08:40 / 30.04.2010Православие и ислам должны пользоваться равным вниманием власти в России, считают ученые из Нальчика

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Одним из объяснений причин распространения религиозного экстремизма может быть так называемая теория идентичности. Такую мысль высказал на конференции Общественной палаты Кабардино-Балкарии, прошедшей 28 апреля в Нальчике, Михаил Алексеев, профессор политологии университета Сан-Диего. По мнению ученых Кабардино-Балкарского университета, необходим постоянный мониторинг экстремизма, а православие и ислам должны пользоваться равным вниманием власти.

Михаил Алексеев рассказал о социологической теории -  теории социальной категоризации, суть которой состоит в том, что даже минимальные различия между группами населения приводят к утверждению идентичности.

"Даже если взять группы по четыре человека и сказать: вы красные, или вы синие, даже такое деление – это утверждение идентичности, а утверждение любой идентичности приводит к тому, что возникает внутригрупповая солидарность и межгрупповая враждебность", - заявил Алексеев.

Но есть и другие теории, которые утверждают, что это не совсем так. Например, по теории пересекающихся социальных разделов идентичность у всех людей неоднородная. "Мы можем принадлежать к определенной экономической категории, социальной категории. И люди могут не обязательно сталкиваться лбами", - пояснил профессор.

Михаил Алексеев рассказал об исследованиях Гарвардских ученых о влиянии хаджа на пакистанских мусульман. Они взяли для рассмотрения 1600 человек, половина из которых совершила хадж, а половина нет. "Люди, которые совершили хадж, оказались более толерантны. Участие в хадже показало, что это праздник мира, взаимопонимания - они привезли с собой впечатления, которые смягчают этот водораздел", - рассказал политолог.

Вывод из этих теорий, по мнению Алексеева, состоит в том, что чем более открыто общество в плане международных контактов, в плане обменов, тем меньше утверждение  в идентичности, а, следовательно, потенциал для различных конфликтов.

Лейла Залиханова, доцент КБГУ, отметила, что необходим постоянный мониторинг экстремизма. К негативной оценке подобных идей должны подключиться лидеры общественного мнения: популярные ведущие телепрограмм, эксперты и религиозные проповедники. 

В противодействии экстремизму решающую роль должны сыграть меры раннего предупреждения. Залиханова привела в пример Германию, где приняты специальные законодательные акты, направленные на пресечение не только самих насильственных действий, но и идеологической подготовки к ним.

Начальник отдела религиозных организаций Министерства по делам молодежи КБР Арсен Мукожев в своем выступлении выделил взаимосвязь между снижением активности национальных движений и ростом активности религиозных.

По его мнению, отрицание частью интеллигенции исламского компонента в национальной культуре, считающих, что ислам – это арабская идеология, а идеология адыгов – это адыгэ хабзэ, может иметь далеко идущие последствия. "Такие утверждения дезориентируют верующих, отрывают их от национальных корней", - считает Арсен Мукожев. 

По мнению Тимура Тенова, доцента КБГУ, руководителя общественного движения "Гражданский Союз", необходимо глубокое осмысление того, что происходит. "Мы не владеем информацией о том, чего хотят люди, которые сидят в землянках вместо того, чтобы воспитывать детей", - заявил Тенов.

Он считает, что гражданское общество должно выработать единую позицию и адекватно реагировать на вызовы террористов. "Гибель людей в результате теракта не должна восприниматься как обыденное явление", - подчеркнул выступающий, также выразив мнение, что две основные конфессии страны – православие и ислам должны пользоваться равным вниманием власти.

Напомним, что в ходе конференции "Повышение роли общественности в противодействии экстремизму и терроризму" выступили и представители власти, правозащитники и религиозные деятели.

Один из руководителей мусульманской общины республики Назир Ахматов считает, что некоторые СМИ целенаправленно занимаются  дискредитацией ислама, но не бандитов, а во главе мусульманских общин должны стоять интеллектуалы, разбирающиеся в происходящих в мире процессах.

Адвокат Лариса Дорогова считает, что причиной продолжающегося противостояния радикальных исламистов и правоохранительных органов остаются незаконные методы, которые последние применяют в борьбе с радикалами. Только возврат ситуации в правовое поле может изменить ее, считает известный адвокат.

Эту же мысль высказали правозащитник Валерий Хатажуков и профессор КБГУ Мурат Хоконов. По мнению Хоконова, в республике слабо используется ресурс судебной власти, а наличие такой проблемы, как коррупция, для республики может иметь гораздо более негативные последствия в силу фактора наличия религиозного подполья, чем для других регионов.

Общественная палата КБР была сформирована в декабре 2010 года. В ее состав вошли 54 человека.

Как сообщал "Кавказский узел", в республике сейчас неспокойно. Периодически происходят обстрелы и нападения на представителей правоохранительных органов, спецоперации, силовики обнаруживают тайники боевиков с оружием и взрывчаткой.

По словам заместителя министра внутренних дел КБР Наурби Жамборова, в борьбе с религиозным экстремизмом в республике с 1995 года погибли 67 человек, а вооруженное подполье в Кабардино-Балкарии сейчас насчитывает около полусотни человек. По данным правоохранительных органов, после гибели 24 марта лидера боевиков КБР Анзора Астемирова, боевиков республики возглавил 39-летний житель Кенже Арсен Татаров.

Автор:Луиза Оразаева