ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Спецподразделение 46-й Отдельной бригады оперативного назначения Северо-Кавказского регионального командования ВВ МВД России. В 2010 году батальон "Север" был переименован в 141-й специальный моторизованный полк внутренних войск министерства внутренних дел Российской Федерации. Базируется в Грозном.
Вскоре после гибели 9 мая 2004 года президента Чечни Ахмата Кадырова стало известно о планах Москвы реорганизовать его службу безопасности. В июле 2004 года из более чем тысячи ее сотрудников был сформирован полк милиции особого назначения (ПМОН) имени Ахмата Кадырова. Его передали в подчинение руководству республиканского МВД 1.
В январе 2005 года было объявлено о создании службы охраны нового президента Чечни Алу Алханова. Алу Алханов вплоть до своей отставки опирался на поддержку батальонов спецназа ГРУ "Запад" под командованием Сайд-Магомеда Какиева и собственную службу безопасности.
В мае 2005 на базе сохранивших свою самостоятельность вооруженных формирований СБ Кадырова был создан Антитеррористический центр (АТЦ) республики. Это была промежуточная фаза в процессе дальнейшей реорганизации и переподчинения бойцов Кадырова. Уже в ноябре того же года стало известно о планах сформировать из них два батальона, подчиняющихся командованию внутренних войск МВД Северо-Кавказского округа. Создание этих батальонов, получивших названия "Юг" и "Север", было почти полностью завершено к апрелю 2006 года.
10 мая 2006 года военнослужащие батальонов внутренних войск МВД России "Север" и "Юг", дислоцированных в Чеченской Республике, приведены к военной присяге.
29 мая 2006 года деятельность батальонов "Север" и "Юг" была легализована приказом министра внутренних дел России.
Общая численность обеих воинских частей составила более 1200 человек. Батальоны комплектовались исключительно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. В состав батальонов принимались прошедшие специальный отбор сотрудники Антитеррористического центра Чеченской Республики. Особенность батальона "Север" в том, что в нем служат – от командира до рядового бойца – исключительно жители Чеченской Республики 2.
Местом дислокации батальона "Север" является город Грозный, а батальона "Юг" - Веденский район Чечни. Основная задача батальонов "Север" и "Юг" - поддержание правопорядка на территории республики и борьба с бандформированиями. Командирами батальонов "Север" и "Юг" соответственно являлись Герой России полковник Алибек Делимханов (родной брат Адама Делимханова и двоюродный брат Рамзана Кадырова) и старший лейтенант Муслим Ильясов.
Бойцы «Севера» участвовали практически во всех спецоперациях по задержанию и ликвидации членов бандподполья и их главарей. В период с 2006 по 2008 гг. силами батальона «Север» из незаконного оборота изъято боле 1000 единиц различного вида оружия, уничтожено 49 членов НВФ, задержано 43 боевика, 4 уголовных преступника и пять человек находившихся долгое время в федеральном розыске 3. Потери батальона с 2006 по 2009 год составили десять военнослужащих, 170 военнослужащих награждены государственными наградами, в том числе один звездой Героя России, восемь - орденами мужества. При проведении разведывательно-поисковых и специальных мероприятий бойцами подразделения нейтрализовано 94 члена НВФ, обезврежено более 180-ти взрывоопасных предметов, изъято из незаконного оборота 213 единиц стрелкового оружия 4.
К моменту формирования батальонов "Север" и "Юг" в составе объединенной группировки войск (ОГВ) на Северном Кавказе действовали батальоны "Восток" (Сулим Ямадаев) и "Запад" (командир Саид-Магомед Какиев), организационно входившие в структуру 42-й мотострелковой дивизии вооруженных сил России, соподчиненных командованию Северо-Кавказского военного округа, Генеральному штабу и Минобороны РФ. Экспертами особо подчеркивалось, что глава Чечни Рамзан Кадыров "не в состоянии отдать батальонам ("Восток" и "Запад") какой-то свой самостоятельный приказ. Все пожелания и инициативы республиканских властей по использованию вооруженных формирований утверждаются соответствующими воинскими должностными лицами 5.
Президент Чечни Рамзан Кадыров неоднократно высказывал свое негативное мнение по поводу батальона "Восток", что его сотрудники якобы занимаются похищением людей, грабежом, и что именно они виновны в "текучке в леса" чеченской молодежи 6.
В 2006 году была ликвидирована группа "Горец" Мовлади Байсарова, в результате чего ФСБ существенно сократила свои возможности в Чечне.
В 2008 году батальон "Север" совместно с другими силовыми структурами, подчиненными Рамзану Кадырову (батальон "Юг", ОМОН, СОБР, полк имени Ахмата-Хаджи Кадырова, нефтяной полк, спецназ МВД Чечни), участвовал в блокировании базы батальона "Восток" в Гудермесе после инцидента с кортежем президента Кадырова.
На выездах из Гудермеса бойцы спецбатальона останавливали все машины, проверяли находившихся там людей. Военнослужаще "Востока" задерживались и доставлялись на базу "Вега", расположенную на окраине Гудермеса. Одна из таких проверок на блокпосту и закончилась перестрелкой. В результате были убиты два бойца пятой роты спецбатальона — Тайпур Эльсанов и Магомед Арсабиев. Исполняющий обязанности командира "Востока" Магомед Бахаев попытался на месте разрешить ситуацию, но также был помещен в "Вегу" 7.
В 2008 году батальоны ГРУ "Восток" и "Запад" были расформированы.
В 2010 году батальон "Север" был преобразован в 141-й специальный моторизованный полк. С осени 2010 года батальон "Север" начал комплектоваться также военнослужащими, проходящими военную службу по призыву.
В декабре 2009 года состоялась церемония вручения батальону "Север" боевого знамени. В церемонии принял участие глава МВД России Рашид Нургалиев, который отметил: "С момента создания в апреле 2006 года и по сегодняшний день личный состав 248 отдельного специального моторизованного батальона мужественно и самоотверженно участвует в выполнении служебно-боевых задач на территории Чеченской Республики" 8.
Указом президента Российской Федерации от 10 августа 2011 года за массовый героизм и отвагу, стойкость и мужество, проявленные личным составом полка в боевых действиях по защите Отечества и государственных интересов в условиях вооруженных конфликтов, и, учитывая заслуги в мирное время, 141-му специальному моторизованному полку внутренних войск МВД России присвоено почетное наименование "имени Героя Российской Федерации Ахмата-Хаджи Кадырова".
Александр Черкасов, "Мемориал" о чеченских батальонах: "Основу этих структур (батальонов "Север" и "Юг", - прим. "Кавказского узла") составили бывшие боевики, перешедшие после 2003 года на сторону Кадырова. Там были очень разные люди, было и такое, что кто-то в этих антитеррористических центрах продолжал работать на подполье – например, начальник Антитеррористического центра по Веденскому району Маирбек Эшиев, который исчез весной 2006 года (Рамзан тогда сказал, что "уволил" Эшиева). В общем, в то время это был способ адаптации и формализации многочисленных бывших боевиков, перетянутых на другую сторону. Они доказывали свою лояльность, повязывая себя кровью: действовали там же, где раньше воевали в лесу, но теперь уже против тех, кто в этом лесу оставался: они знали людей, знали местность и были очень эффективны".
В июле 2010 года спецназ внутренних войск из Башкирии обвинил батальон "Север" в якобы имевшем место в феврале того же года предательстве.
Информация о конфликте была подробно изложена в публикации "Московского Комсомольца" "Предатели по оружию - спецназ внутренних войск обвиняет чеченских коллег в измене". Суть конфликта: 4 февраля 2010 года между селениями Дачу-Борзой и Алхазурово Чечни во время спецоперации с участием батальона "Север" и бойцов спецназа, прикомандированных из Башкирии, были уничтожены пять боевиков, но погибли и пять спецназовцев.
В одном из отчетов упоминалось о том, что анализ ранений, полученных военнослужащими отрядов спецназа, дает основания полагать, что они были получены в результате огня со стороны 248-го осмб (номер батальона "Север"). В частности, ефрейтор спецназа по фамилии Кирьянов получил ранение от снаряда ВОГ-30 — у боевиков, как сказано в сообщении, таких снарядов не было. Также указывалось, что "бойцы "Севера" выдали боевикам местонахождение спецназовцев, похитили оружие и амуницию военных, вывезли трупы бандитов с места боя для передачи родственникам" 9.
Рамзан Кадыров назвал эти утверждения чушью и попыткой "разжечь межнациональную рознь, подорвать боеспособность элитных подразделений, вызвать между ними недоверие". "Я не считаю нужным останавливаться на каждом пункте материала, ибо он от начала до конца недостоверен", - заявил Кадыров журналистам на пресс-конференции в Грозном 10.
Собеседник "Московского Комсомольца" заявил, что после спецоперации проводилось уголовное расследование, но в итоге оно было "замято". По некоторым данным, эту тему пытался обсудить командующий объединенной группировкой войск и сил генерал Николай Сивак. Но вскоре он был снят с должности 11.
7 марта 2015 года глава ФСБ России Александр Бортников сообщил о задержании двоих мужчин, причастных к организации и исполнению убийства Бориса Немцова. Позже были задержаны еще трое подозреваемых в расстреле Немцова, среди них бывший боец батальона "Север" Заур Дадаев 12. Во время заседания Басманного суда было заявлено, что причастность Дадаева к убийству "подтверждается его признательными показаниями", однако сам обвиняемый на суде вину не признал.
Вечером 7 марта 2015 года в одной из квартир многоэтажки по улице Льва Яшина в Грозном силовиками был блокирован бывший военнослужащий батальона "Север", 30-летний Бислан Шаванов (Беслан). При попытке задержания он получил смертельные ранения при взрыве гранаты. Беслан Шаванов прослужил в батальоне "Север" более 10 лет, имел награды и поощрения за хорошую службу.
10 марта 2015 года Заур Дадаев рассказал журналистам, что сознался в убийстве Немцова только из-за того, что ему обещали отпустить брата, но сейчас он готов отказаться от своих показаний 13.
В частности, Заур Дадаев заявил: "Все время кричали: "Ты убил Немцова?". Я отвечал, что нет. В момент задержания я был с товарищем, с моим бывшим подчиненным Русланом Юсуповым. И они сказали, что если я соглашусь, то его отпустят. Я согласился. Думал, его спасу, и меня до Москвы довезут живого. А то бы случилось со мной то же, что с Шавановым. Он ведь якобы подорвался на гранате"… 14.
19 марта стало известно, что по делу об убийстве Немцова оперативники для допроса в качестве свидетеля разыскивают бывшего офицера батальона "Север" - Руслана Геремеева.
После обвинений в причастности к убийству Немцова бойцов батальона "Север" Рамзан Кадыров на своей личной странице в "Инстаграм" заявил: "Басманный суд Москвы санкционировал арест Заура Дадаева, подозреваемого в причастности к убийству Бориса Немцова. Я знал Заура как настоящего патриота России. <...> Заур был одним из самых бесстрашных и мужественных военнослужащих полка. <...> Я твёрдо убеждён, что он искренне предан России, был готов отдать за Родину жизнь. Мне непонятны истинные причины и мотивы увольнения Заура из рядов ВВ МВД России. <...> Таким же храбрым воином был и Беслан Шаванов, погибший накануне при попытке задержания. Мы верим, что будет проведено тщательное расследование, которое покажет, действительно ли виновен Дадаев и, что на самом деле послужило причиной его поступка" 15.
Основные фигуранты "дела Немцова" Заур Дадаев и Руслан Геремеев еще в 2010 году были награждены орденом Мужества – "за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе". Награду воинам вручал министр МВД России Рашид Нургалиев 16.
4 февраля 2010 года в Урус-Мартановском районе Чечни проводилась совместная спецоперация спецназа внутренних войск МВД и военнослужащих батальона "Север" по блокированию боевиков. По информации журналистов "Московского комсомольца", во время боя, в котором погибли пятеро спецназовцев, бойцы "Севера" не только раскрыли местоположение силовиков, но и стреляли по своим. Пресс-секретарь Рамзана Кадырова Альви Каримов осудил информацию о связи военнослужащих "Севера" с чеченскими боевиками.
Вечером 31 декабря 2010 года в Заводском районе Грозного было совершено вооруженное нападение на военнослужащих батальона «Север». В результате ранения получили двое военнослужащих. Источник в МВД Чечни рассказывал, что по "горячим следам" установить нападавших не удалось.
6 августа 2012 года произошел двойной взрыв в Октябрьском районе Грозного недалеко от места дислокации батальона "Север". По словам источника в правоохранительных органах Чечни, непосредственно на месте взрыва погибли два офицера и военнослужащий-контрактник 46-й бригады внутренних войск МВД России, еще один военнослужащий позднее скончался от полученного ранения в госпитале. Ранения в результате этих терактов получили еще двое военнослужащих внутренних войск, сотрудник полиции и местный житель.
27 августа 2015 года с огнестрельными ранениями были найдены мертвыми заместитель командира батальона "Север" Муса Аюбов и его супруга Зулай Умарова. По подозрению в убийстве был задержан военнослужащий "Севера", племянник убитого Идрис Аюбов. Задержанный вину признал. Причиной убийства следствие назвало конфликт сержанта со своим дядей, который требовал от него прекратить принимать наркотики и торговать ими на территории воинской части. 15 июня 2016 года Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону приговорил Идриса Аюбова к 18 годам колонии строгого режима.
9 февраля 2016 года «Новая газета» со ссылкой на собственные источники написала, что в Сирию могли быть отправлены около 20 бывших сотрудников батальона "Север", уволенных в октябре 2015 года. "Наши источники в чеченской диаспоре связали эти увольнения с отправкой в Сирию в качестве добровольцев некой группы хорошо подготовленных товарищей", – говорилось в публикации. При этом еще в сентябре 2015 года Рамзан Кадыров заявил о том, что уроженцы Чечни не участвуют в боевых действиях против запрещенного в России по решению суда и признанного террористической организацией "Исламского государства". Но уже 8 февраля 2016 года Кадыров признался в том, что «в лагеря ИГ* были внедрены агенты спецслужб из Чечни» и что «именно он отправлял туда своих людей».
В начале марта 2016 года по делу об убийстве политика Бориса Немцова были арестованы пятеро выходцев из Чечни, в том числе бывший боец чеченского батальона "Север" Заур Дадаев, которого следствие считает исполнителем убийства. В деле также фигурируют чеченские офицеры Руслан Мухудинов, которого считают предполагаемым заказчиком убийства, а также офицер батальона "Север" Руслан Геремеев и убитый при задержании Беслан Шаванов. 13 июля 2017 года Московский окружной военный суд приговорил Заура Дадаева к 20 годам колонии, остальных фигурантов дела - к срокам от 11 до 19 лет. Верховный суд, рассмотрев апелляции адвокатов и потерпевших, незначительно смягчил осужденным наказание, отменив назначенные им штрафы.
В августе 2016 года в Москве по подозрению в вымогательстве 100 миллионов рублей у предпринимателя Константина Жукова были арестованы пять человек, среди которых были двое офицеров батальона "Север" Саид Ахмаев и Лечи Болатбаев. По версии потерпевшего, его партнер по бизнесу Евгений Катков вымогал у него деньги с помощью уроженцев Чечни, которые представились сотрудниками СКР. Катков заявлял, что обратился к своему знакомому Болатбаеву, узнав, что Жуков переводит большую часть прибыли их совместной компании в другую свою фирму.
Это дело привлекло внимание СМИ, поскольку Ахмаев и Болатбаев входили в окружение депутата Госдумы Адама Делимханова, двоюродного брата Рамзана Кадырова. Сообщалось, что Делимханов и Кадыров в период предварительного следствия направляли в суд гарантийные письма с просьбой изменить Ахмаеву и Болатбаеву меру пресечения на домашний арест или подписку о невыезде.
Уголовное дело рассматривалось в Замоскворецком суде Москвы. В прениях 26 октября 2018 года гособвинение просило приговорить Ахмаева и Болатбаева к 7 годам и 3 месяцам, остальным фигурантам дела - от 7 лет до 7 лет и 5 месяцев колонии строгого режима. Но при вынесении приговора суд 6 ноября переквалифицировал обвинение с вымогательства на самоуправство и назначил всем подсудимым одинаковое наказание - штраф в 50 тысяч рублей. В связи с истечением срока давности по статье о самоуправстве, суд освободил фигурантов дела от уплаты штрафа.
* "Исламское государство" (ИГ, ранее - ИГИЛ) запрещено в России по решению суда и признано террористической организацией.