03:03 / 09.08.2014Полиция изъяла все электронные носители и съемочное оборудование Института свободы и безопасности репортеров в Баку

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Баку после шестичасового обыска в офисе Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) правоохранители изъяли все электронные носители, съемочное оборудование, финансовую документацию и материалы, касающиеся правозащитной деятельности организации. Представители ИСБР заявили, что обыск проводился с нарушением закона и изъятие оборудования лишает институт возможности продолжать деятельность. 

Как сообщал "Кавказский узел", 8 августа в Баку сотрудники правоохранительных органов явились с обыском в офис Института свободы и безопасности репортеров на улице Рашида Бехбудова. Полиция блокировала входы в помещение, из-за чего представители СМИ не могли наблюдать, что происходит у офиса, так как он находится в узком проходном дворе.

Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Фариз Намазлы, изначально сотрудники ИСБР попытались воспрепятствовать проведению обыска в отсутствие руководства. Однако правоохранители грозились применить силу и сломать двери, и сотрудники решили не противодействовать проверке.

По словам Намазлы, решение об обыске было принято Сабаильским районным судом Баку по представлению следственного управления по тяжким преступлениям генеральной прокуратуры в связи с уголовным делом против "некоторых местных НПО, а также филиалов и представительств иностранных НПО".

6 августа стало известно, что по требованию Генпрокуратуры Азербайджана были арестованы банковские счета шести местных и одной международной некоммерческой организации. В числе этих организаций оказался и ИСБР, возглавляемый правозащитником Эмином Гусейновым.

"В судебном решении не была обоснована необходимость обыска, то есть, не указывалось, в каких действиях организация подозревается. В решении была дана санкция на изъятие всех электронных носителей, финансовой документации и грантовых договоров. Причем санкционировался обыск только на втором этаже здания по адресу улица Рашида Бехбудова, дом 85/86. Однако в нарушение этого предписания обыск был проведен и на первом этаже здания", - заявил Намазлы.

По информации адвоката, в ходе обыска, начавшегося в 16.00 и завершившегося в 22.00, в офисе ИСБР были изъяты все электронные носители, фото- и видеокамеры, а также более 20 компьютеров.

"Причем изымались даже мониторы, хотя это оборудование не обладает памятью. Наряду с изъятием финансовой документации были изъяты материалы организации по мониторингу судебных процессов и документы, касающиеся защиты прав журналистов, хотя это не было предусмотрено судебным решением", - рассказал Намазлы.

Он заявил, что действия правоохранителей будут обжалованы в апелляционном суде.

Исмайлова: ИСБР лишен возможности продолжать свою деятельность

Юрист ИСБР Гюнай Исмайлова заявила, что изъятие оборудования организации парализует деятельность НПО. "С 9 июля были арестованы наши банковские счета, и это уже создавало трудности. А теперь мы и вовсе лишены возможности работать", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Исмайлова.

По ее словам, без оборудования не сможет и функционировать online-телевидение Obyektiv.tv, являющееся проектом ИСБР.

При этом Исмайлова указала, что в числе прочих правоохранители изъяли документы, не касающиеся работы организации. "Они даже взяли доверенность одного гражданина, данную мне с целью представления его интересов в суде. Это не имело никакого отношения к деятельности ИСБР", - отметила Исмайлова.

Сотрудники ИСБР заявили об исчезновении Эмина Гусейнова

Между тем, нет никакой информации о местонахождении директора ИСБР Эмина Гусейнова. 

Сотрудники института заявили корреспонденту "Кавказского узла", что не знают, где находится Гусейнов, и что они беспокоятся за его судьбу. В течение дня 8 августа звонки на мобильный телефон Гусейнова доходили, но на них никто не отвечал.

После начала обыска в офисе ИСБР сайт haqqin.az сообщил о задержании Эмина Гусейнова, однако вскоре это же online-издание со ссылкой на источник в правоохранительных органах опровергло информацию о взятии правозащитника под стражу.

Через некоторое время сайт musavat.com сообщил о пребывании Гусейнова в посольстве США. Однако в посольстве опровергли эту информацию. "Эмин Гусейнов сегодня в течение дня не был в посольстве США", - сказали корреспонденту "Кавказского узла" в пресс-службе дипломатической миссии.

Ранее, 5 августа, Гусейнову не было разрешено выехать из Азербайджана в Турцию на лечение.

В телефонной беседе с корреспондентом "Кавказского узла" 7 августа Эмин Гусейнов отметил, что собирался отбыть в Турцию в связи с вывихом плеча. Эту травму он получил месяц назад в одном из горных районов страны. Позже травма дала осложнение, и поэтому 5 августа Гусейнов собирался вылететь из Баку на лечение в Стамбул, но его не выпустили из страны. При этом, по его словам, пограничники не пояснили причин запрета на выезд.

Миятович: в Азербайджане продолжается преследование СМИ

Обыск в офисе ИСБР и ограничения на передвижения Гусейнова осудила представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович. По ее информации, во время визита неизвестных людей в штатском в офис ИСБР представители прокуратуры провели обыск в доме матери Эмина Гусейнова и конфисковали ее компьютер".

"Попытки захвата офиса ИСБР и запугивание семьи Эмина Гусейнова, запрет на его выезд - еще одно доказательство широкомасштабного ухудшения ситуации со свободой СМИ в Азербайджане. Это включает в себя целенаправленное преследование независимых журналистов, адвокатов и блогеров", - говорится в заявлении Миятович, распространенном ее офисом.

6 августа Миятович направила главе МИД Эльмару Мамедъярову письмо с просьбой снять запрет на поездки Гусейнова для лечения.

Дунья Миятович также отметила, что в рамках преследования НПО в Азербайджане были заморожены банковские счета Института прав медиа и его директора Рашида Гаджилы.

"Эти случаи привели к серьезному удушению и провалу в развитии свободы слова в Азербайджане, что имеет негативное воздействие не только на СМИ, но и общество в целом", - считает Миятович.

"Действия властей не должны быть направлены на то, чтобы заставить замолчать своих критиков. Я настоятельно призываю правительство Азербайджана соблюдать свои обязательства перед ОБСЕ и позволить журналистам и защитникам свободы слова работать в обстановке, свободной от запугивания", - подчеркнула она.

Миятович также выразила желание посетить Баку в ближайшее время для ознакомления ситуацией на месте. 

Отметим, что во второй половине дня 8 августа был отключен и мобильный телефон брата директора ИСБР – блогера Мехмана Гусейнова. С родителями братьев Гусейновых связаться на данный момент также не удалось.

Правоохранительные органы никак не комментируют обыск в офисе ИСБР и запрет на его выезд из страны.

Ранее Институт свободы и безопасности репортеров (ИСБР) призвал Совет Европы осудить поправки в законодательство Азербайджана, ограничивающие деятельность НПО. Согласно этим изменениям незарегистрированные Минюстом НПО фактически потеряли возможность пользоваться грантами.

Ранее пресс-служба Генпрокуратуры в сообщении по поводу ареста координатора кампании "Искусство во имя демократии" Расула Джафарова заявила о ведении уголовного дела против ряда местных НПО, филиалов и представительств иностранных НПО  по статьям 308.1 (злоупотребление должностными полномочиями) и 313 (служебный подлог) УК Азербайджана.

За период с 30 июля в Азербайджане арестованы четверо известных представителей гражданского общества – Расул Джафаров, правозащитник Лейла и Ариф Юнус, а также глава Общества правового просвещения Интигам Алиев.

Автор:Фаик Меджид