21:35 / 19.04.2019Даудов призвал Аушева в свидетели территориальных уступок Чечни

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Спикер чеченского парламента Магомед Даудов выступил с критикой ингушской оппозиции и призвал бывшего главу Ингушетии Руслана Аушева рассказать о разграничении территорий. Заявление Даудова стало первым громким выступлением чеченских властей с начала новой волны протестов в Ингушетии.

Как писал "Кавказский узел", подписание 26 сентября 2018 года Рамзаном Кадыровым и Юнус-Беком Евкуровым соглашения о закреплении границ Чечни и Ингушетии вызвало массовые акции протеста в Ингушетии осенью 2018 года. В декабре Конституционный суд России признал соглашение о границе Ингушетии и Чечни соответствующим Конституции. Протесты противников границы с Чечней в Ингушетии продолжились в марте 2019 года.

Подписанное 26 сентября 2018 года соглашение о границе между Ингушетией и Чечней не разрешило, а лишь подогрело давний спор о границе двух республик. Руководство Чечни считает, что этой границы после распада Чечено-Ингушской АССР вовсе не существовало, а спорные земли всегда относились к территории Чечни. При этом чеченская сторона апеллирует к границам 1934 года и договору о разграничении территории, подписанному Русланом Аушевым и Джохаром Дудаевым в 1993 году, говорится в справке "Кавказского узла" "Спор о чечено-ингушской границе: аргументы сторон".

Председатель парламента Чечни Магомед Даудов объявил спорные территории на границе с Ингушетией чеченскими землями и подверг критике ингушских активистов, требующих отмены соглашения о границе. Это заявление Даудов сделал 16 апреля во время торжественного мероприятия, посвященного 10-й годовщине отмены в Чечне режима контртеррористической операции. Речь спикера парламента была показана в эфире ЧГТРК "Грозный" после ночных новостей, сообщает корреспондент "Кавказского узла".

Сюжет с выступлением Даудова, размещенный 17 апреля на YouTube-канале информационного агентства "Чечня Сегодня", набрал к 20.45 мск 19 апреля более 110 тысяч просмотров. "Некоторые в Instagram говорят – Дудаев никакую землю не отдал. Отдал! Получается [ведь], что Дудаев отдал, если дудаевская власть отдала, если Дудаев сам переговоры вел? <...> Это наша земля. В 1936 году, когда Чечню и Ингушетию объединяли, делали Чечено-Ингушетию, эта земля была нашей. И ее отдал Дудаев", - сказал чиновник на чеченском языке (здесь и далее перевод корреспондента "Кавказского узла").

Также он призвал бывшего президента Ингушетии Руслана Аушева дать разъяснения по поводу заключенного с Джохаром Дудаевым договора о границе. "Аушеву бы я сказал: зная правду, хотя бы раз, на телевидении или где-то расскажи о достигнутом вами согласии, что это чеченская территория, что Дудаев [ее] отдал", - сказал Даудов.

Спикер парламента напомнил, что указание определить границы между регионами касается не только Чечни и Ингушетии, но и других субъектов Федерации.

В Единый госреестр недвижимости внесены сведения лишь о двух из 27 границ между регионами СКФО - границе Карачаево-Черкесии с Краснодарским краем и границе Чечни с Северной Осетией, сообщил 28 января Росреестр. Ведомство напомнило, что власти всех регионов должны утвердить границы до 2021 года.

"За последние 3-4 месяца в адрес чеченцев мы слышали безобразные вещи, проклятия мы слышали", - посетовал Магомед Даудов. Он подчеркнул, что власти Чечни предостерегают чеченцев от критических выпадов в адрес ингушей. "У нас ведь тоже есть общественники, политологи, ученые... Рамзан Ахматович [им] говорил: "Со своей стороны ничего не говорите. По линии властей мы будем работать с их властью, но о народе [ингушском] ничего не говорите". Ради достижения согласия это делается. Но с той стороны мы слышим: «Мы свою землю не оставим!», «Вы у нас землю отобрали!». Не забрали! Я вам говорю", - заявил Даудов.

Осенью 2018 года во время визита Рамзана Кадырова в Ингушетию старейшины заверили, что ничто не мешает разобраться в вопросе о землях в соответствии с Кораном и шариатом, заявил Даудов.

В октябре 2018 года глава Чечни выразил недовольство высказываниями в свой адрес, сделанными на митинге бывшим главой МВД Ингушетии Ахметом Погоровым, и пообещал "спросить" с него. 26 октября он приехал к Погорову в Карабулак, в связи с чем обеспокоенные местные жители массово съехались к дому Погорова. Кадыров и его спутники извинились перед ингушами, сообщил после встречи с главой Чечни Погоров. О примирении с Кадыровым рассказал и ингушский старейшина Ахмед Барахоев.

Чеченские активисты и политологи поддержали обращение Даудова

Обращение Магомеда Даудова к Руслану Аушеву сделано своевременно, считает чеченский политолог, попросивший не указывать его имя. "Дело в том, что, насколько я помню, в свое время от источников, близких к Дудаеву, было очень много разговоров о том, что ингушам дали Сунженский и Малгобекский районы только для того, чтобы они смогли объявить республику. Потому что было бы смешно объявить республику на основе только Назрановского района. Поэтому Даудов просит Аушева подтвердить это. Я не думаю, что Аушев на это откликнется, он, скорее всего, просто промолчит", - пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".

По его мнению, отсутствие активной реакции чеченской власти во время второй волны митингов в Ингушетии связано с тем, что вопрос уже окончательно решен. "Сейчас акции не такие массовые, как во время первой волны протестов. Кроме того, тогда протесты не подавлялись такой силой, как это делается сейчас. Поэтому надо было остро реагировать чеченским властям, для которых такое сопротивление было чем-то новым. А на сегодняшний день реакция слабая, потому что чеченские власти уверены в том, что ингушские протесты ни к чему не приведут", - отметил он.

Политолог также добавил, что во время первой волны протестов в Ингушетии у чеченских властей были опасения, что акции могут изменить отношение федерального центра к этому вопросу. Сейчас подобных опасений уже нет.

26 марта митинг против закона о референдуме, который, по мнению оппозиции, было решено изменить в связи с соглашением о границе с Чечней, вылился в несанкционированную акцию с требованием отставки главы Ингушетии. Утром 27 марта попытка разогнать протестующих привела к столкновениям. По данным Следкома, 10 силовиков получили травмы. 2 апреля начались массовые задержания активистов. За первые девять дней были задержаны 40 человек, о последующих задержаниях можно прочитать в обновляемой хронике "Кавказского узла" "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней".

"Вынужден признать, что в этом вопросе Даудов прав. И мы, и ингуши, хорошо знаем, кому принадлежали и должны принадлежать Малгобекский и Сунженский районы. Тем не менее мы же не поводим митинги, не подвергаем проклятиям целый народ, не говорим, что у нас землю отобрали. Стыдно должно быть тем, кто сеет между вайнахами рознь", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" представитель чеченской неправительственной организации Имран.

Глава Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев также назвал правильным обращение Даудова к Аушеву. "Я считаю, что Даудов правильно делает, когда вспоминает договор, заключенный Дудаевым и Аушевым. Это правильный шаг. Он просто напоминает о том, что было в недавнем прошлом", - пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".

Кутаев связал отсутствие активной реакции чеченских властей на вторую волну протестов в Ингушетии с изменившимся содержанием требований протестующих. "Во время первой волны были требования об отмене соглашения о границах. Тогда тоже звучали призывы смены власти, но во время второй волны [протестов] основным требованием стала отставка Евкурова. Поэтому реакция была слабой. Я считаю, что чеченские власти поступили политкорректно, не став вмешиваться в политические споры в Ингушетии. Это ингушскому народу решать, кто будет главой республики, им решать, как отстаивать свои интересы", - отметил он.

Ещё в 1992 году, тогдашние президенты двух республик Джохар Дудаев и Руслан Аушев определили границы республик по реке Фортанге, отметил представитель Ассамблеи народов Кавказа в международных организациях Европы Насир Булуев. "Мы не забирали эту землю. Мы ее просто вернули обратно. А это не одно и то же", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Булуев.

По его мнению, отсутствие реакции чеченских властей на митинг в Ингушетии объясняется их уверенностью в провокационном характере митинга. "Я думаю, Рамзан Кадыров прекрасно понимал, что митинг провокационный, задача которого - создание конфликта на Северном Кавказе. По этой причине он просто наблюдал всё со стороны, держа ситуацию под контролем", - отметил он.

"Руслан Аушев имел ряд встреч с Джохаром Дудаевым, который пошёл навстречу своему коллеге и фактически уступил Ингушетии два чеченских района. По прошествии четверти века бывший президент Ингушетии посещает митинг в Магасе, и при этом ни словом не обмолвился [о договоре]. Вполне резонно, что в ответ на такой шаг из Чечни прозвучало напоминание в адрес Аушева", - отметила чеченская правозащитница Асет Мальсагова.

Ситуация нагнетается искусственно, уверена она. "Некие силы используют как удачный предлог приграничный вопрос, чтобы сместить Юнус-Бека Евкурова, и это очевидно. Что же касается главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова и его ближайших соратников, то они действительно пытались на индивидуальном уровне проявить народную дипломатию, так как чеченцы и ингуши являются родственными этносами и носителями общего менталитета. Поездки в Ингушетию Кадырова и Даудова носили сугубо дипломатический характер в рамках традиции кавказского маслаата (третейского суда), с целью не позволить ситуации выйти из-под контроля", - пояснила она.

По ее мнению, с волной второго митингов "чеченские власти просто не захотели ни во что вмешиваться", так как "не были услышаны".

В вопросе территориального спора между Чечней и Ингушетией "Кавказский узел" стремится максимально представить позицию как чеченской, так и ингушской сторон. События и, соответственно, новостная повестка вокруг конфликтной темы формируется во многом за счет активности ингушских активистов. Это может создавать ощущение дисбаланса в освещении позиций. "Кавказский узел" неоднократно публиковал мнение не только обычных жителей Чечни, но и чеченских историков. В материалах "Кавказского узла" представлены также аргументы орстхойцев, чеченской диаспоры, и аккинцев, проживающих в Дагестане, где остаются нерешенными территориальные вопросы, в частности, статус Ауховского района. Также на "Кавказском узле" опубликована справка "Спор о чечено-ингушской границе: аргументы сторон".

"Кавказский узел" ведет обновляемую хронику "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней". Новости о территориальных спорах Чечни с соседними регионами "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Как Кадыров Чечню укрупняет".

Автор: