ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В 2015 году на Северном Кавказе более чем в два раза снизилось число жертв конфликта по сравнению с 2014 годом – с 525 до 258 человек. При этом впервые в минувшем году признанное террористической организацией «Исламское государство» заявило о проведении атак на Северном Кавказе, а число задержанных боевиков значительно уступило числу убитых.
В ушедшем году градус напряженности на Северном Кавказе заметно снизился. Это очевидно практически по всем показателям. Число погибших уменьшилось на 39%. Основное же сокращение числа жертв произошло за счет раненых – на 73% сравнительно с 2014 годом. Также меньше стало взрывов – на 45%. А число терактов снизилось на 38%. Общее число вооруженных инцидентов на Северном Кавказе снизилось со 141 случая в 2014 году до 87 – в 2015, то есть на 38%. Число жертв – убитых и раненых – сократилось с 525 человек в 2014 году до 258 в 2015 – почти на 51%.
Снижение числа терактов менее значительно, чем общее снижение числа вооруженных инцидентов, то есть террористические атаки остались среди методов, используемых подпольем. Однако к методам минной войны и террору с помощью взрывов боевики, судя по общей статистике, стали прибегать реже.
Более подробные цифры опубликованы в разделе «Северный Кавказ – статистика жертв» на «Кавказском узле».
В 2015 году продолжали поступать сообщения о похищении людей на Северном Кавказе. Однако полных репрезентативных данных об общем числе похищенных нет.
Силовики стали чаще убивать боевиков
Собранная «Кавказским узлом» статистика показывает, что заметно выросла доля убитых боевиков в общем числе жертв.
В 2014 году в ходе конфликта был убит 341 человек. Из них 249 были боевиками. В 2015 году из 209 убитых 172 являлись боевиками. То есть в 2014 году доля боевиков среди всех убитых составила более 73%, а в 2015 уже более 83%, что может указывать на более профессиональные действия силовиков, а также говорит о дефиците опытных бойцов в вооруженном подполье.
Несмотря на такую тенденцию, само количество убитых в 2015 году боевиков по сравнению с 2014 годом и снизилось на 30% – в 2014 году боевики потеряли 249 человек убитыми, в 2015-м – 172.
Число раненых боевиков оказалось таким же, как и год назад, – два человека. Такое стабильно низкое число раненных боевиков объясняется тем, что в ходе спецопераций силовики не берут пленных, а также не сдаются сами боевики. Отметим, что количество раненых участников подполья не претендует на абсолютную точность, поскольку статистика подсчитывается исключительно на основе открытых данных.
Уменьшение числа убитых и раненых силовиков в 2015 году вписывается в общую тенденцию снижения активности вооруженного конфликта на Северном Кавказе. В 2015 году погибли 18 сотрудников силовых структур, на 58% меньше, чем в 2014-м, когда было убито 42 силовика.
"Кавказский узел" подчеркивает: в статистике по участникам вооруженного подполья в первую очередь речь идет о тех, кого объявили таковыми сотрудники правоохранительных органов.
В 2015 году «Исламское государство» провело первые атаки на Северном Кавказе
Общее снижение числа жертв прошло одновременно с эскалацией конфликта в Сирии и оттоком части радикально настроенной молодежи в эту страну.
В то же время идет процесс присяги части оставшихся на Северном Кавказе боевиков «Исламскому государству». С декабря 2014 года присягу приносили отдельные лидеры подполья. 21 июня на сервисе YouTube появилось сообщение о том, что боевики четырех вилаятов признанного в России террористическим "Имарата Кавказ" присягнули лидеру ИГ, которое, в свою очередь, приняло эту клятву в верности и заявило о создании своего отделения в регионе.
Менее трех месяцев спустя, 2 сентября 2015 года, ИГ взяло на себя ответственность за нападение на российские военные казармы в Южном Дагестане, в районе села Магарамкент. Однако ни силовики, ни местные жители не подтвердили информацию, что такая атака вообще имела место. Позднее, 30 декабря 2015 года, боевики ИГ взяли на себя ответственность за обстрел в Дербенте. В больницу Дербента с огнестрельными ранениями доставлены 12 человек, один из них скончался. Дело по статье «теракт» так и не было открыто.
Закономерно, что с появлением ячеек ИГ и усилением его активности на Кавказе силовики стали чаще сообщать об убийстве последователей «Исламского государства». Обобщая многочисленные сообщения, в декабре 2015 года глава ФСБ Александр Бортников заявил, что из 26 лидеров группировок, присягнувших "Исламскому государству" на Северном Кавказе, в 2015 году были убиты 20.
Так, 10 ноября в Нальчике был убит лидер боевиков Кабардино-Балкарии Роберт Занкишиев, о лидерстве которого в местном ИГ было известно, а 22 ноября – убит Юрий Бицуев, который, по данным спецслужб, возглавил боевиков в республике после смерти Занкишиева. В Ингушетии был убит наиболее известный лидер ИГ Беслан Махаури, принесший присягу «Исламскому государству» в феврале 2015 года. Ранее Махаури был доверенным лицом Доку Умарова, с середины 2014 года – амиром боевиков Ингушетии.
«Имарат Кавказ»: снижение активности и убийство двух лидеров
Ставший соперником ИГ в борьбе за приверженность вооруженного подполья «Имарат Кавказ» заметно снизил активность – последняя крупная атака, за которую взяла ответственность эта запрещенная в России организация, была проведена боевиками в декабре 2014 года.
В ходе спецоперации силовиков 19-20 апреля в пригороде Буйнакска был убит его лидер Алиасхаб Кебеков. После смерти Кебекова ИК стал стремительно терять свои позиции в Дагестане, отмечали эксперты.
В конце мая осведомленные источники сообщили, что новым лидером «Имарата Кавказ» стал шариатский судья боевиков и лидер подполья в Дагестане Мухаммад Сулейманов (Абу Усман Гимринский). Однако он пробыл лидером «Имарата» всего 1,5 месяца и был убит в августе 2015 года вместе с лидером "горного сектора" боевиков Дагестана Абдулой Абдуллаевым.
Отсутствие информации об избрании лидера и соперничество с «Исламским государством» позволяют говорить об ослаблении «Имарата Кавказ» и, возможно, прекращении его существования как единого целого, считают опрошенные «Кавказским узлом» эксперты.
Однако полностью «Имарат Кавказ» не исчез. Так, в декабре 2015 года в сети появилось обращение одного из лидеров боевиков Кабардино-Балкарии Залима Шебзухова, в котором тот осудил переход боевиков в "Исламское государство" и призвал подполье возвратиться в "Имарат Кавказ". Очевидно, что выводы о полном разгроме «Имарата Кавказ», как минимум, преждевременны.
Отметим, что обращение Залима Шебзухова появилось в сети после прошедших в ноябре 2015 года в Нальчике двух спецопераций – 22 ноября, когда было убито 14 присягнувших ИГ боевиков, в том числе Юрий Бицуев, и 10 ноября, когда был убит Роберт Занкишиев.
Нельзя исключать, что большие потери среди сторонников «Исламского государства» и последовавший за этим призыв Залима Шебзухова возвращаться под знамена «Имарата Кавказ» запустят обратный процесс и «Имарат» вернет утраченные позиции в подполье.
"Кавказский узел" подготовил детальную инфографику за период с января 2010 года по декабрь 2015 года: "Рейтинг регионов СКФО по количеству жертв за 6 лет" и "Статистика жертв на Северном Кавказе за 2015 год по данным Кавказского узла".
Примечание "Кавказского узла" 16 февраля 02.07 мск. Данные по статистике жертв за этот период уточнены.