ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Адвокаты правозащитника Интигама Алиева, осужденного на 7,5 лет, готовятся подать кассационную жалобу в Верховный суд Азербайджана. У них есть доказательства того, что обвинения были сфальсифицированы, пояснили защитники.
«Кавказский узел» писал, что 22 апреля суд в Баку признал главу организации «Общество правового просвещения» (ОПП) Интигама Алиева виновным в экономическиъ преступлениях. Адвокаты обжаловали приговор. 6 июля Бакинский апелляционный суд отклонил ходатайства защиты и 21 июля оставил приговор в силе.
Возглавляемое Алиевым «Общество правового просвещения» занималось оказанием правовой помощи гражданам, в том числе в подготовке заявлений в Европейский суд по правам человека. Читатели «Кавказского узла» присудили Интигаму Алиеву третье место в семерке равных по итогам конкурса «Герой Кавказа-2013». «Кавказский узел» в разделе «Персоналии» опубликовал биографию Интигама Алиева.
Деятельность Алиева не попадает под определение предпринимательства
Защита Алиева, получив на руки решение Бакинского апелляционного суда, сразу приступит к подготовке кассационной жалобы в Верховный суд, заявил корреспонденту «Кавказского узла» его адвокат Фахраддин Мехтиев. По закону кассация может быть подана в течение шести 6 месяцев.
«Однако мы будем стараться как можно быстрее сделать это», – подчеркнул Мехтиев.
На его взгляд, следствие не представило на процессе достаточных доказательств вины Алиева.
«Фабула обвинения сводится к тому, что Интигам Алиев, получая гранты от иностранных доноров, не регистрировал их и тем самым занимался незаконным предпринимательством и извлекал из этого крупные доходы и уклонялся от уплаты налогов. Однако следствие неправильно инкриминирует Интигаму Алиеву обвинение», – уверен адвокат.
Согласно статье 192 УК Азербайджана, незаконным предпринимательством называется «осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики, либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования или используя без специального разрешения предметы, гражданский оборот которых ограничен».
Организация, возглавляемая Интигамом Алиевым, имела государственную регистрацию, подчеркнул адвокат Мехтиев.
«Эта структура занималась просветительской деятельностью, не предусматривающей извлечения коммерческих доходов. Соответственно, просветительство не относится к числу видов деятельности, требующих лицензирования. Поэтому интерпретация деятельности Общества правового просвещения как предпринимательства нелепа», – заключил защитник.
Необходимые для защиты документы были изъяты и не возвращены
Утверждения, что Интигам Алиев реализовывал 13 проектов без регистрации грантовых договоров, также несостоятельны, заявила корреспонденту «Кавказского узла» другой адвокат правозащитника Шахла Гумбатова. Семь этих проектов реализованы до 2009 года, когда законодательство регистрации не требовало. Оставшиеся шесть грантовых договоров были реализованы после регистрации в Минюсте.
«Эти шесть грантов были зарегистрированы Минюстом. Интигам Алиев получил об этом уведомления. Но эти уведомления о регистрации грантов были изъяты во время обыска офиса Общества правового просвещения. Прокуратура, несмотря на наши запросы, не вернула эти и другие документы, изъятые при обыске. Минюст также отказался предоставлять эту информацию», – рассказала адвокат.
До середины 2013 года Минюст выставлял информацию о регистрации грантов на своем сайте, но затем прекратил и это.
«Копии страниц о регистрации грантов сохранились в кэше поисковой системы Google. Мы представили заверенные нотариусом скриншоты страниц, на которых содержалась информация о регистрации грантов ОПП, и попросили приобщить их к материалам дела. Скриншоты были заверены в Грузии, поскольку в Азербайджане нотариусы не заверяют материалы, скопированные из Интернета. Сторона обвинения против этого не смогла противопоставить какие-либо серьезные аргументы. К сожалению, суд не принял наши доводы», – рассказала Гумбатова.
Он также указала на необоснованность обвинения Интигаму Алиеву в присвоении грантовых средств.
«Все это обвинение строилось на голословных утверждениях бывшего бухгалтера ОПП Гюльшан Оруджевой. Она переводила деньги ОПП на счета своей сестры и дала показания, что деньги якобы передавались Интигаму Алиеву. При этом на платежных поручениях подписи Интигама Алиева были сфальсифицированы. Это было настолько очевидной подделкой, что следствие не решилось назначить экспертизу. Мы представили результаты почерковедческой экспертизы, проведенной в Варшавском университете, но суд отказался признать их к рассмотрению», – подчеркнула Гумбатова.
С другой стороны, убеждена Гумбатова, обвинения Интигама Алиева в присвоении средств могли бы быть состоятельны, если бы претензии имелись у тех организаций, что выдавали ему гранты.
«Все донорские организации представили в суд письменные документы о целевом использовании грантов и отсутствии претензий к Интигаму Алиеву. Следствие признало потерпевшими пять бывших сотрудников ОПП, на имена которых якобы выписывались зарплаты, которые они не получали. Но подписи Интигама Алиева в табелях о зарплате были подделаны. Ведь изъятые бланки в офисе ОПП находились в распоряжении следствия», – пояснила Гумбатова.
Защита отрицает также обвинения Алиева в неуплате налогов на сумму 65 тысяч манатов (82,5 тыс. долларов), сказал корреспонденту «Кавказского узла» еще один адвокат правозащитника Эльчин Садыгов.
«Следствие проигнорировало норму закона об освобождении грантов от НДС. Помимо того, допущены нарушения норм законодательства в самой налоговом расследовании. Так, проверке может подвергаться деятельность за последние три года, в случае с Интигамом Алиевым ревизия была устроена в рамках шестилетнего периода. Более того, уголовное дело может быть начато только после завершения выездной налоговой проверки, да и то в случае, если выявленная не уплата не была погашена. Все это подтверждает предвзятость следствия», – подчеркнул Садыгов.
Что касается обвинения Алиева в должностном подлоге, то здесь имеет место неприкрытая фальсификация, заявил его защитник Джавад Джавадов.
«Доказательства собирались недозволенными методами. В ходе обыска офиса ОПП представители правоохранительных органов без всякой описи забирали документы. И мы считаем, что это потом использовалось в фальсификации обвинения. С другой стороны, невозвращение документов не позволяло нам эффективно построить защиту», – пояснил корреспонденту «Кавказского узла» Джавадов.
Дела против правозащитников строятся по одному шаблону
Надуманными обвинения в адрес Интигама Алиева назвал глава неправительственной организации «Содействие демократии» Видади Искендеров. По его словам, Алиева преследуют по набору стандартных для руководителей НПО обвинений.
«Одни и те же статьи предъявляют всем активистам. Все началось с дела против главы Центра мониторинга и прав человека Анара Мамедли, которого обвинили в незаконном предпринимательстве, уклонении от уплаты налогов, присвоении, а под конец предварительного следствия – злоупотреблении должностными полномочиями и должностном подлоге. Те же обвинения были предъявлены потом Лейле Юнус, Расулу Джафарову и Хадидже Исмайловой», – рассказал он.
По словам Искендерова, во всех этих делах есть обвинения в присвоении средств, но нет жалоб со стороны доноров.
«Просветительская и правозащитная деятельность, проведение мониторингов почему-то представляются как «незаконное предпринимательство». Предъявляют обвинения в уклонении от уплаты налогов, в то время как гранты освобождены от налогов. Следователи не утруждают себя сбором реальных доказательств, а просто подгоняют факты, основываются на субъективных умозаключениях. Они убеждены в своей безнаказанности, поскольку выполняют политический заказ», – уверен Искендеров.
«Кавказский узел» пока не располагает комментариями от представителей обвинения относительно заявлений защиты Алиева.
Летом 2014 года в Азербайджане прошла волна арестов оппозиционных политических деятелей, журналистов, правозащитников. Информацию об этих арестах "Кавказский узел" объединил в справочном материале "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане (2014)". Случаи преследования активистов в регионах Кавказа освещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов".