ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Минутой молчания почтили память убитого политика Бориса Немцова участники "круглого стола", проведенного в память о правозащитнице Наталье Эстемировой 28 февраля, в день ее рождения. Практика безнаказанности за убийства распространилась из Чечни на всю Россию, подчеркнули правозащитники.
"Круглый стол" на тему "Российское общество: от войны в Чечне к украинскому конфликту" состоялся в день рождения сотрудницы Правозащитного центра "Мемориал" Натальи Эстемировой, которой 28 февраля исполнилось бы 57 лет. 15 июля 2009 года в Грозном Наталья Эстемирова была похищена, вывезена на территорию Ингушетии и убита. Ее убийцы до сих пор не найдены.
Мероприятие, прошедшее в Москве в Правозащитном центре "Мемориал", началось с минуты молчания в память об убитом в ночь на 28 февраля политике Борисе Немцове, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Черкасов: люди из нацистско-террористического подполья чувствуют себя вольготно в России
Многие резонансные убийства политиков и журналистов не расследованы до сих пор, отметил председатель совета Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.
"Убийства независимых, оппозиционных журналистов, активистов, политиков – это реальность, в которой мы живем достаточно давно. В прошлом тысячелетии было совершено убийство политика Галины Старовойтовой, не расследованное до конца, убийство Ларисы Юдиной. В этом тысячелетии таких убийств достаточно много", - сказал Александр Черкасов.
"В Ингушетии было совершено убийство Магомеда Евлоева, редактора сайта "Ингушетия.ru". Преступление не расследовано до конца – все списали на случайность, на убийство по неосторожности. Это и убийство Макшарипа Аушева – лидера независимого движения. Убийство не раскрыто. Это и убийства в Дагестане журналистов, политиков. Это как система – ничего не расследовано", - заявил Александр Черкасов.
На заседании Совета ООН по правам человека в сентябре 2014 года Россия проголосовала за принятие резолюции об обеспечении безопасности журналистов. Также в сессии участвовали правозащитники, в частности международная организация "Артикль-19", которая представила совету свои рекомендации относительно резолюции. Организация подчеркивала, что в России ненадлежащим образом проведены расследования дел об убийствах журналистов Ахмеднаби Ахмеднабиева, Тимура Куашева, Хаджимурада Камалова, Натальи Эстемировой и Анны Политковской.
По словам Александра Черкасова, в России "люди из нацистско-террористического подполья чувствуют себя еще более вольготно в связи с событиями на Украине".
"Они считают, что у них руки развязаны, что им дан карт-бланш, что им обеспечена безнаказанность", - подчеркнул председатель совета ПЦ "Мемориал".
"Эти две войны, на Кавказе и на Украине, связаны персоналиями"
По мнению Александра Черкасова, военные кампании в Чечне и нынешние события на Украине "многое связывает".
"Эти две войны, на Кавказе и на Украине, связаны еще и персоналиями. Наташа Эстемирова работала по теме исчезновения людей в Чечне. При этом люди, ответственные за исчезновение людей и не понесшие ответственность в Чечне, фигурировали не на последнем месте в событиях на Юго-Востоке Украины. В Крыму "засветил" себя заместитель начальника Южного военного округа генерал-лейтенант Игорь Турченюк. В расположении его 138-й отдельной мотострелковой бригады в 2000 году были найдены останки семерых жителей соседнего села Старые Атаги. Преступление не расследовано и не наказаны виновные", - заявил председатель совета ПЦ "Мемориал".
По данным ПЦ "Мемориал", Игорь Турченюк командовал 138-й отдельной мотострелковой бригадой с 5 августа 1999 года по 7 июля 2000 года, а эта бригада в 1999-2000 годах фигурировала в связи со случаями серьезных нарушений прав человека в Чечне: исчезновениями людей, пытками и внесудебными казнями, массовой гибелью мирного населения в результате обстрелов населенного пункта.
"Есть и другой герой Новороссии, более известный как Стрелков-Гиркин. Он, по нашим данным, фигурирует в эпизодах исчезновения 10 жителей Чечни. Останки некоторых похищенных позже были найдены в массовом захоронении в поселке Здоровье. Ни одно из этих дел не было доведено до предъявления обвинения и до суда", - рассказал правозащитник.
Многие из российских добровольцев, воюющих на стороне самопровозглашенных ЛНР и ДНР, имеют "чеченский" опыт за плечами, заявила спецкор "Новой газеты" Елена Костюченко. "То, что говорят, что там одна война перетекает в другую, это правда – там это видно. Большинство добровольцев из России, с которыми я общалась – это люди с опытом первой или второй войн в Чечне", - сказала Костюченко.
"Во всей украинской кампании меня больше всего из себя выводила бесконечная, беспардонная ложь. Казалось, что такого вообще не может существовать, но я довольно скоро вспомнил, что ничего нового тут нет. Мы помним, как в первую чеченскую министр обороны Грачев говорил о том, что он совершенно не понимает, что это за танки ездят по стране и "постреливают". Правительство эти заявления министра принимало, как должное. Я не понимаю, как в нормальной стране такое может происходить", - отметил член правления Международного "Мемориала" Ян Рачинский.
По словам правозащитника, в России во всей "властной конструкции не предусмотрено место для общественного контроля и даже общественного мнения". "Власть существует сама для себя, и общественное мнение сама же конструирует. Общественное мнение – это то, что власть показывает по телевизору, а не то, что люди формулируют", - сказал правозащитник.
Милашина: после Чечни механизм безнаказанности распространяется на всю Россию
Убийство Натальи Эстемировой до сих пор не раскрыто, напомнила в ходе "круглого стола" правозащитница, специальный корреспондент "Новой газеты" Елена Милашина.
"Я занимаюсь в "Новой газете" Чечней после того, как убили Анну Политковскую. Официально исполнители и один из организаторов ее убийства осуждены, а заказчики спустя столько лет официально не установлены", - сказала Милашина.
По ее словам, после смерти Политковской в 2006 году про Чечню "стали писать по-другому". Однако сейчас в Чечне "не та стабильность, о которой с 2006 года говорит официальная пропаганда", заметила Елена Милашина.
"Люди в связи с последними декабрьскими событиями, нападением на Грозный и вызывающими, незаконными заявлениями Рамзана Кадырова, вдруг встрепенулись. И начали понимать, что в Чечне не та стабильность, не тот мир, о котором та же официальная пропаганда говорит с 2006 года", - заявила журналистка "Новой газеты".
С 2006 по 2010 год, по словам Елены Милашиной, в России произошло "достаточно много заказных убийств". Фигурантами многих дел являлись и являются высокопоставленные чеченские чиновники, заметила Елена Милашина.
Как утверждает журналистка, чиновников не вызывают в суд для дачи показаний, ссылаясь на различные обстоятельства. "Они абсолютно безнаказанны и продолжают делать то, что они делают", - сказала Елена Милашина.
За годы двух военных кампаний в Чечне было совершено множество военных преступлений, а преступники остаются безнаказанными, хотя их личности фигурируют в уголовных делах, заявила Елена Милашина.
По ее данным, только по одному Грозненскому району было возбуждено и приостановлено 9000 уголовных дел. Как заявила журналистка "Новой газеты", отработанный в Чечне "механизм безнаказанности медленно, но верно распространяется на всю Россию".
"Когда происходят такие убийства, как произошло вчера (убийство Бориса Немцова. - Прим. "Кавказского узла"), мы сразу обвиняем власть. Мы имеем на это право. Но все эти годы мы забываем, что мы должны требовать расследования убийств, а мы не требуем. У нас как бы изначально уже есть виновный – это власть. Это абстрактная вещь на самом деле. Она виновата в том, что все эти условия для безнаказанности созданы", - сказала спецкор "Новой газеты".
Ганнушкина: общество стало меняться после первой чеченской войны
Общественной деятельностью Наталья Эстемирова стала заниматься из-за межнациональных конфликтов, возникших после развала СССР, рассказала председатель комитета "Гражданское содействие", член совета ПЦ "Мемориал" Светлана Ганнушкина.
"Государство не справилось, оно стало принимать репрессивные меры. А первой серьезной ложью стала ложь первой чеченской войны. Люди не верили. Когда проводились опросы – минимальное количество людей, выступавших против войны в Чечне, составляло 60% населения. Люди выходили на антивоенные митинги. Но затем все ложь все больше и больше проникала в умы людей", - заявила в ходе "круглого стола" правозащитница.
По ее словам, именно после первой чеченской кампании "общество стало меняться". "Чувства свободы и единства ушли. Ко второй чеченской войне общество изменилось, и оно уже было готово пожирать пропаганду, которую нам предложили", - сказала Светлана Ганнушкина.
Вторая чеченская кампания прошла "на взлете ложно-патриотических чувств", также заявила правозащитница.
"Нашему населению пропаганда сумела внушить, что мы проиграли первую чеченскую войну и нам нужно восстанавливать достоинство – и мы стали его восстанавливать. Этот путь лжи, который мы прошли, подготовил, на мой взгляд, то отношение к войне на Украине, которое мы видим сейчас", - сказала Светлана Ганнушкина.
При этом Светлана Ганнушкина заявила, что сейчас "уже сложно что-либо противопоставить той лжи, которая захватила умы".