ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Практика публичного унижения жителей Чечни за критику Кадырова прекратится после вмешательства Кремля, однако сейчас федеральный центр проблему игнорирует, заявили кавказоведы Михаил Рощин и Алексей Малашенко. Ситуация изменится только после смены власти в республике, считает правозащитник Валерий Борщев.
Как сообщал "Кавказский узел", жительница Чечни извинилась за слова о незаконном аресте мужа. Видеообращение жительницы Чечни с просьбой простить ее за ранее распространенный призыв к главе республики Рамзану Кадырову вмешаться в дело о задержании ее мужа, обвиненного в попытке примкнуть к боевикам в Сирии, было распространено 1 мая через мессенджер WhatsApp.
Жители Чечни неоднократно предпочитали использовать для связи с Рамзаном Кадыровым мессенджеры и соцсети, а не только официальные каналы связи. Однако эти обращения не всегда приводят к желаемому результату. Так, в декабре 2015 года жительница республики Айшат Инаева, через WhatsApp пожаловавшаяся Кадырову на тяжелое положение жителей республики и раскритиковавшая его за способы сбора долгов по ЖКХ, в итоге была вынуждена публично покаяться и отказаться от своих слов. Впоследствии эта практика неоднократно применялась в Чечне, метод публичных осуждений критиков власти приобрел системный характер.
"Данная история схожа с ситуацией с Джалалдиновым"
Ситуация с извинением жительницы Чечни за слова о незаконном аресте мужа дополняет ряд других историй с извинениями перед Рамзаном Кадыровым, констатировал старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Михаил Рощин.
В частности, Михаил Рощин напомнил про публичный отказ от своих слов автора обращения о сборах платежей за ЖКУ Айшат Инаевой, извинения подвергнувшего критике поведение Кадырова в соцсетях пользователя Instagram Адама Дикаева, историю проповедника Шоипа Тутаева, публично отказавшегося от своей критики в адрес главы Чечни.
Жителю чеченского села Кенхи Рамазану Джалалдинову, критиковавшему власти, также пришлось извиниться перед Кадыровым, напомнил Рощин. Все извинения были принесены под давлением, считает Рощин.
"Нынешняя история схожа с ситуацией с Джалалдиновым - женщина пыталась найти правду, но вынуждена была принести извинения Кадырову", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Рощин.
В апреле 2016 года житель села Кенхи Рамазан Джалалдинов опубликовал видеообращение к президенту России, в котором рассказал, как чиновники отнимают у жителей аварского села Кенхи компенсации за разрушенное жилье и игнорируют просьбы о помощи. 30 мая 2016 года перед камерами чеченского телевидения Джалалдинов извинился перед Кадыровым. 10 ноября 2016 года Джалалдинов связался с правозащитниками и сообщил, что уехал из республики после встречи с высокопоставленным чеченским силовиком. 9 декабря 2016 года правозащитники призвали главу Чечни и власти России отреагировать на угрозы Джалалдинову. Материалы о ситуации в Кенхи "Кавказским узлом" собраны на специальной тематической странице "Кенхи: цена критики Кадырова"
"Женщина решила биться за мужа и добиться справедливости"
Ситуация с преследованием и оскорблением людей, которые допускают критические высказывания в адрес Кадырова, является ненормальной, ведь выходит, что "людям не к кому обратиться за помощью", отметил Михаил Рощин. "Население беззащитно. И как же найти истину?" - сказал Рощин.
Возвращаясь к ситуации с извинением жительницы Чечни за слова о незаконном аресте мужа, Михаил Рощин обратил внимание, что "у чеченских женщин - твердый и решительный характер".
"Учитывая сложившуюся ситуацию - отсутствие кормильца и наличие четверых маленьких детей - женщина решила биться за мужа и добиться справедливости. Однако эффект получился обратным. Таким образом возникает вопрос - что делать, если возникает очевидная несправедливость. Ведь получается, что обращение к руководителю региона оказывается само по себе неправильным", - сказал кавказовед.
При этом общероссийская практика показывает, что обращение к главе государства может быть эффективным, заметил Рощин. Кавказовед напомнил, что на свободу были выпущены активист Ильдар Дадин, который стал первым осужденным в России по статье о неоднократном нарушении правил проведения митингов, и воспитательница из Екатеринбурга Евгения Чудновец, осужденная за репост видеоролика с обнаженным ребенком.
"Обращения возникают тогда, когда барахлит судебная система и плохо работают правоохранительные органы. Однако в Кремле были даны поручения, и ситуация с Чудновец и Дадиным разрешилась. И если по всей России вопросы можно решить данным способом, то в Чечне - если к Кадырову нельзя обращаться, то к кому? Наблюдается абсолютное бесправие жителей республики", - подчеркнул Рощин.
Кавказовед уверен, что "диалог между народом и Кадыровым можно установить и при нынешней чеченской власти". "Но для этого в ситуацию должна вмешаться Москва. Федеральный центр должен указать на ошибки", - сказал Рощин.
По словам жителей Чечни, людей больше всего пугает публичное унижение и коллективная ответственность, которую практикуют власти. "Страшно даже не насилие. Тебя обесчестят, публично унизят, превратят в проститутку или наркомана. Ты больше не сможешь жить с достоинством в этой республике. Это хуже смерти", - приводятся слова одного из местных жителей в докладе Международной кризисной группы "Чечня: внутреннее зарубежье", который опубликован в разделе "Доклады" на "Кавказском узле".
"Кадыров не хочет терять авторитет среди силовиков"
Кадырову не выгодно помогать жителям республики и решать их проблемы, считает член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко. По его словам, в противном случае "Кадырову придется подтверждать ошибки своих спецслужб, задержавших невиновного человека".
"Каждый прикрывает каждого: Кадыров - спецслужбы, спецслужбы - Кадырова. В данном случае Кадырову выгодно обратить ситуацию против женщины. Если он пойдет ей навстречу, то пошатнется его авторитет в силовой среде, спецслужбы почувствуют его слабость и отсутствие поддержки со стороны главы республики", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Малашенко.
Малашенко напомнил, что в Чечне "силовики свои ошибки не признают". "Вспомните, что бы хотя бы раз они перед кем-то извинялись", - сказал Малашенко. При этом ситуация с извинением женщины за слова о незаконном аресте мужа "вряд ли будет иметь продолжение", считает эксперт.
"Да, Чечня - сравнительная маленькая республика, и в регионе происходит постепенное накопление негатива у населения. Однако Кадыров опирается на Кремль, как на каменную стену. А значит, можно себе позволить вести себя, как удобно", - сказал Малашенко.
В свою очередь член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев заметил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла", что "видя безнаказанное поведение лидера, его перенимают подчиненные, допускающие беззаконие и произвол".
По мнению Борщева, ситуация в Чечне может измениться исключительно в том случае, если произойдет смена власти в республике. "Но сейчас в Чечне действует режим единоличной власти", - сказал правозащитник.
Новости о нарушениях прав человека в Чечне, нападках главы республики Рамзана Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими "Кавказский узел" размещает на странице "Инакомыслие в Чечне".
Игорь ! Ваша заметка - это результат плохо скрываемой лютой ненависти к чеченскому народу ! Это не заблуждение и не полное отсутствие представления происходящего в Чечне (достаточно даже если вы читаете статьи на КУ, чтобы не написать столь лицемерную заметку). Ваша заметка - это результат вашего нежелания говорить об очевидном и беспрецедентном варварском насилии над чеченцами, финансируемый и санкционированный федеральной властью России.
Игорь всё чётко сказано !!! Ни отнять ни прибавить.
Причина унижения жителе основным начальником только одна. Основновной начальник не человек, он бог, он сакрален, он священен. Чистой воды феодолизм. Если в цивилизованном обществе начальник - это одни из людей, которому доверили другие люди и специально согласились ему подчиняться на время, пока он у власти. В диком, в феодальном обществе - власть держится не на том, что одни доверили другому, а на том, что один родился с отметиной Бога и эта сакральность заставляет людей подчиняться ему, потому что нельзя восставать против Бога, против его отметины начальника. И кто не доволне начальником, тот недоволен Богом, а Богом недовольны только слуги сатаны, шайтаны. И унижения здесь играют не роль унижения, а роль подчеркивания сакральности начальника. Люди склоняют голову не перед начальником, а перед Богом, который отметил начальника. Это не ужение - это такая любовь!
Гиви, если вы хотите искать врагов чеченского народа, то вы их найдете. Каждый находит что ишет. Почему-то мои друзья чеченцы так не считаю. Я всего лишь рассказал о том, как работате система илишней сакрализации власти, как она работала во все века до нашего дня, как она будет работать, когда нас всех давно-давно не будет. Если мы не осознаем опасность такой сакрализации, то увы, мы не сможем двигаться дальше. Если вы думаете что в среде русских нет такой сакрализации, то ошибаетесь. Оглянитесь, Россия заполнена сакрализацией лидера. Сакрализация очень удобная схема для безотственного существования. Внутри вайнахов заложена одна из самых сильных систем сопротивленя любой сакрализации - это автономность. Это и духовном и в технологическом плане заложено. Я это наблюдал много раз. Постоять за себя, постоять за своего друга, найти еду для себя, для своих близких. Автономность заложена во многих, но у вайнахов я это видел в более сильном состоянии, особенно что касается так называемой духовной целостности. Увы, кому-то сегодня надо минимизировать эту автономность, сделать вайнахов более зависимыми. Современная цивилизованность требует жертвовать частью своей автономии. Может быть это наступление на автономию и важно, но меня это всегда не устраило. Современная цивилизация - это компромис, сложный компромис автономии и сакрализации. Если народ не находит свое место в этом, он может исчезнуть и остаться только в виде плясок, еды и музеев. Увы, увы, увы.
Кто ищет друга - находит друга, кто ищет врага - находит врага. Мы находим лишь то, что ищем.
Игорь ! Вы написали ложь, не имеющую никакого отношения к чеченскому народу и к его ментальности ! И думаю вы это сделали специально, по причине личной неприязни к этому народу, так как вы лично знакомы с чеченцами и вас нельзя оправдать невежеством в данном вопросе! Что такое сакральное отношение к власти ? Сакральность (от анг. слова) – это отношение к власти, как к чему – то священному, божественному. О каком сакральном отношении к власти чеченцев можно говорить, если этот народ совсем недавно прошёл через две кровопролитнейшие войны против власти ? Какая сакральность, если они потеряли каждого четвертого жителя в этих двух войнах? Какая сакральность к власти, если каждый двухсотый житель Чечни похищен и пропал без вести? В мире нет более неприсущих вещей для чеченского народа, чем сакральное отношение к власти. Чеченцы всегда критически относились к любой власти ( и к царизму, и к советской власти и к сегодняшнему режиму), потому что любая власть посягает на свободу человека в той или иной мере. Вы просто своё личное благоговение перед любой властью приписали чеченскому народу. По мнению лучших представителей русского народа , у русских действительно сакральное отношение к власти. Вот что писал М.Е. Салтыков – Щедрин по этому вопросу : "Любят русские люди бунтовать! Встанут на колени перед барским домом и стоят подлецы! И ведь знают, что бунтуют и всё равно стоят!"