.
Евгений Петров был задержан сотрудниками правоохранительных органов Республики Северная Осетия - Алания. Сопротивления он не оказал, хотя оружие при нем было. В момент задержания у Петрова было изъято около 1,5 млн. рублей и 20 тысяч долларов. При себе он имел паспорт гражданина России на другое имя.
Другие подробности о задержании правоохранительные органы не сообщают, объясняя это тем, что располагают оперативными данными, согласно которым в республике у Петрова могли остаться сообщники, и их еще предстоит вычислить.
По версии следствия, изъятые у Петрова деньги предназначались для деятельности незаконного вооруженного формирования "Имарат Кавказ" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"). Сбор средств Петров осуществлял на территории Украины и Казахстана по личному поручению лидера организации Докку Умарова.
По оперативным данным, несмотря на то, что в деле фигурирует лишь та сумма, которая была обнаружена у Петрова во время задержания, истинный размер собранных Петровым средств был намного больше. Изъятые деньги, предположительно, предназначались лишь одному из подконтрольных Докку Умарову отрядов боевиков, со ссылкой на источник в силовых структурах Северной Осетии пишет "Коммерсант".
Согласно материалам уголовного дела, в 2006 году Петров добровольно вступил в ряды боевиков, которые действовали на территории Чечни и Ингушетии. В их лагерях он прошел обучение тактике ведения боевых действий против подразделений федеральных сил, минно-подрывному делу, а также совершенствовался в обращении с оружием. Сначала, по данным силовиков, в его обязанности входило в основном несение караула и участие в обустройстве баз боевиков, но в августе 2009 года Петров получил указание осуществить сбор денежных средств.
Как рассказал источник в силовых структурах Северной Осетии, "верхушка бандподполья старалась не светить Петрова в боевых операциях, а использовала исключительно в качестве финансового эмиссара", поскольку "его славянская внешность не вызывала подозрений".
В настоящее время в отношении Евгения Петрова возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 208 (участие в вооруженном формировании), ч. 3 ст. 222 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия), ч. 1 ст. 30 ч. 1 ст. 205.1 (покушение на содействие террористической деятельности) и ст. 324 (приобретение или сбыт официальных документов) Уголовного Кодекса РФ, сообщает "Гарант".
Материалы уголовного дела направлены в Верховный суд Северной Осетии для рассмотрения по существу, передает Regions.ru.
Позиция стороны защиты пока не озвучивалась.
Напомним, что в октябре 2007 года президент непризнанной Чеченской Республики Ичкерия Докку Умаров упразднил оную и провозгласил новое образование - "Кавказский Эмират", конечную цель которого он обозначил как установление шариата на Кавказе, независимость Кавказа и независимый ислам на Кавказе.
Объявление Умаровым о создании "Имарата Кавказ" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") в 2007 году привело к серьезному расколу в стане чеченских сепаратистов. В частности, находящийся в Лондоне бывший министр культуры ЧРИ Ахмед Закаев назвал это провокацией российских спецслужб и фактически обвинил Умарова в предательстве. После произошедших несколько месяцев назад переговоров между Закаевым и представителем Кадырова, спикером чеченского парламента Дуквахой Абдурахмановым боевики объявили предателем самого Закаева, а "Верховный шариатский суд "Имарата Кавказ" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") приговорил его к смертной казни.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", 8 февраля Верховный суд Российской Федерации признал "Имарат Кавказ" ("Кавказский эмират") террористической организацией и запретил ее деятельность в России. 25 февраля решение ВС вступило в силу. После этого Докку Умаров вновь заявил, что с Кавказа зона боевых действий будет расширяться на территорию всей России.
Между тем Хельсинкская комиссия США призвала Госдепартамент страны включить организацию "Кавказский Эмират" в официальный список международных террористических организаций. 29 апреля комиссия распространила соответствующее заявление, в котором подчеркивается, что "Кавказский Эмират" представляет собой угрозу международной безопасности, сообщает "Голос Америки".
Отметим, что члены "Имарата Кавказ" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") взяли на себя ответственность за ряд громких преступлений в России. Якобы по приказу Умарова было организовано покушение на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, совершенное летом прошлого года. Ингушский лидер тогда был тяжело ранен, но выжил.
Ответственность за подрыв "Невского экспресса" в ноябре прошлого, 2009, года также взяли на себя чеченские сепаратисты. Следственные органы РФ считают, что к подрыву "Невского экспресса", происшедшего летом 2007 года, также причастны боевики. В ходе расследования заочные обвинения в организации теракта, изготовлении и установке взрывного устройства были предъявлены бывшему военнослужащему Павлу Косолапову, который до сих пор находится в розыске. Заказчиком теракта, по версии правоохранительных органов, выступал Докку Умаров.
Докку Умаров также ранее заявил, что боевики берут на себя ответственность за аварию на Саяно-Шушенской ГЭС в августе прошлого года, которая, по их версии, была терактом. Однако в Кремле сочли версию о причастности боевиков к аварии на Саяно-Шушенской ГЭС несостоятельной и отказались ее комментировать.
Также Умаров взял на себя ответственность за теракты на станциях Московского метрополитена "Лубянка" и "Парк культуры" 29 марта, в результате которых погибли 40 человек, и за взрывы в дагестанском Кизляре 31 марта, унесшие жизни 10 человек.
Сперва в интернете появилась аудиозапись от имени одного из лидеров боевиков Докку Умарова, согласно которой северокавказские боевики не имели к терактам никакого отношения. По свидетельству журналиста Андрея Бабицкого, который неоднократно общался с Докку Умаровым, голос на пленке не принадлежит лидеру северокавказского подполья.
Затем в сети было выложено видеообращение, в котором Умаров берет на себя ответственность за теракты. В обращении он заявил, что эта акция является местью за гибель мирных жителей Чечни и Ингушетии во время спецопераций российских спецслужб в этих республиках. Умаров также пообещал новые теракты против россиян за то, что они не осуждают действия военных в Чечне.
Тем временем президент Чечни Рамзан Кадыров выразил мнение, что Умаров взял на себя ответственность за совершенные 29 марта в московском метро теракты с тем, чтобы "вызвать в России гонения против жителей северокавказского региона, и чтобы преследуемые правоохранительными органами мирные граждане начали поддерживать боевиков назло силовикам". Сам же Умаров, по словам Кадырова, "несостоятелен", "подыхает с голоду" и намерен совершить самоподрыв, поскольку его никто не слушает.
Заявление Кадырова основывается на наличии некой видеозаписи, на которой 45-летний лидер кавказских боевиков якобы сообщает о своем голодном существовании и намерении покончить жизнь самоубийством.
Однако местные наблюдатели расценивают слова президента весьма скептически. Сотрудник силовых структур, неоднократно участвовавший в спецоперациях против боевиков в горной Чечне, говорит, что за все время ему не приходилось видеть ни одного участника вооруженного подполья, страдающего какими-либо признаками чрезмерной худобы или дистрофии.
"Помнится, еще в прошлом году наши власти обещали, что зимой боевики непременно перемрут с голода, потому что все места из возможного нахождения надежно блокированы. Но раз ситуация коренным образом не изменилась, получается что боевики зиму благополучно пережили", - заключает силовик.