11:10 / 17.12.2010Муфтий Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев боролся с экстремизмом и с незаконным преследованием мусульман

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Муфтий Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев, павший от рук убийц, неоднократно выступал против религиозного экстремизма. Еще до событий 13 октября 2005 года в Нальчике, когда на силовые объекты города напали боевики, он со страниц местных газет предупреждал, что "ваххабизм может принести большой вред республике". В то же время Пшихачев неоднократно открыто выступал против незаконных действий сотрудников правоохранительных органов в отношении мусульман.

Напомним, Анас Пшихачев был расстрелян вечером 15 декабря. На месте происшествия обнаружено не менее четырех гильз калибра девять миллиметров. Расследование уголовного дела передано в Главное следственное управление по СКФО и ЮФО.

"У мусульман России нет причин объявлять джихад"

После событий 13 октября 2005 года муфтий заявлял в интервью журналистам: "Невозможно оправдать и объяснить поступок этих людей. В эти дни мы часто слышим слово "джихад", но те, кто совершил этот акт, ничего общего с этим понятием не имеют. У мусульман России нет причин объявлять джихад: им никто не запрещает молиться, давать милостыню, исполнять каноны ислама. Есть, конечно, прецеденты нарушения прав, но это вина отдельных чиновников, и для этого есть суды, которые защищают права человека. Нужно добиваться справедливости".

Оппоненты Пшихачева обвиняли его в сотрудничестве с властями, однако он не видел в этом ничего предосудительного, считая, что мусульмане России живут в светском государстве. "Мы не должны отделять светское государство от духовной жизни, так как мы все в ответе за ситуацию на Кавказе", - говорил Пшихачев.

В 2008 году муфтий заявлял, что проблем с притеснением мусульман в КБР больше нет. "Мне непонятны террористические проявления, существующие в республике. Если прежде это объяснялось тем, что правоохранительные органы преследовали мусульман, то сегодня никто никого не преследует. Сегодня причина не в религии… Мы всегда говорили, что за террористами и экстремистами в КБР стоит Запад", - утверждал муфтий.

Вместе с тем Анас Пшихачев неоднократно открыто выступал против незаконных действий сотрудников правоохранительных органов в отношении мусульман.

"Как, интересно, удается сосчитать количество потенциальных экстремистов в республике? Они ведь на учет не становятся! Наоборот, для них характерно скрывать свои убеждения. Такого человека можно выявить только в процессе долгого, терпеливого общения. Эта работа требует крайней аккуратности и терпения. Насколько я знаю, в МВД таких специалистов нет", - констатировал священнослужитель.

"Правоохранительным органам нужно вернуть доверие народа, и только после этого люди начнут содействовать"

"Есть случаи, когда к нашим имамам приходят милиционеры и предъявляют обвинения в экстремизме. Как определяете, что человек экстремист? По тому, что он бороду носит, что он молодой, или что он пять раз в день молится в мечети? Сегодня по внешним качествам определить невозможно", - обращал внимание муфтий на встрече общественности в городе Баксане в июле этого года.

Он тогда привел пример, когда только за то, что в машине раис-имама одного из районов увидели Коран, внесли его имя "в какой-то список", а, узнав, кто он, начали извиняться, но в списке оставили.

"Мы должны работать вместе, чтобы не было таких перекосов. Вопрос очень деликатный, и неправильный шаг, неправильное слово пойдет против республики. Работа должна быть адресной, потому, что это - наши люди, жители нашей республики, и никто не должен безвинно страдать. Правоохранительным органам нужно вернуть доверие народа, и только после этого люди начнут содействовать", - излагал свою позицию муфтий.

Пшихачев болезненно реагировал на критику в адрес Духовного управления мусульман республики (ДУМ): "Говорят: "ДУМ не занимается", ищут крайнего в вопросах борьбы с экстремизмом. И при этом забывают, что Духовное управление мусульман КБР – общественная организация, у которой сил и средств гораздо меньше, чем у любого из министерств и ведомств".

При этом ответственности он с себя не снимал. "С молодыми мусульманами, экстремистски настроенными, мы встречаемся регулярно. Многих удалось переубедить. Я обрадовался, когда на брифинге в МВД было сказано, что ни одного несовершеннолетнего преступникам не удалось привлечь к работе бандподполья", - рассказывал Пшихачев.

Обострение ситуации, которое наблюдается в Кабардино-Балкарии с мая этого года, Анас Пшихачев относил к окончанию срока президентства Арсена Канокова. Об этом он заявлял на пресс-конференции в ДУМ.

"Полагаю, что волна убийств и насилия в Кабардино-Балкарии связана с окончанием срока президентства Арсена Канокова. Кто стоит за этим, тот преследует цель показать Москве, что президент не справляется, его надо менять. Кто непосредственно совершает эти преступления, тот может и не знать настоящей цели. Это для них прикрывают религиозными лозунгами", - отмечал Пшихачев.

"Сегодня многие думают, что во всем виноват религиозный экстремизм. Кому-то на руку считать, что в Кабардино-Балкарии вся молодежь - экстремисты, - указывал он. - Есть небольшая кучка людей, которые не прячутся в лесах, а находятся среди нас и когда надо переодеваются и выходят ночью на промысел".

По мнению муфтия, средства массовой информации не всегда правильно интерпретируют понятия национального и религиозного экстремизма: "Религиозный экстремизм - это когда люди, несведущие в религии, для реализации своих амбиций вырывают из контекста Священного писания отдельные фразы, используя их в своих целях. Аяты, в которых говорится о борьбе с неверующими, давно уже растолкованы всеми авторитетными богословами. Их следует использовать в определённое время и в определённом месте. Кроме них в Коране есть более 100 аятов, которые проповедуют милосердие, толерантность. Не стоит забывать об этом".

"Вокруг России искусственно создается имидж так называемого врага ислама"

В конце мая 2010 года в своем выступлении на конференции в Нальчике, посвященном проблеме религиозного экстремизма, Анас Пшихачев затронул тему информационной войны, ведущейся против России с использованием этно-религиозного фактора.

"Ни для кого не секрет, – сказал он, – что вокруг России искусственно создается имидж так называемого врага ислама. Примером тому служит ежегодный доклад американской правительственной комиссии, включивший Россию в число стран, где существует проблема со свободой вероисповедания". По словам муфтия, этот же пропагандистский инструментарий применяют экстремисты, которые, действуя в унисон с западными политтехнологами, манипулируют малообразованной в религиозном отношении молодежью.

В 2008 году Пшихачев в интервью корреспонденту "Кавказского узла" высказывал мысль, что "идеологии джихада можно противопоставить саму религию ислам". "Объяснять людям настоящий ислам. Ислам можно сравнить с красивым букетом цветов, которые можно дать понюхать. И ни один человек в мире не скажет, что этот букет дурно пахнет. Экстремизм же был всегда, даже во времена Пророка, и мы его до конца победить не сможем. Но нужно сделать так, чтобы экстремистов было как можно меньше, и чтобы они не могли влиять на умы мусульман", - подчеркнул Пшихачев. С его точки зрения, одна из причин религиозного экстремизма - религиозная безграмотность.

В 2007 году Анас Пшихачев выразил обеспокоенность в связи с разгулом фашизма в России. "Я озабочен тем, что происходит в российских городах, когда убивают нерусских. Надо ужесточить наказание за убийства на почве национальной неприязни, за расовые преступления", - резюмировал тогда Пшихачев в интервью "Кавказскому узлу".

Вместе с тем Пшихачев не поддержал идею создания мусульманских жилых комплексов: "Я не могу поддержать эту идею, потому что, получается, что мусульмане будут жить отдельно от остального общества, как государство в государстве. В этом случае напрашивается вывод: либо мусульмане - люди второго сорта, либо - все остальные".

14 декабря 2010 года на "круглом столе" в Нальчике, на котором обсуждались события в Москве, Пшихачев констатировал: "Тот, кто разжигает там сейчас межнациональную рознь, действует на руку воинствующим представителям радикального ислама, усиливает их агитацию. Нам всем нужно быть толерантнее!"

Как стало известно, в адрес муфтия ранее неоднократно поступали угрозы. Так, в ходе встречи с полпредом президента в СКФО Александром Хлопониным он рассказывал: "Приходят, нагло смотрят в лицо и говорят: "Мы вынесли решение убить тебя. Как ты смотришь на это?" Он говорил, что муфтии Северного Кавказа нуждаются в охране.

В похоронах Анаса Пшихачева приняло участие  несколько тысяч человек


Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков во время похорон муфтия, прошедших 16 декабря в Нальчике, отметил, что "хорошо знал Анаса-хаджи – он был скромным и застенчивым, но принципиальным в вопросах, которые считал важными. Он твердо стоял на своей позиции, отстаивая традиционный ислам".

"Это был удивительно светлый человек. Убив его, мрази и нелюди рассчитывают запугать нас, но это им не удастся", - сказал президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев, также принимавший участие в похоронах. По его мнению, убийцы Пшихачева являются врагами  всего Кавказа.

"Я знаю, что ему говорили: мы вынесли тебе смертный приговор. Это были отнюдь не шутники. Но он не боялся. И открыл дверь незнакомым людям потому, что так принято у священнослужителей. Он  не мог поступить по-другому. Он ушел как герой. Они его не напугали", - подытожил председатель Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, отметив также, что Пшихачев не имел охраны, потому что "священнослужителя охраняет Всевышний".

Убийство Анаса Пшихачева потрясло представителей религиозных конфессий

"Разделить наше горе пришли не только мусульмане, но и православные, и иудеи. Спасибо им за это большое", - выразил благодарность заместитель председателя ДУМ КБР Хызыр Мисиров

Отец Валентин, Благочинный православных церквей Кабардино-Балкарии, назвал гибель Анаса Пшихачева личной трагедией. "Буквально накануне, - добавил священнослужитель, - мы вместе принимали обращение по поводу событий в Москве с призывом быть сдержанными и благоразумными: "Моя рука еще ощущает тепло его живой руки".

Пребывание отца Валентина на должности Благочинного православных церквей проходило параллельно с деятельностью Анаса-хаджи. "Это был человек приветливый, мы по-настоящему дружили, - вспоминает православный священник. - Он постоянно убеждал людей в том, что вооруженное противостояние недостойно верующего человека".

Убийство Анаса Пшихачева, по мнению православного священнослужителя, потрясло людей: "Душа нормального человека вопиет против насилия, а тем более, убийства. Никакие политические или религиозные взгляды не могут быть выше ценности человеческой жизни".

Владыка Феофан, архиепископ Ставропольский и Владикавказский, прислал соболезнования родным и близким Анаса-хаджи. В телеграмме говорится о том, что "жизнь – это дар Божий, и такое преступление не только гражданское, но и богоборческое, то есть направленное против Бога". "Убийство человека, тем более, таким вот способом – это бесчеловечный поступок", - отмечается в телеграмме архиепископа.

"Это был редкостный человек, - констатировал в интервью корреспонденту "Кавказского узла" двоюродный брат Анаса Пшихачева, ответственный секретарь ДУМ Мурат Сибеков. -  Я работал с ним много лет, и сейчас говорю о нем не как о своем родственнике, а как о человеке. Если у него была возможность оказать помощь, я не помню, чтобы он, хоть раз, кому-то отказал".

Пшихачев был убит, когда открыл звонившим в дверь

Отец Анаса-хаджи во время его похорон вспоминал со слезами на глазах, каким заботливым был его сын. Каждое утро он заходил к отцу, садился на его кровать и подолгу с ним беседовал, интересовался его самочувствием, его заботами.

Анас-хаджи, по словам его двоюродного брата, никогда не прибегал к услугам охранников. У него был водитель, который служил ему и охраной, и был его советником. "Я никогда не слышал от Анаса-хаджи, чтобы ему кто-то угрожал. Даже если такое и было, он не поддался бы на такие провокации. У него была своя жизненная философия: он верил не словам, а поступкам", - говорит Мурат Сибеков.

15 декабря, вспоминает он, Анас-хаджи приехал домой. В дверь позвонили, он пошел открывать. Через несколько секунд после этого жена услышала хлопки и крики. Пока она добежала до ворот, преступники скрылись. На земле с множественными пулевыми ранениями лежал Анас Пшихачев. От полученных ранений он скончался на месте.
 
Как стало известно от информированных источников, на камерах видеонаблюдения, установленных на доме Анаса Пшихачева в микрорайоне Нальчика "Александровка", запечатлены подозреваемые. Их личности установлены. Это жители Нальчика Астимир Мамишев (1988 г.р.) и Азпарух Шамаев (1990 г.р.). В настоящее время они объявлены в розыск.

Ранее подозреваемые уже объявлялись в розыск по уголовному делу о посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов. Баллистическая экспертиза установила, что найденные на месте убийства Анаса Пшихачева гильзы и пули выстрелены из того же оружия, которым в ноябре этого года в Нальчике был убит сотрудник ФСИН.

Анас Пшихачев занимал должность муфтия Кабардино-Балкарии с 2002 года. Он сменил на этом посту своего двоюродного брата Шафига Пшихачева, который был избран в Совет муфтиев ЮФО. В марте 2009 года съезд мусульман Кабардино-Балкарии единогласно переизбрал муфтия республики Анаса-хаджи Пшихачева на новый пятилетний срок. За кандидатуру Пшихачева по посту председателя Духовного управления мусульман республики проголосовали тогда все 153 делегата съезда. У Анаса Пшихачева осталось трое детей.

Автор:Луиза Оразаева, Елена Хрусталева
17.12.2010 в 21:31Azret
Musafir (17.12 / 18:34) если подумать логически,о Пшихачеве говорит вся Россия и вне страны,а сколько будут говорить о пацанах которые его убили?(и их тоже скоро уберут,это закономерно)
18.12.2010 в 13:01Антикварный штук
Да пускай убирают. Они для этого и вышли, что бы умереть. Но на их месть придут другие, более дерзкие и более сильные и продуманные. И это закономерно. Посланник Аллаха Мухаммад сказал: "За каждоно шахида, Аллах приведет семерых"
17.12.2010 в 19:27evge105
он не боялся. И открыл дверь незнакомым людям потому, что так принято у священнослужителей. Он не мог поступить по-другому. Он ушел как герой. Они его не напугали", - сказал председатель Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев. ГЕРОЙ? В ЧЕМ ЕГО ГЕРОЙСТВО ПРОЯВЛЯЛОСЬ? в том что он предателем был? ТЕМ ЧТО ОН братьев ФСБшникам выдавал,когда те к ниму за советом приходили, думали что он не "ренатовский"...
17.12.2010 в 18:34Антикварный штук
"Это был человек приветливый, мы по-настоящему дружили, - вспоминает православный священник." - Аллах в Куране сказал: "О те, которые уверовали! не берите неверующих себе в помощники и друзья вместо верующих. Неужели вы хотите предоставить Аллаху очевидный довод против вас самих?" (4:44) Я работал с ним много лет, и сейчас говорю о нем не как о своем родственнике, а как о человеке. Если у него была возможность оказать помощь, я не помню, чтобы он, хоть раз, кому-то отказал". -Еще как отказал, лжет и не краснеет. В 2006 трое будующих студентов знакомых мне, пришли к Анасу, и попросили его помочь отправить из на учебу от ДУМа, при условии того, что дорогу они оплатятт сами, но он отказал им в этом, хотя возможность было, и для него это было легко. "У мусульман России нет причин объявлять джихад: им никто не запрещает молиться, давать милостыню, исполнять каноны ислама." - это лож. Ислам не обусловлен только канонами молитвы и милостыни.
17.12.2010 в 20:01Евгений М.
""Это был человек приветливый, мы по-настоящему дружили, - вспоминает православный священник." - Аллах в Куране сказал: "О те, которые уверовали! не берите неверующих себе в помощники и друзья вместо верующих. Неужели вы хотите предоставить Аллаху очевидный довод против вас самих?"" Всё никак не мог аргументированно найти ответ на вопрос- как относятся муджахеды к Православию и христианам. Спасибо, что помогли. Мне Ваш ответ очень пригодится.
17.12.2010 в 20:43Антикварный штук
Евгений, христиане нам не друзья, как и иудеи. Однако! Если христианин зиммий - живущий в мусуьманском гос-ве, и выплачивающий джизью и не враждующий с Исламом, неприкосновенен и находится под охраной мусульман. Вне отсутствия гос-ва мусульман, любой христианин, так же не рваждующий по отношению к мусульманам, является неприкосновенен. Люблй христиание, на прямую не враждующий с исламом и мусульманами, но потдерживающий политику своего государства против ислама и мусульман, враг нам. Но, и они делятся на категории, а именно - женщины, дети, стареки и здоровые (способные взять оружие) мужчины. Последние являются таковыми.