НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Ингушский общественный деятель, старейшина, член Ингушского Комитета Национального Единства, 13 апреля 2019 года арестован. 15 декабря 2021 года приговорен к 9 годам колонии общего режима по "экстремистским" статьям. Лауреат премии МХГ.
26 марта митинг в столице Ингушетии против новой редакции закона о референдуме вылился в акцию протеста с требованием отставки главы республики Юнус-Бека Евкурова. Митинг был согласован лишь на один день, но часть протестующих осталась на площади до утра. 27 марта между протестующими и силовиками произошли столкновения.
На заседании 22 марта 2023 года Ахмед Барахоев резко высказался в адрес суда."Вы позор России, закутались в мантию и нарушаете закон. Это не суд", - заявил он. Судья счел эти слова оскорбительными и удалил Барахоева с процесса до конца прений по делу ингушских активистов.
12 мая 2023 года адвокат Басир Оздоев зачитал в Ставрапольском суде апелляционные жалобы коллег на приговор Ахмеду Барахоеву. В жалобе адвоката указано, что в деле нет сведений о планировании, подготовке и организации преступлений экстремистского характера. Защитники заявили, что следствие и суд не доказали наличие в действиях Барахоева и других осужденных по "ингушскому делу" признаков экстремистской деятельности, и призвали апелляционную инстанцию вынести оправдательный приговор.
Ахмед Барахоев в своем последнем слове назвал суд над лидерами ингушского протеста "заказным, политическим". "И вот, объявили срок, девять лет. А мне под 70. Сказали, что два года после этих девяти лет - на особом положении. Ну хорошо, приятно быть на особом положении", - сыронизировал Барахоев. "Но этого мало. Еще девять лет я не имею право в общественных местах выступать, говорить. В жизни моей ничего не осталось. Что у меня осталось - это сегодняшнее последнее слово", - сказал старейшина.
Ложь - это большой грех, подчеркнул он. "Но все, что я слышал здесь, в течение этого года, это была ложь", - добавил Барахоев. Он напомнил, что в 2017-2018 годах перенес несколько операций, и ему было "ни до чего". "Никого из этих людей (подсудимых), кроме своего родственника (Бараха Чемурзиева) я в мае 2018 года (когда, по мнению следствия, было создано экстремистское сообщество) не знал и не встречался с ними", - подчеркнул Барахоев. У дела - "политическая подоплека", оно носит заказной характер, а то, что прокуроры нарушают закон, это даже не их вина, ведь дело не в них, а в системе и в том, что закон нарушается наверху, - отметил он.
15 декабря 2021 года судья Кисловодского городского суда Ставропольского края Янис Куцуров приговорил семерых лидеров ингушского гражданского протеста к длительным срокам лишения свободы. По ч. 3 ст. 33, ч. 2 ст. 318 УК РФ («Организация насилия, опасного для жизни или здоровья представителей власти в связи с исполнением ими должностных обязанностей», до 10 лет лишения свободы), ч. 1 ст. 282.1 УК РФ («Создание экстремистского сообщества», до 10 лет ), ч. 3 ст. 239 УК РФ («Участие в некоммерческой организации, деятельность которой сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний», до 2 лет) Ахмед Барахоев получил 9 лет колонии общего режима, плюс ограничение свободы после выхода из колонии 1,5 года, а также запрет занимать общественные должности 5 лет. Срок, который Барахоев провел в СИЗО, будет засчитан день за полтора 1. Защитники намерены обжаловать приговор.
12 мая 2021 года Ахмеду Барахоеву была присуждена премия Московской Хельсинкской группы (МХГ). Он стал лауреатом в номинации «За мужество, проявленное в защите прав человека» 2.
Премия Московской Хельсинкской группы в области защиты прав человека - это ежегодные премии, вручаемые с 2009 года в 11 номинациях для поощрения инициативы граждан в области защиты прав человека и развития правозащитного движения в России. Премия носит персональный характер и присуждается одному соискателю премии не более одного раза. Организатор — старейшая в России правозащитная организация Московская Хельсинкская группа. Начиная с 2016 года церемония награждения приурочена к 12 мая – дате создания Общественной группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР 3.
Дело семи лидеров протеста в Ингушетии о создании экстремистского сообщества рассматривается судом на Ставрополье с ноября 2020 года. Адвокат Джабраил Куриев отметил, что за все годы своей работы он впервые встречается с уголовным делом, когда на суде все свидетели не только защиты, но и обвинения дают показания только в пользу обвиняемых, не говоря уж о показаниях свидетелей защиты.
«С первых дней, как начались судебные заседания, было понятно: у суда не было желания разобраться с этим явно сфабрикованным уголовным делом по справедливости. Если бы это уголовное дело разбиралось по закону, то все обвиняемые давно были уже дома или вообще не были задержаны», - резюмировал Куриев.
После завершения предварительного следствия в сентябре 2020 года Верховный суд России предписал рассматривать в Ставропольском крае дело семи лидеров протестов, которых, в отличие от рядовых участников митинга, обвиняют в создании экстремистского сообщества. Защита выступала против изменения подсудности дела. 19 ноября суд на полгода продлил срок содержания под стражей ингушским активистам Ахмеду Барахоеву, Мусе Мальсагову, Багаудину Хаутиеву, Бараху Чемурзиеву, Малсагу Ужахову, Исмаилу Нальгиеву и Зарифе Саутиевой. Первое судебное заседание по делу в отношении активистов состоялось 24 ноября в Кисловодском горсуде. Судья согласился на открытый процесс по делу, за исключением лишь некоторых заседаний.
Ахмед Барахоев обвиняется по нескольким статьям УК РФ: «Организация насилия, опасного для жизни или здоровья представителей власти в связи с исполнением ими должностных обязанностей» (до 10 лет лишения свободы), «Создание экстремистского сообщества» (до 10 лет лишения свободы), «Участие в некоммерческой организации, деятельность которой сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний» (до 2 лет лишения свободы) 4.
Организаторы и лидеры митинга в столице Ингушетии, в том числе и Ахмед Барахоев, неоднократно призывали сторонников протеста соблюдать порядок и придерживаться закона. Однако именно они были задержаны и арестованы. Барахоев получил 10 суток административного ареста и был отправлен в СИЗО Нальчика. Барахоева признали виновным в организации публичного мероприятия без подачи уведомления (часть 2 статьи 20.2 КоАП).
Из суда Ахмед-Хаджи записал видеообращение к жителям Ингушетии с просьбой не устраивать беспорядков и следовать закону. «Ничего страшного не произошло, — сказал старейшина. — Если на то будет воля Аллаха, мы вернемся, а Юнус-Бек [Евкуров] уйдет». Из спецприемника он повторил свою просьбу.
Находясь под административным арестом с 4 по 13 апреля Барахоев провел голодовку, протестуя «против силового произвола властей Ингушетии, неправомерных действий правоохранительных структур Ингушетии в отношении ингушских активистов». Случай уникальный для Ингушетии, поскольку голодовка направлена на соблюдение не своих прав, а прав других людей.
9 апреля Барахоева допросили в качестве свидетеля по уголовному делу, возбужденному в связи с событиями 27 марта. Следователи задавали вопросы о столкновении протестующих с силовиками, выясняя подробности случившегося. 13 апреля завершился срок его административного ареста в Нальчике, после чего он был снова арестован на 2 месяца, уже по уголовному делу о призывах к массовым беспорядкам и насилии по отношению к представителю власти.
19 апреля, когда Барахоеву исполнилось 65 лет, активисты вывесили на Каменном мосту в Москве баннеры с поздравлением и призывом к отставке главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова.
26 апреля адвокат Барахоева Фатима Урусова и его сын Илез Барахоев, приехав к подзащитному в СИЗО Нальчика, выяснили, что его этапировали во Владикавказ для проведения следственных мероприятий.
Джамбулат Оздоев, уполномоченный по правам человека в Ингушетии, уточнил, что «причина перевода Барахоева в Владикавказ - передача дела в окружные органы ФСБ России, у которых единственное СИЗО в СКФО есть только в Северной Осетии».
В начале мая по просьбе Оздоева с Барахоевым встретился уполномоченный по правам человека в Северной Осетии Эльбрус Валиев. По его словам, «Барахоев жалоб на условия содержания не высказал, передачи от родственников получает, доступ адвоката имеется. Держит обязательный пост в месяц Рамадан, условия для молитвы соблюдены».
С самого начала осенних протестных акций против соглашения о границе между Чечней и Ингушетией Ахмед Барахоев был в самой гуще событий. Избранный в оргкомитет митинга, он добивался легализации протеста, входил в делегацию на встречах с полпредом президента Александром Матовниковым,
В одном из выступлений, в качестве иллюстрации единения ингушского народа, Барахоев рассказал, как извинился перед салафитами, и заявил, что больше не считает их своими врагами 5.
Результатом протеста Барахоев назвал консолидацию ингушского общества.
24 октября 2018 года силовики выпроводили Барахоева со схода жителей Малгобека. На сходе в Кантышево ему мешали выступать, выключали микрофон.
"Кавказский узел" ведет обновляемую хронику "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней". Акции протеста в республике начались из-за демаркации границы между Ингушетией и Чечней. Материалы, касающиеся территориальных споров Чечни с соседями, публикуются "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Как Кадыров Чечню укрупняет".
Бывший глава МВД Ингушетии Ахмед Погоров в ходе протестных акций в Магасе в резкой форме посоветовал Рамзану Кадырову не вмешиваться в ингушские дела и не критиковать тех, кто выступает за отмену соглашения о границе Ингушетии и Чечни 6. Чеченский лидер, в свою очередь, публично пообещал «спросить» с Погорова. А представитель оргкомитета митинга Ахмед Барахоев высказался в поддержку Погорова и предложил Кадырову приехать и лично высказать претензии к Погорову и его соратникам.
"Ахмед Погоров - сын своего народа, он истинный ингуш, у него есть родители, тейп, он мужчина. Из Чеченской Республики никто не может ничего предъявить Ахмеду Погорову. Кто там в телевизоре что-то говорит, приезжайте сюда и здесь скажите! Но никто не едет же. Если хочешь сказать что-то, приезжай сюда и говори", - заявил Барахоев.
26 октября Рамзан Кадыров приехал к Ахмеду Погорову. По окончании разговора Кадыров и Погоров признали, что взаимно простили друг другу резкие слова, и призвали беречь «мир и братство между чеченцами и ингушами». А затем совершили совместный намаз.
Позже чеченская делегация вышла во двор, где Кадыров, сказав несколько слов собравшимся, обнялся с Барахоевым и уехал.
В справке «Спорный такбир: почему ингуши проводили Кадырова криками "Аллаху акбар!"» "Кавказский узел" рассказал как происходило "примирение сторон".
По словам Ахмеда Барахоева, он раскритиковал Кадырова еще на первой встрече с полпредом президента в СКФО Александром Матовниковым, где присутствовал спикер парламента Чечни Магомед Даудов. "Я твоему Даудову сказал на встрече с Матовниковым, что твоя манера кулаком стучать по столу тут не пройдет", - отметил активист, обращаясь к Кадырову.
Глава чеченского парламента Магомед Даудов – его еще называют Лорд – приехал в ночь на среду, 25 октября в дом Ахмеда Барахоева в селение Новый Редант. Ингушские активисты, узнав о приезде кадыровцев, призвали местных жителей собраться у дома Барахоева. По словам Ахмеда-Хаджи, собралась вся ингушская молодежь.
Лорд передал Ахмеду Барахоеву вызов в шариатский суд: «Я от имени Рамзана приехал». «Даудов сказал: "Если ты его оскорбил, он обиделся, приглашает тебя в шариатский суд". На что я сказал, что я согласен, я приду», - рассказал Барахоев 7.
Барахоев обратился к своему имаму, который "сказал, что нет проблем никаких, они приезжают, и если он истец, он должен подать заявление, а я как ответчик приду и отвечу на их вопросы. Как решит шариатский суд, так и будет". Суд так и не состоялся в связи с примирением Кадырова и Барахоева.
Ахмед-Хаджи Барахоев родился 19 апреля 1954 года в ссылке, в городе Щучинске Кокчетавской области Казахстанской ССР. Через три года, как и другим ингушам, его семье разрешили вернуться на родину.
Отец Ахмеда-Хаджи, Барахоев Осман Саадулеевич (Осман молла) – ученый-теолог, был арестован и осужден на 8 лет уже в ссылке. Реабилитирован посмертно в 1966 году.
Семья Барахоевых была из знаменитого села Ангушт в Пригородном районе – теперь, по их возвращении, уже входящего в Северную Осетию, поэтому они поселились в селе Новый Редант.
В 1973 году, будучи студентом горно-металлургического института во Владикавказе, принял участие в январских выступлениях ингушей в Грозном (в то время столице Чечено-Ингушской АССР) с требованием вернуть Пригородный район ингушам. После этого, во избежание репрессий, переводится в Алматинский политехнический институт.
В середине 80-х Барахоев возвращается в Ингушетию, став одним из первых ингушских кооператоров. В 1989 году назначается одним из помощников депутата Верховного Совета СССР Мусы Дарсигова.
Съезд ингушского народа 17 января 1993 года делегирует Барахоева в Москву к Руслану Аушеву. Он должен был уговорить Аушева баллотироваться на пост президента Республики Ингушетия. Аушев согласился. Несмотря на уговоры Сергея Шахрая, министра по делам национальностей, Ахмед-Хаджи Барахоев отказался обсуждать другие кандидатуры.
Член Ингушского Комитета Национального Единства 8.
Ахмед Барахоев – суфий.
Суфизм, для которого характерны проповедь нестяжательства, смирения и терпения, на Северном Кавказе распространяется с XII века. Заведующий сектором Кавказа в Институте востоковедения РАН Владимир Бобровников отмечает, что в Ингушетии сильно влияние суфийского братства Кадирийя, восходящие к шейху Кунта-хаджи Кишиеву, нередко называющимся "чеченским Ганди", поскольку он выступал за непротивление злу насилием и пассивное сопротивление.
Особенностью суфизма на Северном Кавказе, что у таких шейхов как Кунта-хаджи, который по мнению его адептов не умер, а исчез (говорить, что Кунта-хаджи умер, может восприниматься как оскорбление) обращает внимание Бобровников.
Прямые адепты Кунта-хаджи, к которым принадлежит семья Барахоевых, считают, что продолжают учение непосредственно от него, а не от его учеников, полагает старший научный сотрудник отдела этнографии Кавказа музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Макка Албогачиева. Отец Ахмеда Барахоева считается авлия (в переводе с арабского - покровитель, святой). Он пользовался большим авторитетом, в том числе религиозным. А на Кавказе важен авторитет семьи, который идет от отца, от деда.
При этом называть Ахмеда Барахоева суфийским старейшиной Албогачиева считает неправильным, так как он - не богослов, не может давать вирды 9, являясь известным, но не выделяемым чем-то особенным адептом тариката Кунта-хаджи.
На «Кавказском узле» опубликованы биографии Юнус-Бека Евкурова, Рамзана Кадырова, Магомеда Даудова, Хавы Хазбиевой и Александра Матовникова.
* Организация внесена Минюстом России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента
** Организация, признанная Минюстом России исполняющей функции СМИ-иностранного агента
"Если затронули эту тему, то расскажите ка нам и о том как ингуши сдавали чеченским беженцам свои сараи по 100$ в то время как кавказские регионы это Дагестан, Кабарда и Осетия размещали чеченских беженцев в своих санаториях и общежитиях. Как же так получилось что ваше ингушское "гостеприимство" оказалось хуже вражеского отношения??"
Если это правда, то почему ты ущербный жил у Ингушей в сарае, а не в санатории в других республиках? Что не пустили тебя к себе твои братья осетины и другие.
Тебе цена две копейки. Так нормальные Чеченцы оценивают, таких как ты.
21 век и нравы кавказцев вступают в противоречие.
Жестокое и непримиримое.
Не берусь нравственно определять, что лучше, что хуже, но прогресс неумолим и безжалостен!
Барахоева, авторитетный человек, а ты по сравнению с ним [...]
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Оскорбления запрещены Правилами.]