ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Азербайджане пройдены все судебные инстанции по делу Расула Джафарова, и теперь защита обратится в Евросуд по правам человека, заявил адвокат правозащитника. По его словам, решения судов в отношении Джафарова несправедливы и лишены правовых оснований.
Как писал "Кавказский узел", координатор кампании "Искусство во имя демократии" Расул Джафаров был задержан 2 августа 2014 года. 16 апреля 2015 года Бакинский суд по тяжким преступлениям приговорил Джафарова к 6,5 года колонии общего режима, признав виновным в ряде экономических преступлений. Джафаров оплатил начисленный ему налоговый долг, и 31 июля 2015 года Бакинский апелляционный суд сократил ему срок заключения на три месяца. Сегодня Верховный суд Азербайджана оставил в силе это решение, отклонив кассационную жалобу защиты.
Обвинения в отношении Расула Джафарова были лишены правовых оснований, заявил его адвокат
На рассмотрении кассационной жалобы Джафарова в Верховном суде Азербайджана под председательством судьи Фархада Керимова сегодня присутствовали более двух десятков представителей гражданского общества, в том числе активисты движения "Республиканская альтернатива". Также в зале суда было порядка десяти международных наблюдателей - сотрудники посольств западных государств и международных правозащитных структур.
Заседание было назначено на 10.00 по бакинскому времени (09.00 мск), однако началось на полчаса позже. Задержка была связана с тем, что Джафарова поздно привезли из колонии.
Первым слово было предоставлено адвокату Джафарова Фаризу Намазлы.
"В кассационной жалобе позиция защиты обстоятельно изложена. Здесь еще раз повторю: обвинения по всем пяти статьям правозащитнику Расулу Джафарову были лишены правовых оснований, в его действиях не было состава преступления", - заявил адвокат.
По его словам, Джафаров как "физическое лицо исправно платил налоги с реализации проектов в рамках грантовых договоров, и об уклонении от уплаты налогов речи не может быть".
При этом к грантам были отнесены и средства, которые Джафаров получил в виде денежных премий и расходов на командировки, и "эти средства были необоснованно признаны как доходы с незаконного предпринимательства", отметил Фариз Намазлы.
Кроме того, по словам адвоката, суд первой инстанции не исключил из материалов дела как недопустимое доказательство "акт проверочной комиссии из числа представителей Минфина, Минналогов и Совета по господдержке НПО". По мнению Намазлы, эти чиновники не имели полномочий на проведение ревизии проектов Джафарова.
При этом судья Керимов заметил, что, согласно законодательству, прокуратура может привлечь специалистов различных профилей.
"Да, прокуратура имеет такие полномочия. Но это требование закона не должно противоречить другим нормативным актам. В положениях о Минфине, Минналогов, Совете по господдержке НПО за сотрудниками этих ведомств не предусмотрено полномочий выдавать заключения по уголовным делам", - сказал Намазлы.
По его словам, следствие квалифицировало как "незаконную предпринимательскую деятельность" руководство Джафаровым НПО "Клуб прав человека", который не имел государственной регистрации. Согласно обвинению, Джафаров, таким образом, "осуществлял незаконную деятельность, незаконно использовал гранты и получал доходы", отметил адвокат.
"На самом деле законодательство Азербайджана не запрещало деятельность НПО без госрегистрации. Об этом правительство Азербайджана заявило в деле "Исмайлов против Азербайджана" в ЕСПЧ, а также говорил глава Совета по господдержке НПО Азай Гулиев. С другой стороны все признанные следствием потерпевшие в суде заявили, что не считают себя таковыми и получили все полагающиеся им за выполнение работ и услуг средства в полном объеме. Помимо того, доноры официальными письмами подтвердили отсутствие претензий к Джафарову. Если следствие было заинтересовано в объективном расследовании, то могло бы пригласить представителей донорских организаций, которые имеют офисы в Баку, и поинтересоваться у них деятельностью Джафарова", - продолжил Намазлы.
Он добавил также, что многие ходатайства защиты нижестоящими инстанциями не были удовлетворены.
Расул Джафаров просил о справедливом вердикте
Сам Расул Джафаров также заявил о необоснованности обвинений.
При этом он подчеркнул, что все операции по грантам осуществлялись прозрачно через банковскую систему. Он отметил, что законодательство позволяло ему, как руководителю незарегистрированного НПО, осуществлять грантовые проекты, при этом закон не требовал от физических лиц регистрации грантов. С другой стороны, пояснил Джафаров, не было механизмов и процедур регистрации грантов физическими лицами.
"Мы работали без регистрации, потому что Минюст отказывал нам в регистрации. Однако законодательство позволяло работать без регистрации. Я как физическое лицо подписывал грантовые договоры. Когда же в начале 2014 года вступил в силу новый закон, который запрещал деятельность НПО без регистрации, мы стали осуществлять проекты через НПО, имеющие государственную регистрацию", - сказал Расул Джафаров.
По словам Джафарова, по отношению к нему был проявлен тенденциозный и политический подход нижестоящими судебными инстанциями.
Джафаров призвал суд вынести "справедливый, оправдательный" вердикт.
При этом судья Фархад Керимов поинтересовался, с какой стати его поездки оплачивались донорами, и где доказательства того, что Джафаров действительно был в командировках. Судья отметил, что не представляет, чтобы служебные поездки судей в такой форме финансировались иностранными структурами.
"Если бы и Вы были бы активистом НПО, и ваши поездки финансировались бы донорами", - заметил на это Джафаров.
Он сказал, что представил доказательства своего участия в международных конференциях.
"На конференции ОБСЕ по свободе СМИ участвовали представители 50 государств. Как можно отрицать мое участие там? И вообще мы представили доказательства – интервью, сообщения прессы об участии на мероприятиях. Кстати, обо всех проектах мы также информировали в медиа, и государство было в курсе этого", - подчеркнул Джафаров.
Гособвинитель Ризван Шаммедов, однако, предложил оставить решения апелляционного суда в силе, заявив, что судебным следствием вина Джафарова было доказана.
Судьи удалились на совещание, которое продолжалось всего пять минут.
Вернувшись, судья Керимов объявил, что кассационная жалоба не удовлетворена, и приговор апелляционного суда остался в силе.
Зал провожал Джафарова аплодисментами поддержки.
"Это была имитация судебного разбирательства"
Комментируя итоги заседания, адвокат Намазлы заявил: "Вы все видели сами. Верховный суд закрыл глаза на беззакония в отношении Расула Джафарова".
"Мы прошли все судебные инстанции и теперь можем обратиться в Европейский суд по правам человека. Однако коммуникация по одной жалобе Джафарова – на незаконный арест уже завершена, и вопрос на стадии объявления решения Страсбургского суда", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Фариз Намазлы.
Решение суда не стало сюрпризом для эксперта в области права, члена Платформы гражданского общества Халида Багирова, который наблюдал за процессом.
"Это была имитация судебного разбирательства. Судья задавал вопросы, ответы на которые были известны. Просто он пытался в присутствии международных наблюдателей показать, что Расула Джафарова судят на основе "серьезных аргументов", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Халид Багиров.
Все это, по его словам, еще больше показало нелепость обвинения. "У Джафарова судья, например, спросил, почему он не регистрировал гранты? Как же он мог, как физическое лицо, регистрировать гранты, если механизм и процедура этого в то время не были прописаны? Или же грантами признали даже денежные премии и командировочные расходы. Судья интересовался, что такое "расходы на поездки". Если он действительно не знает этого, то о каком правосудии можно говорить", - отметил Багиров.
Отвечая на вопрос о том, есть ли перспективы у этого дела в ЕСПЧ, Багиров сказал: "Конечно, это дело имеет хорошие перспективы в ЕСПЧ. Уже тот факт, что Джафарова привлекают к ответственности за невыполнение нормы закона, которая на тот момент не существовала, является вопиющим нарушением прав правозащитника. Кроме того, по обвинению в неуплате налогов Джафарова сначала привлекли к административной ответственности, а потом и к уголовному наказанию". Это, по его словам, нарушает принцип недопустимости повторного наказания за одно и то же действие.
"В деле много фактов нарушения права на справедливое судебное разбирательство: многие ходатайства защиты не были удовлетворены, представленные адвокатами доказательства не приняты, не приобщены материалы независимой экспертизы", - подчеркнул Халид Багиров.
Гособвинитель Шаммедов оказался недоступным для комментариев.
"Кавказский узел" подготовил справочный материал "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане". Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", собраны на тематической странице "Преследование активистов".