04:46 / 02.08.2015Руководство движения ReAl заявило о принуждении Ильгара Мамедова к прошению о помиловании

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Азербайджане представители движения ReAl заявили о том, что на находящегося в тюрьме лидера организации Ильгара Мамедова оказывают давление с целью принуждения к прошению о помиловании. При этом в движении сообщают о необоснованном затягивании рассмотрения кассационной жалобы Мамедова в Верховном суде Азербайджана.

Как сообщал "Кавказский узел", лидер азербайджанского движения "Республиканская альтернатива" (ReAl) Ильгар Мамедов подвергся нападению со стороны заключенного в колонии №2. Сторонники Мамедова охарактеризовали нападение как спланированную провокацию.

Ильгар Мамедов и зампред партии "Мусават" Тофиг Ягублу 17 марта 2014 года были приговорены к семи и пяти годам лишения свободы по обвинению в организации массовых беспорядков в Исмаиллы 23-24 января 2013 года. Мамедов и Ягублу отрицают свою вину. Amnesty International признала их "узниками совести" и потребовала его освобождения.

Джафарли: Прошение о помиловании поставит крест на политической карьере Мамедова

Как рассказал корреспонденту «Кавказского узла» исполнительный секретарь движения ReAl Натиг Джафарли, нападавший не причинил Мамедову серьезных телесных повреждений.

«Те, кто организовал атаку на Ильгара Мамедова, предусмотрительно позаботились о том, чтобы следов насилия не осталось. Целью было не нанесение Ильгару Мамедову травм, а, скорее, запугивание.  На Ильгара Мамедова уже давно оказывается давление с целью заставить его написать прошение о помиловании. Ему постоянно дают понять, что пока он не напишет прошение о помиловании, он не выйдет на свободу, и ни призывы Западных структур, ни решения Европейского суда по правам человека ему не помогут», - отметил Джафарли.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в мае 2014 года признал нарушение прав Мамедова и обязал власти Азербайджана выплатить ему компенсацию в размере 22 тысяч евро. Представители властей Азербайджана обжаловали это решение, но коллегия из пяти судей ЕСПЧ 13 октября 2014 года отказалась принять жалобу к рассмотрению. После этого решение ЕСПЧ по делу Мамедова стало окончательным. 12 марта Комитет министров Совета Европы призвал власти Азербайджана исполнить решение Страсбургского суда по делу Ильгара Мамедова и освободить оппозиционного политика.

Секретарь ReAl подчеркнул, что прошение о помиловании поставит крест на политической карьере Мамедова.

«Собственно целью ареста было устранение Ильгара Мамедова с политической арены страны. Он был арестован спустя месяц после того, как объявил о намерении баллотироваться на пост президента в 2013 году. Несмотря на то, что Мамедов находился под заключением в статусе подследственного, власти не решились зарегистрировать его кандидатом в президенты на выборах октября 2013 года. Да и срок наказания был «подобран» так, что Ильгар Мамедов, «пропускал» несколько избирательных компаний,  включая парламентские выборы текущего года и президентские выборы 2018 года», - заявил он.

По мнению Джафарли, прошение о помиловании для политиков, способных вести борьбу за пост главы государства, неминуемо влечет серьезный урон их имиджу и дискредитирует в глазах общественности.

Давлением на Мамедова Джафарли назвал и затягивание рассмотрения кассационной жалобы Ильгара Мамедова в Верховном суде Азербайджана с января.

«Все это, вероятно, делается с целью создать у Ильгара Мамедова ощущение безысходности, невозможности выйти на свободу, пока он не согласится играть по правилам властей. Но Ильгар Мамедов неоднократно говорил, что он нормально относится к тому, что прошения о помиловании пишут блогеры, молодежные активисты, журналисты. При этом сам он, как политик, делать этого не намерен», - отметил Джафарли.

У Верховного суда нет помех для рассмотрения дела Мамедова, считают юристы

Адвокат Джафарли Фуад Агаев заявил «Кавказскому узлу», что не может получить в Верховном суде объяснений затягивания рассмотрения кассации Мамедова.

«В моей почти 25-летней адвокатской практике я еще не сталкивался с подобным случаем, когда после первого заседания Верховного суда, следующие слушания не проводились бы так долго», - сказал адвокат.

Агаев напомнил, что 31 июля встречался с Мамедовым в колонии №2. По его словам, у Мамедова после нападения нет видимых травм.

Бывший адвокат Мамедова Халид Багиров также считает необоснованным затягивание рассмотрения кассации Мамедова.

«Первое заседание состоялось 13 января. Тогда слушания перенесли под предлогом того, что другой обвиняемый - Тофиг Ягублу - поздно представил жалобу, и судьи не успели с ней ознакомиться. Но это совершенно абсурдный предлог», - сказал Багиров корреспонденту «Кавказского узла».

По словам Багирова, в законодательстве не оговорены какие-либо конкретные сроки рассмотрения подобных жалоб.

«Но есть прецедентные решения Европейского суда по правам человека, предписывающие проведение судебных разбирательств в разумные сроки. В данном случае, никаких помех для рассмотрения кассации нет», - сказал Багиров.

Он склонен считать, что «процесс затягивается по политическому вмешательству в Верховный суд извне», поскольку «решения в верхах еще нет». Багиров подчеркнул, что у Верховного суда нет иного выбора как, во исполнения решения ЕСПЧ, отменить решения предыдущих судебных инстанций.

«В решении Страсбургского суда признано нарушение права Мамедова по статье 18 Европейской конвенции по правам человека. А это означает, что уголовное дело и судебные решения в отношении него политически мотивированы. Может быть, поэтому и заседание Верховного суда по делу Мамедова бесконечно затягивается», - отметил он.

Эксперт в области уголовного права, адвокат Ялчин Иманов разделяет точку зрения о необоснованности затягивания рассмотрения дела Мамедова в Верховном суде.

«Каких-либо оснований для затягивания на многие месяцы разбирательств по кассационным жалобам нет. Ведь Верховный суд не проводит судебного расследования, чтобы возникала необходимость для дополнительных следственных действий, истребования документов или назначения экспертиз. Верховный суд дает оценку правильности применения соответствующих норм права в конкретных делах. Поэтому мне очень сложно объяснить мотивы откладывания рассмотрения кассационной жалобы Мамедова», - сказал адвокат Иманов в беседе с корреспондентом «Кавказского узла».

Получить комментарии в Верховном суде не удалось. В канцелярии суда корреспонденту «Кавказского узла» заявили, что комментарии правомочны давать представители пресс-службы, но сейчас все они находятся в отпусках.

Пенитенциарная служба Азербайджана выразила свое отношение к сообщениям о нападении на Мамедова в колонии N 2. Так, отвечая на запрос агентства АПА, Пенитенциарная служба 30 июля заявила, что «осужденный Ильгар Мамедов отбывает наказание в условиях обеспечивающих полное уважение человеческого достоинства».

Других комментариев корреспонденту «Кавказского узла» в этом ведомстве получить не удалось.

Случаи преследования активистов в Азербайджане и других регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", собраны на тематической странице "Преследование активистов". "Кавказский узел" также подготовил справку "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане (2014)".

Автор:Фаик Меджид