Многие подробности событий 7 ноября 2007 года, когда в столице Грузии Тбилиси был разогнан митинг оппозиции, остались за кадрами информагентств, которые делали репортажи с места событий, ввиду того, что в Грузии в настоящее время ограничено вещание независимых и оппозиционных СМИ.
В видеоматериале "7 ноября. Тбилиси. Послесловие", снятом "Кавказским узлом" 10 ноября в Тбилиси, и размещенном на сайте YouTube, приводятся свидетельства непосредственных участников митинга оппозиции.
Первая часть видеоматериала рассказывает о предыстории обострения кризиса в Тбилиси. Корреспондент "Кавказского узла" Эдита Бадасян, непосредственный свидетель митинга оппозиции 2 ноября, говорит о том, что перед зданием Парламента Грузии в этот день собралось около 300 тысяч человек.
По ее словам, "на митинг пришла и активная трудоустроенная часть населения, которая протестует против политического курса властей. Грузинские певцы и культурные деятели исполнили национальную песню "Где еще есть подобная прекрасная страна?".
"На митинге раздавались различные лозунги. Митингующие скандировали "Саакашвили, уходи в отставку!". Похожий лозунг, но в отношении экс-президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, звучал и в период "революции роз"", - рассказывает корреспондент "Кавказского узла" Эдита Бадасян.
Вторая часть видеоматериала начинается со слов президента Грузии Михаила Саакашвили, который выступает 8 ноября по телевидению Грузии, и говорит о том, что произошедшее накануне не было спланировано властями. "То, что случилось вчера, произошло не по нашей воле, - говорит президент Грузии. — Это было единственно возможным адекватным ответом... на заговор против Грузии и грузинской демократии".
О произошедшем 7 ноября перед зданием Парламента в Тбилиси рассказывают член национального комитета Республиканской партии Грузии политолог Ивлиан Хаиндрава, глава НПО "Центр Стратегических исследований Кавказа" Мамука Арешидзе и один из лидеров Республиканской партии Леван Бердзенишвили.
"Люди, которые собирались на митинг, на 30-40% состояли из тех, кто в 2003 году собирались на его (Саакашвили - прим. "Кавказского узла") митингах", - рассказывает Арешидзе.
В материале приводятся кадры документальной хроники, на которой видно, как полиция в желтых накидках оттесняет митингующих с площади, хватает и заталкивает в машины. Далее идет сюжет о газовой атаке. Видно, что журналисты какой-то телекомпании пытаются делать съемки, но газ мешает им смотреть, они натягивают на лица шарфы. Вокруг них мечутся люди, также закрывающие глаза и нос руками, шарфами, носовыми платками.
"Атаковали в первую очередь голодающих, били и ногами, атаковали журналистов, которые все это снимали, камеры били, сильно повредили. Одна группа украла все это оборудование, громкоговорители", - говорит Леван Бердзенишвили о событиях утра 7 ноября.
На кадрах документальной хроники также видно, как по улице идут полицейские в желтых накидках и спецназовцы в черном обмундировании с закрытыми масками лицами.
По словам Арешидзе, нападавших на митингующих было около 500 человек. "У всех у них были желтые плащи. Под плащами можно было обнаружить все, что угодно: джинсы, спортивные куртки, штатскую одежду, одежду хулиганствующих молодых ребят. Очень многие из них на самом деле были не полицейскими", - утверждает Арешидзе.
Как утверждает Мамука Арешидзе, оппозиция не планировала перекрывать проспект Руставели утром, но силами полиции были спровоцированы заторы в движении по улице и первые столкновения с полицейскими.
"Оппозиция старалась не допустить утром перекрытия улицы, именно из-за того, что народу было мало. Они собирались перекрыть улицу, но с двух часов", - отмечает Арешидзе.
"Есть сомнения по поводу того, что когда на полицейских навалились митингующие, желая занять проспект Руставели, среди них были не только митингующие, т.е. это было спровоцировано. Среди них были переодетые полицейские. Они шли умышленно на то, чтобы спровоцировать столкновение полиции с митингующими", - говорит глава НПО "Центр Стратегических исследований Кавказа".
"Придя туда в 11 часов и объявив, что акция назначена на 2, уйти уже было нельзя, потому что с одной стороны собирается народ, и полицейских становится тоже больше. Постепенно сотни превратились в тысячи. Народу стало много, он не уместился на тротуаре, и тут произошли первые стычки, потому что естественным образом стало блокироваться движение по проспекту", - рассказывает о начале событий 7 ноября Ивлиан Хаиндрава.
В третьей части видеоматериала Ивлиан Хаиндрава, Мамука Арешидзе и Леван Бердзенишвили продолжают рассказывать о подробностях разгона митинга оппозиции.
Кадры документальной хроники показывают, что полицейские стоят в полном обмундировании — в касках, с щитами, - и одевают противогазы.
Затем люди в желтых накидках оттесняют людей, водометная машина направляет струю воды в митингующих. Протестующие что-то кричат в сторону полиции, но струя воды сбивает их с ног, они начинают убегать. В сторону манифестантов летят шашки со слезоточивым газом.
"Сначала пустили водомет, потом газ, а потом пустили в ход дубинки. Уже после газа стало достаточно мерзко. Оставаться там было невозможно. Поэтому народ разбежался, но начал собираться вновь во все возрастающем количестве", - говорит Ивлиан Хаиндрава, утверждая, что "волны" разгона и прибытия новых митингующих повторялись неоднократно.
"Экстренно собрался совет объединенной оппозиции и принял решение увести народ с проспекта Руставели на площадь Рике, где нет правительственных зданий, не блокируется движение. Многие в народе были очень недовольны решением", - повествует Хаиндрава о развитии событий.
По словам Мамуки Арешидзе, на открытой площади разгонять народ не было смысла. "Ввели спецназ, который обучен действовать в уличных условиях, когда дома прикрывают фланги. Тут же народ, который был разогнан и обижен, напал на них сбоку. Несколько спецназовцев очень серьезно пострадали", - сказал Арешидзе.
Между тем, по словам Саакашвили, события 7 ноября — "это не локальные беспорядки". "Разыгранный сценарий готовился в течение многих месяцев и лет... - при участии иностранных элементов — и у нас есть тому доказательства", - говорит президент Грузии.
Здесь же по этому поводу приводятся слова Левана Бердзенишвили, телефонную запись разговора которого с неким Соколовым обнародовало МВД Грузии, обвинив вместе с другими оппозиционерами в сотрудничестве с российскими спецслужбами.
"Власти утверждают, что мы призывали народ к свержению. Якобы мы забрали бы этот народ - 60 или, может быть, больше тысяч человек и направились бы за 10 км от этого места к каким-то государственным зданиям, от которых мы увели народ. Это совершенно ложные разговоры. Но они уже решили, что могут объявлять переворот", - говорит Леван Бердзенишвили.
В четвертой части видеоматериала один из лидеров "Консервативной партии" Каха Кукава рассказывает о том, что в Грузии прекращено вещание телеканала "Имеди".
Каха Кукава присутствовал в здании телеканала и собирался выступить в эфире, когда спецназ ворвался в студию, прекратив вещание.
На кадрах документальной хроники показывается момент штурма здания телеканала поздно вечером. Полиция и спецназ открывают ворота здания и входят во двор. На следующих кадрах видно, как полицейские хватают и бросают людей на землю, а потом начинают избивать их ногами и дубинками — по несколько человек на одного.
"Мы были в Кабинете у Георгия Таргамадзе. По телефону нам передали информацию, что пришел спецназ. Более 200 представителей, а потом еще несколько сотен полицейских. Через две минуты в здание ворвался спецназ. Нас поставили к стене, направили на нас автоматы, отобрали телефоны, чтобы не могли позвонить и снять на камеры. Мы уже думали, что нас расстреляют, так обращались. Простояли так минут двадцать", - рассказывает Каха Кукава.
"Многие журналисты впали в панику. Некоторые из них по сей день не в форме", - говорит Леван Бердзенишвили.
"Это их манера - насаждение страха. Когда человека арестовывают, обязательно вокруг этого должна быть шумиха, ажиотаж. Бей своих, чтобы чужие боялись. Страх есть в обществе, но и сильное озлобление тоже есть", - комментирует действия силовиков Грузии Мамука Арешидзе.
Между тем, в столице Грузии прекращено вещание ещё одного оппозиционного телеканала - "Кавкасия". Напомним, что свою работу телекомпания "Кавкасия" возобновляет 16 ноября.
Телекомпания "Имеди" же лишается лицензии, а здание телекомпании опечатывается. 15 ноября Тбилисский горсуд назвал телекомпанию "Имеди" "главным оружием" организации акций протеста оппозиции, которые "постепенно вышли из-под контроля и возникла явная и реальная опасность насильственного свержения власти". 16 ноября адвокат телеканала подает в Генпрокуратуру Грузии ответный иск на действия властей против телеканала.
В части пятой видеоматериала Мамука Арешидзе рассказывает о том, что при разгоне митинга погибли три человека. Напомним, что "Кавказский узел" писал об одном таком случае.
"На одного наехала полицейская машина, двое потом от побоев скончались в больнице. Четвертый умирает в республиканской больнице, у него перебит хребет. Но прямых доказательств того, что гибель произошла в результате разгона митинга, нет", - утверждает Мамука Арешидзе.
О том, что от черепно-мозговой травмы скончался мужчина, пострадавший во время разгона митинга объединенной оппозиции в Тбилиси 7 ноября, корреспонденту "Кавказского узла" сообщил врач скорой помощи, который отвез пострадавшего в эту больницу в тот день с площади Рике.
"Могу сказать, что в тот день скорая помощь была мобилизована. Наша бригада перевезла 14 человек в различные больницы. 12 из них отравились вследствие газовой атаки, их перевезли в Михайловскую больницу, один — с переломом ноги - был помещен в больницу №5, один — в восьмую больницу с черепно-мозговой травмой, он был жестоко избит и через несколько дней умер. До сих пор из больницы мне такая информация не поступала, об этом случае никто не говорит, я узнал о том, что он умер, через свои каналы", - сказал врач скорой помощи.
Напомним, что после разгона митинга в Тбилиси было объявлено чрезвычайное положение. Кадры документальной хроники показывают Михаила Саакашвили, который говорит о том, что досрочные выборы в Грузии состоятся в начале следующего года. "Я принял решение и предложил... провести президентские выборы в Грузии 5 января 2008 года", - говорит Саакашвили.
По словам Арешидзе в последнее время рейтинг Саакашвили чрезвычайно упал и восстановить его за месяц очень сложно.
"Саакашвили очень серьезно подставился. Вся работа, которую проводили по PR, пошла насмарку. У них (команды президента Грузии - прим. "Кавказского узла") были большие результаты, нельзя этого отрицать, но они перечеркнули все. И не только 7 ноября. Своей глупой бескомпромиссной позицией", - отмечает Арешидзе.
Позже сообщается, что ЧП введено на 15 дней по всей территории Грузии. Напомним, что 16 ноября чрезвычайное положение отменяется.
В шестой, заключительной, части видеоматериала приводится мнение местного жителя Тбилиси (он находится за рулем автомобиля), который не ходил на митинг и в принципе не имеет ничего против Саакашвили.
"Ранее у меня не было воды, света. Транспорта нормального не было, дорог не было. Когда он пришел, построил дороги, воду, свет дал. За 10 лет проблему не могли решить, а он решил за год или полтора", - делится своим мнением местный житель.
Отметим еще раз, что указанный видеоматериал создавался с той целью, чтобы в отсутствие независимого телевещания в Грузии у жителей страны была возможность услышать мнение оппозиционных властям Грузии сил.
На вопросы главного редактора "Кавказского узла" Григория Шведова отвечали член национального комитета Республиканской партии Грузии политолог Ивлиан Хаиндрава, глава НПО "Центр Стратегических исследований Кавказа" Мамука Арешидзе, один из лидеров Республиканской партии Леван Бердзенишвили и один из руководителей "Консервативной партии" Грузии Каха Кукава.
Видеоматериал "7 ноября. Тбилиси. Послесловие" подготовил для "Кавказского узла" Аркадий Гриднев.