ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Резолюция съезда мусульман Ингушетии четко обозначила позицию муфтията республики против соглашения об установлении границы с Чечней, заявил Ахмет Ярлыкапов. Этот документ важен в борьбе за границы на фоне подготовки Конституционным судом России решения по данному вопросу, считает Михаил Рощин. При этом опрошенные "Кавказским узлом" кавказоведы полагают, что резолюция не будет способствовать активизации уличных протестов.
Как информировал "Кавказский узел", 1 декабря съезд мусульман Ингушетии, организованный республиканским Духовным центром мусульман, поддержал политические требования ингушской оппозиции об отмене соглашения о границе с Чечней. Ингушский муфтият взял на себя роль посредника между активистами и главой Чечни Рамзаном Кадыровым, призывая его расторгнуть соглашение о границе.
30 октября Конституционный суд Ингушетии признал республиканский закон о границе с Чечней неконституционным. Глава республики Юнус-Бек Евкуров направил запрос о проверке соглашения в Конституционный суд России. С просьбой признать соответствующим Конституции России заключенное между Чечней и Ингушетией соглашение об установлении административной границы выступили на заседании КС России представители Кадырова и Евкурова. Решение КС России пока не обнародовано.
Ингушский муфтият принял безальтернативное решение
ДУМ Ингушетии ранее уже обозначило позицию против соглашения об установлении границы, отметил старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов.
"От муфтия Исы Хамхоева иного ожидать было нельзя. Отношения муфтията с главой Ингушетии не были комплементарными, и ухудшать их особенно не пришлось. Это вдобавок к тому, что широкие массы жителей Ингушетии выразили свое мнение по соглашению. А резолюция ясно обозначила позицию ДУМ", - сказал он "Кавказскому узлу".
Противостояние главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова с муфтиятом Ингушетии длится не один год. В марте 2016 года глава республики объявил о роспуске муфтията Ингушетии и его ликвидации как общественной организации, но в сентябре 2017 года Минюст заключил мировое соглашение с муфтиятом Ингушетии в связи с устранением нарушений.
Ярлыкапов считает, что поддержка муфтиятом Ингушетии противников установления границы не будет влиять на взаимоотношения с главой Чечни. "Политика Кадырова в Ингушетии гораздо тоньше и не предусматривает требования однозначной лояльности к его действиям. В данной конкретной ситуации у ингушского муфтията не было особого выбора — за соглашение он не мог никак выступить, потому что потерял бы поддержку основной части верующих. В свою очередь, Кадыров понимает, скорее всего, такую безвыходность положения ингушского муфтия и не будет воспринимать это как "предательство", - пояснил он.
По его мнению, муфтият Ингушетии несомненно влиятельный орган. "Он объединяет последователей суфизма в республике, составляющих значительное число верующих, и четкая позиция муфтията имеет вес. К тому же муфтияты в российской реальности воспринимаются официальными, признанными структурами мусульманского сообщества, и позиция муфтията может пониматься как мнение "традиционного ислама", - указал Ярлыкапов.
По его словам, в резолюции озвучена моральная поддержка протестующим. "Но я не думаю, что резолюция будет способствовать активизации протестов. Ведь произошло всего лишь уточнение до этого выраженной позиции муфтията. А общественная активность, например, все-таки не на религиозных основаниях происходила, а на политических", - резюмирует Ярлыкапов.
Если КС России поддержит Соглашение о границе Ингушетии и Чечни, акции протеста возобновятся, при этом будет поднят и вопрос о принадлежности Пригородного района, заявили ранее члены Ингушского комитета национального единства. В свою очередь глава Ингушетии обязался исполнить решение КС России по границе с Чечней.
Позиция муфтията озвучена на фоне подготовки решения КС России по спору о границе
Иса Хамхоев весьма заметная фигура в Ингушетии не только в религиозном, но и в политическом плане, хотя его муфтият представляет отнюдь не всё мусульманское сообщество республики, заявил "Кавказскому узлу" старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин. Он полагает, что позиция муфтията Ингушетии может иметь значение и для постановления КС РФ о соглашении об установлении границы с Чечней.
"Резолюция, выразившая позицию муфтията Ингушетии - очень важный шаг. Руководитель муфтията Иса
Хамхоев - весьма заметная фигура не только в религиозном, но и в политическом плане. Особенно этот шаг важен на фоне того, что вопрос об установлении границы будет рассматриваться в Конституционном суде", - сказал он.
По его словам, Конституционный суд России находится в очень сложном положении при решении этого дела. "Любое постановление суда вызовет неудовлетворение. С одной стороны, признав неверным соглашение, он может вызвать недовольство Кадырова, с другой стороны, если соглашение признают правильным, это может повлечь продолжение протестов в Ингушетии. Судьи должны взвешивать все обстоятельства, чтобы не спровоцировать дальнейший виток конфликта. Я думаю, в ситуации не только в КС, но и в администрации президента РФ ожидают развития событий. И резолюция муфтията Ингушетии тоже является ходом в этой игре", - сказал кавказовед.
По мнению Рощина, в резолюции больший критический удар направлен против Евкурова. "У Хамхоева давний спор с ним. Поэтому на съезде мусульман, выступив против соглашения, он обратил острие недовольства против Евкурова. И одновременно обратился к Кадырову, хотя и в более мягкой форме", - отметил он.
По словам Рощина, такое развитие событий обусловлено тем, что спор о границе с Чечней на самом деле обострил конфликт внутри ингушского общества. "Высказываются претензии к главе республике, к его праву занимать этот пост, и на этой почве происходит консолидация разных политических и социальных сил. Между тем и у Евкурова имеется немалая поддержка. И чья возьмёт, пока не ясно. Количественно, может быть, больше поддерживающих у оппозиции. Однако и ресурс главы республики не исчерпан", - полагает он.
Рощин считает маловероятным, чтобы после резолюции усилилась общественная активность протестов. "Во-первых, люди так или иначе устали от уличной активности. Во-вторых, и это более важно, противостояние ушло в область принятия конкретных решений. Это уже началось с принятия решения КС Ингушетии, который забраковал соглашение. Помимо этого имели место съезды ингушского народа и тейпов. Сейчас съезд мусульман. КС РФ готовит решение. Протест из уличного уже перешёл в стадию организационную, когда усилия направлены на отмену соглашения. Но если бы Евкуров смягчил собственную позицию по соглашению, то это бы сняло напряженность в ингушском обществе. В принципе у Евкурова ещё остаётся возможность отозвать свою подпись под соглашением, хотя вряд он на это пойдёт", - подытожил Рощин.
Интенсивность уличных протестов не зависит от резолюции съезда мусульман
Духовное управление мусульман Ингушетии в резолюции официально закрепило своё мнение, которое ранее высказывало, о том, что оно против изменения границ, сказал руководитель правозащитной организации "Машр", вошедший в созданный Ингушский комитет национального единства Магомед Муцольгов. "Представители муфтията уже являются частью протестного движения. Разногласий, связанных с территориальным вопросом, у муфтия и участников протестов изначально не было никаких", - сказал он "Кавказскому узлу".
В то же время он отметил, что имамы, подчиненные муфтияту, не составляли большинство религиозных деятелей, поддержавших протестующих. "Хамхоева я видел 2-3 раза на двухнедельном митинге в Магасе. Не могу сказать точно, выступал ли он, но его представители выступали с речами. Некоторые проводили хутбы (речь, проповедь, выступление. Ислам: энциклопедический словарь, "Наука", 1991) на пятничных намазах. Но пятничные моления вели не только имамы официального муфтията. Половину из шести пятничных хутб на митинге провели имамы, которые не входят в ДУМ", - сообщил Муцольгов.
"Кавказский узел" писал, что в начале протестной кампании глава республики Юнус-Бек Евкуров заявил, что позиция религиозных деятелей, поддерживающих протест, мешает власти разрешить кризис. По его данным, порядка 25 имамов в населенных пунктах призывали людей выйти на митинг. При этом представители духовенства сообщили, что у них нет единой позиции по поводу протестной кампании. Никто в мечетях прихожан не призывает участвовать в протестах и заявлений по этому поводу не делает, заявил корреспонденту "Кавказского узла" заместитель муфтия Ингушетии Магомед Хаштыров, однако при этом он назвал позицию властей республики "антиконституционной". Представитель имамов Ахль Сунна также заявил, что единой позиции уммы (мусульманской общины) в связи с протестами не сформировано.
Он сомневается, что принятая съездом мусульман резолюция как-то повысит активность протестов. "Представители муфтията уже участвовали в протестах, и вряд ли интенсивность протестов от резолюции будет больше или меньше", - добавил правозащитник.
Что касается взаимоотношений муфтията с Евкуровым или Кадыровым, то, по словам Муцольгова, они могут различаться в разные периоды времени. "В какой-то момент позиции могут совпадать, в какой-то — нет. Исходя из резолюции, нельзя утверждать, что кто-то с кем-то переругался или кто-то кому-то обязан. У каждого имеется право выбора. В настоящее время то, что нравится Кадырову и муфтияту Ингушетии, не совпадает. И это вовсе не означает, что это приведет к вражде или, наоборот, к дружбе. Просто этот вопрос оценивается по-разному", - считает он.
Правозащитник признаёт, что муфтият является влиятельной силой в республике. "Я не поддерживал Евкурова в его вмешательстве в дела муфтията, давлении на него, но и тогда, и теперь считаю, что Хамхоеву стоило уйти в отставку. Впрочем, как и Евкурову надо уйти с поста главы республики, на который его никто не избирал. Но при всем неоднозначном отношении к Хамхоеву нельзя не признать его значимости. В его муфтият входят 50-60 имамов. У каждого есть своя паства, и, несомненно, они обладают влиянием. Безусловно, у Исы Хамхоева есть поддержка, иначе он бы не удержался на должности руководителя ДУМ. Он вошел в состав Комитета национального единства, как и все представители организаций, которые имеют своих сторонников и влияют на общественные настроения в Ингушетии", - пояснил Муцольгов.
Глава офиса "Мемориала" в Ингушетии Тимур Акиев, не входящий в Комитет национального единства, заявил "Кавказскому узлу", что ничего нового и значимого в резолюции съезда мусульман Ингушетии он не увидел. "Для меня съезд — загадка. В СМИ, в Интернете он почти не освещался", - сказал он "Кавказскому узлу".
При этом Акиев отметил, что ДУМ Ингушетии активно участвовало в протестном движении, и считает слишком смелыми и недоказанными утверждения о поддержке Кадыровым ингушского муфтията. "Прямых свидетельств тому, к примеру, в высказанных в словах поддержки Кадырова в адрес ингушского ДУМ, я не видел и не слышал. Возможно, кто-то оценивает косвенные действия, которые считают поддержкой, но их можно расценивать и по-другому", - полагает Акиев, добавив, что поэтому не видит смысла говорить о том, что Хамхоев теперь лишится поддержки Кадырова.
Опрошенные "Кавказским узлом" кавказоведы ранее заявили, что после критики в адрес властей Чечни Хамхоев рискует лишиться поддержки Кадырова на фоне ухудшения отношений с Евкуровым. По их мнению, Хамхоев остается тяжеловесом в ингушской политике, несмотря на конфликт.
На "Кавказском узле" размещен полный текст Соглашения с приложениями к нему (картой и геодезическим описанием). Анализ новой линии чечено-ингушской границы картографами приведен в размещенной на "Кавказском узле" справке "Неравноценный обмен Ингушетии с Чечней: анализ картографов". "Кавказский узел" также ведет регулярно обновляемую хронику "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней". Новости, касающиеся границы между Чечней и Ингушетией, публикуются на специальной тематической странице "Как Кадыров Чечню укрупняет".