ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На Северном Кавказе - в Дагестане, Ингушетии и Чечне - ведется "брутальная и тайная война", в которой российские спецслужбы выставляют боевиками и убивают ни в чем неповинных людей, утверждает британская газета The Times.
Газета рассказывает историю жителя Дагестана Арсена Бутаева, который, по ее сведениям, был похищен неизвестными прямо с улицы средь бела дня, находился в заключении вместе с еще четырьмя молодыми людьми, среди которых был также младший брат Бутаева.
Бутаев и его товарищи попали в руки так называемого "батальона смерти", за которым стоят спецслужбы Дагестана. Они были допрошены и обвинены в причастности к боевикам. Методы допроса были крайне жестокими, мужчины были избиты, некоторых пытали током, некоторых подвергли "ложному повешенью", утверждает издание.
После этого дагестанцев вывезли в лес, где усыпили хлороформом, связали и оставили в начиненном взрывчаткой автомобиле. По сведениям газеты, Арсену Бутаеву и еще одному их похищенных Исламу Аскерову удалось бежать, трупы остальных трех мужчин спустя несколько дней были найдены в обгоревшем взорвавшемся автомобиле в лесу.
Как утверждает газета со ссылкой на неизвестных свидетелей произошедшего, этот случай "вполне типичен" для войны на юге России, в которой мирные жители очень часто становятся невинными жертвами борьбы с боевиками.
По данным тех же источников, так называемый "батальон смерти", действующий на территории Дагестана, Чечни и Ингушетии есть не что иное, как подразделение, за которым стоят российские спецслужбы.
Как сообщал "Кавказский узел", 2 сентября в Независимом пресс-центре в Москве прошла пресс-конференция правозащитников "Эскадроны смерти" на Северном Кавказе. Лето 2009 года". По словам члена Совета Правозащитного центра "Мемориал" Александра Черкасова, на Северном Кавказе сложилась система насилия, неотъемлемые части которой – пытки, похищения, нелегальные тюрьмы, внесудебные казни.
"На Северном Кавказе "эскадроны смерти", характерные для диктаторских режимов, действуют уже более 10 лет. Сложилась система насилия, неотъемлемые части которой – пытки, похищения, нелегальные тюрьмы, внесудебные казни", - отметил Черкасов.
Председатель региональной общественной организации "Матери Дагестана за права человека" Светлана Исаева рассказала, что "эскадроны смерти" на Северном Кавказе на самом деле действуют.
В свою очередь, исследователь Amnesty International Фридерике Бер отмечает, что самый проблематичный регион в России в сфере нарушений прав человека — это Северный Кавказ. "Как и прежде, гражданское население живет в обстановке беззакония, порождающего страх и незащищенность", - говорится в докладе организации. Авторы исследования заявляют, что "для достижения законной цели - обуздания насилия со стороны вооруженных группировок и восстановления стабильности на Северном Кавказе - по-прежнему применяются методы, идущие вразрез с международным правом в области прав человека".
Отметим, что в докладе "Российское общество под контролем (злоупотребления в ходе борьбы с экстремизмом и терроризмом)" международной миссии FIDH и комитета "Гражданское содействие" говорится, что антиэкстремистское законодательство РФ используется для подавления любых проявлений гражданской активности, в том числе и на Северном Кавказе. Доклад был представлен московским журналистам 23 июля этого года. Одним из аспектов документа является то, что на Северном Кавказе совершено множество нарушений прав человека в ходе антитеррористических операций или действий под предлогом антитеррористических мер.
В Дагестане обстановка остается напряженной, несмотря на то, что после убийства 5 июня министра внутренних дел Дагестана Адильгерея Магомедтагирова силовые структуры республики работают в усиленном режиме. В начале сентября по Махачкале начали распространяться листовки с угрозами, в которых анонимные авторы обещают целенаправленно уничтожать бандитов и мстить за сотрудников милиции и мирных граждан. В республике также участились похищения.
Проблема похищений актуальна и для Ингушетии. В июле текущего года член экспертного совета по правам человека в России, руководитель правозащитной Автономной некоммерческой организации "Машр" Магомед Муцольгов сообщил, что с 2002 года, по данным АНО "Машр", в республике пропало более 170 человек. Тем не менее президент Ингушетии не склонен считать, что в республике много похищений или они ярко выражены.
Сложная обстановка продолжает оставаться и в Чечне. Так, с середины мая текущего года в Чечне был совершен целый ряд террористических акций с участием боевиков-смертников. Количество похищений в республике также стремительно растет. Нашумевшим преступлением в Чечне стало убийство правозащитницы Натальи Эстемировой, которая была похищена утром 15 июля в Грозном. Вечером того же дня ее нашли убитой на территории Ингушетии.