ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В период с 15 мая 2009 года, когда террорист-смертник впервые взорвался в Чечне после отмены контртеррористической операции (КТО), по сегодняшний день в "горячих" регионах Северного Кавказа - Чечне, Ингушетии и Дагестане - произошло 20 терактов с участием 22 смертников. В результате этого погибли в общей сложности 89 человек. Еще 400 получили ранения. При этом пять подрывов произошло с 30 марта 2010 года - момента последнего подобного подсчета.
Дагестан
31 марта утром сразу два взрыва прогремели в городе Кизляре. Первый - на пути следования милицейского патруля, второй - через 20 минут был направлен против милиционеров и медиков, прибывших на место ЧП. Погибли 12 человек, еще 27 получили ранения. Оба взрыва осуществили смертники. Следствие считает, что одним из террористов-смертников, подорвавших себя в Кизляре, был местный житель Дауд Джабраилов.
29 апреля в 17:30 по местному времени прогремел мощный взрыв на окраине поселка Ленин-Аул в Казбековском районе. Террорист-смертник привел бомбу в действие, когда милиционеры остановили для проверки "Ладу Приору". Мощность взрывного устройства составила 100 килограммов в тротиловом эквиваленте. В результате взрыва погибли три человека, двое из них – милиционеры. Еще четыре милиционера и 11 гражданских, в том числе пятилетний ребенок, были госпитализированы с ранениями различной степени тяжести.
Следователи считают, что целью террориста-смертника было одно из административных зданий в селении Дылым, являющимся административным центром Казбековского района. Кроме того, по данным силовиков, теракт мог быть запланирован на майские праздники в месте большого скопления людей.
Ингушетия
5 апреля в Карабулаке в результате взрыва, совершенного террористом-смертником, погибли два стажера-милиционера, еще четыре человека пострадали. После последовавшего за ним второго взрыва ранения получили семь милиционеров, исполняющий обязанности прокурора города Карабулак и один гражданский человек.
9 апреля в Экажево произошел еще один самоподрыв. В тот день утром на окраине селения сотрудниками ФСБ и временной оперативной группировки велись спецмероприятия, в ходе которых ранения получили двое сотрудников силовых структур и были убиты трое предполагаемых боевиков. На месте проведения спецоперации подорвалась террористка-смертница. Во время перестрелки погиб сотрудник милиции. Силовики утверждают, что его убила пуля, выпущенная из пистолета шахидкой. По стрелявшей был открыт ответный огонь, после чего сработало находившееся на ее теле взрывное устройство. В результате взрыва, как сообщили в МВД Ингушетии, никто не пострадал. Следствие предполагает, что среди убитых в Экажево боевиков был муж или родственник смертницы.
Чечня
В Чеченской республике терактов с участием смертников в этом году не было. Однако, по сообщению правоохранительных органов, в Грозненском районе 8 мая силовики уничтожили смертника. Милиционеры, дежурившие на посту, заметили подозрительного мужчину и потребовали предъявить документы, а он, по данным МВД, попытался привести в действие взрывное устройство, но его успели застрелить. 14 мая министр внутренних дел Чеченской республики Руслан Алханов сообщил, что убитый опознан. По его словам, это 23-летний житель города Хасавюрта (Дагестан) Якубов Ислам Хизраилович.
Напомним, в результате двух взрывов, осуществленных террористками-смертницами утром 29 марта на станциях Московского метрополитена "Лубянка" и "Парк культуры" Сокольнической линии, погибли 40 человек, ранения различной степени тяжести получили более 130. 6 апреля стало известно, что взрыв на станции метро "Лубянка" совершила уроженка Дагестана Марьям Шарипова, жена одного из лидеров дагестанских боевиков Магомедали Вагабова. Другая смертница, взорвавшая себя на станции "Парк Культуры", по данным следствия, была опознана как 17-летняя Дженнет Абдурахманова, вдова лидера дагестанских боевиков Умалата Магомедова, убитого в конце декабря 2009 года.
Как сообщал "Кавказский узел", в апреле 2009 года (месяц, когда был снят режим КТО в Чечне) лидер боевиков Северного Кавказа Доку Умаров в видеообращении, распространенном сайтами, поддерживающими боевиков, сообщил о возрождении батальона смертников "Рийад ас-Салихийн". Позднее он подтвердил эту информацию, заявив что "муджахиды" планируют новые операции и что возможностей для этого стало даже больше, чем было у Шамиля Басаева, создавшего "Рийад ас-Салихийн" осенью 2002 года и погибшего 10 июля 2006 года.
В конце июля 2009 года на одном из сайтов, поддерживающих боевиков, был размещен материал о том, что полевой командир Муслим Гакаев направил в равнинные районы Чечни 20 шахидов, готовых осуществить самоубийственные теракты.
За два с половиной года существования провозглашенного Докку Умаровым 7 октября 2007 года исламского государства Имарат Кавказ его сторонники организовали непрерывную череду взрывов и терактов, в том числе с участием смертников. С тех пор, как акцент в идеологии их борьбы сместился с политического аспекта на религиозный, ситуация на Северном Кавказе заметно обострилась.
При этом новой особенностью борьбы сторонников Имарата стало расширение понятия "врага": теперь, по заявлениям Умарова, борьба боевиков направлена и на гражданское население - за несопротивление курсу действующих властей. В феврале текущего года Доку Умаров заявил, что с Кавказа зона боевых действий будет расширяться на территорию всей России, и война вернется в дома россиян - "будет не только по телевизору где-то далеко на Кавказе".
Вскоре после теракта в московском метро в Интернете был выложен видеоролик, в котором ответственность за московские теракты вновь взял на себя лидер северокавказских боевиков Доку Умаров.