06:40 / 22.10.2014Эксперты: силовики предоставляют противоречивую информацию о смерти предполагаемого организатора взрыва смертника в Грозном

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Жители Грозного не подтверждают информацию представителей следствия об обстоятельствах смерти предполагаемого организатора теракта в Грозном 5 октября. Противоречивая информация, поступающая от силовых ведомств о результатах спецопераций, является обычной практикой на Северном Кавказе и может быть элементом конкуренции между спецслужбами, считают опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.

Вечером 5 октября в Грозном смертник совершил самоподрыв. Молодой мужчина взорвал себя рядом с группой полицейских, в результате погибли пятеро сотрудников МВД, с ранениями были госпитализированы еще 13 человек. По данным силовиков, смертником оказался 19-летний житель Старопромысловского района Горзного Апти Мударов. Мать Мударова, его дядя и сестра были задержаны силовиками. После взрыва представители правоохранительных структур заявили, что смертник действовал в одиночку.

18 октября в столице Чечни был убит 33-летний уроженец Грозного Аслан Алисханов. Представители силовиков заявили, что Алисханов является организатором теракта. 

По данным МВД, Алисханов был убит в ходе спецоперации при попытке задержания, он находился в федеральном розыске по подозрению в участии в незаконных вооруженных формированиях. 

В свою очередь СКР заявил о том, что Алисханов готовил покушение на полицейских. В домовладении своих знакомых в поселке Соленая Балка Старопромысловского района Грозного Алисханов взорвал СВУ, а после его нейтрализации на нем было обнаружено самодельное взрывное устройство.

МВД по Чечне: Алисханов был обнаружен в одном из частных домовладений

Организатор взрыва в Грозном Аслан Алисханов был убит 18 октября в ходе проведения спецоперации по его задержанию, отмечают в МВД по Чечне.

"Аслан Алисханов, который, как уже установлено, был непосредственным организатором теракта 5 октября на проспекте Исаева в центре Грозного, был ликвидирован в ходе спецоперации. Мероприятия по его розыску велись в Грозном на протяжении последних двух недель, и он был обнаружен в одном из частных домовладений на окраине поселка Катаяма Старопромысловского района. Помимо него к теракту 5 октября причастен еще один местный житель, Магомед Заурбеков, поиски которого в настоящее время продолжаются в активном режиме", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель республиканского МВД.

При этом представитель МВД не подтвердил информацию о том, что Алисханов совершил подрыв в частном домовладении, в котором он некоторое время укрывался.

"У него при себе действительно было самодельное взрывное устройство, и, по оперативной информации, бандит собирался совершить теракт, аналогичный тому, что был 5 октября. Но реализовать свой преступный замысел преступнику не удалось. Он был обнаружен и уничтожен при попытке оказания вооруженного сопротивления", - заявил представитель МВД.

Каких-либо других подробностей о смерти Алисханова представитель МВД не сообщил.  

"Кавказский узел" сообщал, что правоохранительные органы Чечни ведут поиски жителя республики Магомеда Заурбекова. По версии силовиков, Заурбеков связан с Асланом Алисхановым и сам готовится совершить теракт. 

Житель поселка: полицейские застрелили Алисханова при проверке

По информации, полученной корреспондентом "Кавказского узла" от жителей поселка Катаяма, Аслан Алисханов был убит одним из сотрудников полиции, который проверял нежилое частное домовладение в поселке.

Согласно этой информации, полицейский постучался в дом, а когда скрывавшийся в помещении Алисханов открыл дверь, сразу же начал в него стрелять, убив на месте. Затем полицейский объяснил свои действия тем, что у убитого при себе был пояс смертника, который тот пытался привести в действие, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" на условиях анонимности один из жителей поселка Катаяма.

По его словам, эти сведения были получены им от своих родственников и односельчан, работающих в силовых структурах и непосредственно участвовавших в поисках Алисханова.

"Никаких взрывов в частном домовладении в поселке Катаяма или в Соленой Балке в последние дни не было"

При этом жители Старопромысловского района Грозного не подтверждают информацию Следственного комитета РФ о том, что Аслан Алисханов совершил подрыв СВУ в расположенном в этом районе поселке Соленая Балка.

По словам местных жителей, никаких взрывов в частном домовладении в поселке Катаяма или в Соленой Балке в последние дни не было.

"Я не знаю, откуда появилась информация о том, что этот боевик взорвался в доме. Может быть, он и планировал нечто подобное, но вот погиб он не от взрыва. Его застрелили при проверке. Говорят, что при себе у него было оружие и фугасы, но так это или нет, сказать сложно, потому что сразу же после случившегося у нас тут все было оцеплено, и несколько часов там работали силовики", - рассказал житель поселка Катаяма Асланбек.

По словам Асланбека, он живет на окраине поселка Катаяма в квартале, расположенном в нескольких сотнях метров от домовладения, где был убит Алисханов. По мнению мужчины, в убийстве Алисханова "много непонятного, как и в деле с подрывом смертника в центре Грозного".

"Речь идет о новичках в деле подполья и диверсионно-подрывной деятельности"

Как считает руководитель одной из республиканских общественных организаций, правоохранительные органы Чечни "не говорят всей правды о последних событиях", а следственные органы России "неправильно трактуют эти события".

"На мой взгляд, местные власти и силовики, как говорится, "темнят". Что-то до взрыва смертника 5 октября ни о какой террористической угрозе, возможных акциях боевиков, которых вроде бы уже совсем у нас не осталось, никто население не информировал. Затем чуть ли не сразу же после взрыва пошла волна. Тут же нашли "организатора", этого самого Алисханова, и еще одного "смертника" Заурбекова. Но, насколько я знаю, Алисханов в рядах боевиков состоял меньше года, а Заурбеков и вовсе ушел к ним, кажется, только в апреле этого года. Так же как и подорвавший себя 5 октября Мударов считается примкнувшим к боевикам в августе", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" на условиях анонимности руководитель одной из республиканских общественных организаций.

По его мнению, речь идет о "новичках в деле подполья и диверсионно-подрывной деятельности".

"Всех троих объединяет то, что они являлись жителями Старопромысловского района, а значит, могли быть как-то друг с другом связаны. Но вот в их действиях я не вижу ни конкретных мотивов, ни какой-то логики. Разве что это могла быть личная месть каким-то конкретным сотрудникам полиции", - считает общественник.

Первые террористы-смертники появились в Чечне только в ходе второй военной кампании в республике, обратил внимание руководитель одной из республиканских общественных организаций.

"Первый самоубийственный теракт у нас совершила Хава Бараева, родственница одиозного Арби Бараева, которая взорвала себя в машине, начиненной взрывчаткой, уничтожив одну из военных комендатур. Затем были другие подобные акции, но их осуществляли религиозно мотивированные боевики, соответствующим образом подготовленные и убежденные в том, что таким образом они попадут в рай. Целью их действий было посеять страх и панику среди силовиков, нанести как можно больший урон противнику, уничтожить определенных лиц или сотрудников определенных структур. Что стоит за действиями Мударова и Алисханова, который вроде бы тоже собирался совершить самоподрыв, не совсем понятно. Их действия в эту схему не укладываются", - считает руководитель одной из республиканских общественных организаций.

Комментируя информацию Следственного комитета России о том, что Аслан Алисханов совершил подрыв СВУ, общественник выразил мнение, что "речь идет о неправильной трактовке события".

"Его застрелил сотрудник полиции, который, возможно, был проинформирован о том, где именно скрывается Алисханов. О том, что Алисханов был убит при задержании, говорят не только силовики, но и местные жители, которые знакомы с ситуацией", - заметил общественник.

Джемаль: вначале было сделано заявление о том, что подрыв совершил одиночка

На несоответствия в информации силовиков по делу о взрыве в Грозном обратил внимание специальный корреспондент журнала Forbes Орхан Джемаль.

"После того как был взрыв, где погибли пять человек, было сделано заявление о том, что его совершил одиночка, ни с кем не связанный. Потом оказывается, что у него (предполагаемого смертника Апти Мударова) был целый набор организаторов, начальников, пособников и т.д. А то, что Алисханов был убит в результате боя или самоподрыва – каждая из этих двух версий содержит часть правды, но не является цельным описанием", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Орхан Джемаль.

При этом эксперт обратил заметил, что конкуренция между различными силовыми ведомствами существует уже достаточно давно. Зачастую силовики из различных ведомств торопятся с предоставлением информации о спецоперации, считает Орхан Джемаль.

"Лет 10 назад в Хасавюрте силовики провели спецоперацию, доложили об уничтожении целой группы, засевшей в подвале дома. А по результатам экспертизы оказалось, что это туши баранов, висевших в подвале в ожидании рыночного дня", - привел пример Джемаль.

Несмотря на перемещение "Имарата Кавказ" в Дагестан, Чечня является его родиной

Сама ситуация с поиском в Чечне предполагаемых смертников является "свидетельством нерешенности проблем, вызывающих терроризм", отметил эксперт.

"Не все так гладко и просто, и так не будет, потому что наличие в Чечне такого явления, как терроризм – это не результат недоработок спецслужб или того, что не успели еще справиться. Из терроризма сделали пугало, а это инструмент. Есть проблемы и ситуации, его порождающие, и с ними никто не работает и не борется. Исходя из концепции, что терроризм – это вещь "сама в себе", а не проявление чего-то другого, выбрали метод "задавить и точка". И давят, а он, терроризм, воспроизводится, и это будет до тех пор, пока не подойдут к этому вопросу иначе", - сказал Орхан Джемаль.

Также Джемаль считает безосновательными утверждения о том, что Чечня "выведена за рамки активности вооруженного подполья на Северном Кавказе".

"Несмотря на перемещение «Имарата Кавказ» в Дагестан, Чечня является его родиной. Нельзя говорить, что Чечня выведена за скобки. Там сложились условия, когда деятельность была настолько проблемной, что все сместилось в Дагестан, но это не означает, что все исчезло. Более того я не уверен, что сирийская ситуация отвлекает так уж много ресурсов от Кавказа. По старым временам, когда Сирия только набирала обороты, одной из установок на Кавказе было, что "джихад, который у себя дома - приоритетен", - сказал журналист.

Данные об общем числе жертв вооруженного конфликта, продолжающегося на Северном Кавказе, "Кавказский узел" собирает в разделе "Северный Кавказ - статистика жертв", где представлены ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные сведения. Наглядно эта информация представлена в материалах с инфографикой. В статистике "Кавказского узла" Дагестан значится как самый неспокойный регион и бессменный "лидер" по числу жертв конфликта среди регионов Северного Кавказа за период с 2010 года до начала 2014-го.  Та же тенденция, по подсчетам "Кавказского узла", сохраняется и в текущем году – за три квартала текущего года в Дагестане жертвами вооруженного противостояния стали не менее 249 человек, тогда как в Чечне – не менее 22 человек.

Процессы, идущие в данный момент в Сирии и Ираке, журналист называет факторами укрепления исламского радикализма.

По мнению Орхана Джемаля, "эти процессы набирают силы" и "накачивают мышечную массу". При этом журналист отметил, что между воюющими на Ближнем Востоке боевиками и членами вооруженного подполья на Северном Кавказе может быть "трансграничная связь".

Сухов: есть системная проблема в работе с оперативной информацией на Северном Кавказе

Совершенный 5 октября в Грозном самоподрыв дезавуирует и обесценивает все заявления о том, что "в Чечне все спокойно, и проблем больше нет", считает обозреватель "Голоса России" Иван Сухов.

"Понятно, что есть некий имидж Чеченской Республики, что там гораздо спокойнее, чем в Ингушетии, Дагестане, КБР и других регионах Северного Кавказа. Это имиджевая история, на поддержание которой тратятся определенные усилия, часть из которых связана с оперативной работой. В том числе с борьбой с диверсионными группами, которая часто ведется с нарушениями уголовно-процессуального законодательства... У них (властей Чечни) довольно хороший облик по сравнению с другими республиками, и взрыв 5 октября очень сильно ему навредил", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Иван Сухов.

В нормальной ситуации версия правоохранителей является конечной, здесь же она может быть искажена в силу совершенно разных, разнонаправленных обстоятельств.

Однако недостаток информации о проводимых спецоперациях "усугубляет конфликтность на Северном Кавказе", считает Иван Сухов. Также эксперт в ситуации с расхождением данных об Аслане Алисханове допустил наличие ведомственной конкуренции.

"Они там решают какие-то вопросы, не имеющие отношения к этой драме, разыгрывающейся на наших глазах. Это и есть та ситуация, которая не дает нам возможности опираться на показания силовиков по поводу расследования взрыва 5 октября. Хотя с этим днем все более или менее ясно, там есть видео, где видно, что человек пришел, и произошел взрыв. Все то, что идет дальше от следствия, постоянная разноголосица данных, не может восприниматься так, как должны относиться к официальной версии. Здесь официальная версия [силовиков] обесценена, потому что не очень понятно, что они выдают. Это системная проблема в работе с оперативной информацией на Северном Кавказе. И непонятно, как должен быть устроен критический фильтр. В нормальной ситуации версия правоохранителей является конечной, здесь же она может быть искажена в силу совершенно разных, разнонаправленных обстоятельств", - сказал Иван Сухов.

Нет даже надежды на появление каких-то адекватных данных, которым мы сможем доверять.

Эксперт также отметил, что в конфликтных историях на Северном Кавказе "недостаток информации усугубляет конфликтность". "Когда родственники сталкиваются со стеной молчания, то у них начинает появляться недовольство. И мы знаем о таких случаях по Дагестану, что это может привести к ситуации, когда количество боевиков после одного уничтоженного при задержании дает на выходе еще 10 [боевиков]", - заключил Сухов.

В целом сложившаяся в Чечне ситуация не позволяет доверять данным следствия, считает обозреватель "Голоса России".

"Вполне может быть, что вся эта конструкция с пособником, посредником и т.д. – это как раз попытка выдать какую-то нерешенную проблему социального характера за борьбу с многоглавым подпольным змием. У нас, к сожалению, нет данных. И нет даже надежды на появление каких-то адекватных данных, которым мы сможем доверять. Нет данных о том, что не ведут это все местные службы, чтобы поддерживать, в том числе и собственный имидж борцов с терроризмом. Не факт, что это глубокая террористическая история", - отметил Иван Сухов.

Вместе с тем эксперт считает безосновательными заявления о "переносе центра террористической активности в Чеченскую Республику".

"Некоторые коллеги и комментаторы начали уже сообщать об усилении диверсионной активности в республике. Мне кажется, этого нет. Один самоподрыв в Грозном, по которому нет заслуживающих доверия данных правоохранителей, не является основанием заявлять о том, что некий центр террористической активности переносится в Чеченскую Республику", -  сказал Сухов.

При этом, по мнению Ивана Сухова, достижения Чечни "в этом деле довольно прочные, что бы мы ни говорили о методиках".

"Понятно, что экспортировать их не рекомендуется, хотя многие на этом настаивают. И у статистики по снижению диверсионной активности есть и обратная сторона. Очень многих из этих людей [бывших боевиков] привлекли в саму правоохранительную структуру, сделав это прикладным способом решения проблемы. Все эти усилия в Чечне предприняты, и их сумма дает республике достаточный запас прочности. То, что сам эмир "Имарата Кавказ" [Алиасхаб Кебеков] дагестанец, а не чеченец - достаточно красноречиво говорит, что чеченский сегмент сейчас вынут из этой структуры кавказского подполья", - убежден эксперт.

Автор:Муслим Ибрагимов, Магомед Туаев
23.10.2014 в 12:58Druzъ

Странные эксперты, как и странные информанты из жителей района.   Но намного страннее  выглядит противоречивая информация от Следкома и МВД Чечни.

Как известно, МВД  часто работает внесистемы, подчиняясь и следуя за  своими амбициями, но надо отдать должное, что иногда они работают очень активно, хотя при этом к ним претензий остается очень много.

То, что полицейский сразу после того, как убитый ему открыл дверь застрелил его - представляется очень  недействительным фактом. ВЕдь представьте себе, полицейскому открывают дверь и он сразу производит выстрел в преступника. Нет, не верю.   

Что касается  того, как непосредственно произошла смерть убитого, то я думаю, что тут чисто организационный момент. Как часто бывает при такого рода операциях, стреляют как правило не в конкретную цель, а штурмуют здание, где засели предполагаемые террористы. По дому, возможно нанесли удар тяжелым оружием и дом разнесли на кусочки, следствие чего и умер тот боевик. А с заявлениями просто не договорились или допустили небольшие несовпадения.

24.10.2014 в 00:38Druzъ

Где именно вы увидели признаки  троли ?  Откуда вся Чечня знает, что убили не Аслаханова, если тела, по вашим же словам не показывали?

23.10.2014 в 22:11antitrol

Просматривая очередной коммент  Druzъ,  убеждаюсь, что  Druzъ троль, в чечне все занют что парня убили просто так, и убит совсем не Алисханов, хотя они думали первоначально что это он, но убедившищь что не он они решили не показывать труп, показали только ноги