ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Чечне после отмены режима контртеррористической операции (КТО) виден всплеск насилия, вызывающий жесткую реакцию властей. Чтобы победить боевиков, Рамзан Кадыров пытается отрезать их от социальной базы - от поддержки со стороны той части населения, которая еще помогает участникам вооруженного подполья, отмечает сотрудница Правозащитного центра "Мемориал" Екатерина Сокирянская.
"После отмены режима контртеррористической операции в Чечне вся ответственность за безопасность в республике легла непосредственно на Рамзана Кадырова. И теперь он хочет показать, что отмена КТО, во-первых, была оправданной мерой, а во-вторых, что он контролирует ситуацию в республике и что от вооруженного подполья уже фактически ничего не осталось. А те отдельные разрозненные группировки, которые есть, вот-вот будут уничтожены", - считает правозищитница.
Но, несмотря на заявления Кадырова, активность боевиков этим летом заметно возросла. "Боевики заходят в отдельные населенные пункты, они проводят террористические акты, в том числе в центре Грозного, нападают на милиционеров, на военнослужащих, все это мы видим. Поэтому Рамзан Кадыров объявил такую непримиримую борьбу остаткам сопротивления", - говорит Сокирянская.
"Для того чтобы победить боевиков, он, прежде всего, пытается отрезать их от социальной базы, от поддержки населения. Часть населения, отдельные люди все еще помогают воюющим продуктами, медикаментами и без этой поддержки воевать, конечно, невозможно. Те последние задержания, которые мы наблюдаем, исчезновения, внесудебные казни последних двух месяцев, как раз коснулись тех людей, которых подозревали в пособничестве боевикам. То есть, это не сами боевики и не те, кого подозревают в участии в боевых действиях, а те, кто им приносил хлеб и лекарства", - поясняет правозащитница, работавшая в Грозном непосредственно перед тем, как там было совершено похищение с последующим убийством сотрудницы чеченского отделения "Мемориала" Натальи Эстемировой.
Ранее "Кавказский узел" неоднократно публиковал интервью и комментарии убитой 15 июля Натальи Эстемировой, которая высказывала обеспокоенность преступлениями, связанными с пытками, казнями и исчезновением людей в Чечне.
По данным Эстемировой, после отмены режима контртеррористической операции в Чечне счет похищенным жителям республики пошел на десятки. "Особенно беспокоит тот факт, что силовики в последнее время все чаще рапортуют об убитых грузинах, азербайджанцах и украинцах, но у правозащитников есть основания думать, что это и есть наши исчезнувшие жители", - говорила она.
Правозащитница была уверена, что тысячи граждан Чечни, обвиненные в пособничестве боевикам, "безвинно осуждены и брошены в тюрьмы". "Мы просто завалены жалобами по поводу фальсификации дел об участии в незаконных вооруженных формированиях: молодых ребят ловят, когда надо раскрыть какое-то трудное преступление, и по совершенно надуманным обвинениям надолго отправляют в тюрьмы", - говорила Эстемирова.
При этом сотрудница грозненского "Мемориала" обращала внимание на то, что в Чечне применяют новые способы давления на боевиков. "В Сунженском районе родственникам боевиков отказываются выдавать пенсии и детские пособия. Люди приходят, а им говорят: "Вам не велено давать", - рассказывала она. По словам Эстемировой, такая же ситуация была и в Веденском районе Чечни.
Последние сообщения Эстемировой о ситуации в Чеченской Республике (внесудебная казнь жителя села Ахкинчу-Борзой Курчалойского района, загадочная смерть задержанной в ходе спецоперации в Грозном 20-летней местной жительницы и сожжение дома ее родителей, и другие) косвенно и прямо указывали на то, что отмена КТО не принесла жителям Чечни ожидаемой стабильности, и нарушения прав человека в республике не только продолжаются, но и участились.
Рост насилия после отмены режима контртеррористической операции в Чечне подтверждает и сравнительный анализ показателей за периоды по 100 дней до и после снятия КТО, основанный на подсчетах архивных данных "Кавказского узла" и открытых источников. Эти подсчеты показывают, что вместо стабилизации ситуации в республике наблюдается стремительный рост числа терактов, убийств и похищений.
С лета 2008 года по март 2009 года Правозащитный центр «Мемориал» зафиксировал 26 случаев поджогов домов родственников боевиков. Правозащитники заявляют, что поджоги домов осуществляются для давления на родственников людей, чьи дети находятся в лесу, и исполняются "как минимум, с одобрения властей Чечни".
"По закону пособничество участникам незаконных вооруженных формирований - это не очень серьезное преступление, оно карается условным сроком до двух лет, но обычно человек получает около восьми месяцев - года, - говорит сотрудница ПЦ "Мемориал" Екатерина Сокирянская. - А здесь мы видим расстрелы, внесудебные казни. Эти действия призваны запугать население, дать людям знать, что так будет с каждым, кто осмелится помочь противостоящей Кадырову стороне. Таким образом Кадыров надеется вырезать под корень остатки сопротивления".
Правозащитница считает, что добиться своей цели таким путем чеченскому президенту не удастся. "Каждый расстрел, каждая такая публичная казнь или насильственное исчезновение приводит к тому, что родственники погибшего или пропавшего без вести или уходят в лес, или ждут, когда будет возможность для того, чтобы уйти в лес", - приводит мнение Сокирянской Радио "Свобода".
"Таким образом конфликт в Чечне не решить, - резюмирует Екатерина Сокирянская. - Его можно задавить на какой-то период времени, но как только ослабнет тотальный контроль... Фактически в Чечне сегодня установлен тоталитарный режим, который действует при поддержке Москвы. Но как только эта жесткая, насильственная, тотальная власть чуть-чуть ослабнет, то будет новый, еще более страшный конфликт".
На устойчивую карательную практику республиканских силовых структур в отношении родственников боевиков указывается и в докладе "Расплата за детей. Поджоги домов в Чечне как форма коллективного наказания" международной правозащитной организации Human Rights Watch.
Авторы этого доклада также констатируют, что в Чечне продолжаются нарушения прав человека, несмотря на официальное окончание контртеррористической операции. По мнению правозащитников, основными нарушителями на сегодняшний день являются республиканские силовые структуры под фактическим контролем президента Кадырова.