ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В столице Грузии перед Министерством по делам беженцев и временно-перемещенных лиц и расселению продолжается голодовка нескольких семей, которые были выселены 13 августа из госпиталя в районе Исани. 24 августа четверо из них зашили себе рты, чтобы продемонстрировать свое намерение не принимать пищу. По мнению депутата горсобрания Тбилиси Виктора Долидзе, власти неспособны решить проблемы беженцев.
Организатор акции, беженец из Гальского района Абхазии Рамаз Аруния говорит, что основное требование голодающих – добиться того, чтобы власти выплатили компенсацию в размере 10 тысяч долларов каждой семье, выселенной из госпиталя, или предоставили беженцам альтернативное жилье.
"Мы требуем только то, что нам положено по плану государственной стратегии, которую приняло правительство и одобрил президент", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Рамаз Аруния.
Одна из женщин, протестующая на улице, 82-летняя преподавательница из Гульрипши, отказавшаяся представиться, жалуется, что ей приходится ночевать на улице:
"Мужа моего убили, дом сожгли, ничего не осталось, вот я здесь нахожусь - выгнали из квартиры как собаку. Пришли в 11 часов ночи 12 августа и пообещали, что если до 6 часов утра мы не соберем свой "хлам", они вышвырнут нас на улицу. Пришли на следующее утро в 6 часов, и куда меня отправили? На улицу! Вот так я торчу на улице, родные мои здесь не живут, я вынуждена ночевать в парках, под открытым небом. Делаю вид, что гуляю, так стыдно... Прошу: сообщите правительству, что мы здесь погибаем. Сколько мне так жить? Мне 82 года, но я еще жить хочу!" - говорит женщина.
Изначально беженцы проводили акцию протеста перед зданием представительства Евросоюза в Тбилиси. "К нам вышел представитель Еврокомиссии и попросил вместе приехать сюда, поднялся к министру, поговорил с ним, спустился сюда, пообещал нам, что все будет нормально. Но всю ночь меня уговаривали – дадим 200 лари, вы снимите это. Женщинам, которые пошли на этот шаг, предлагают по 200 лари!" - возмущается Рамаз Аруния.
Как заявил корреспонденту "Кавказского узла" депутат городского собрания от партии "Свободные демократы" Виктор Долидзе, к беженцам за истекшую неделю так и не вышел никто из представителей Министерства по делам беженцев и временно-перемещенных лиц и расселению.
В связи с акциями беженцев в городском собрании Тбилиси 27 августа было проведено совещание. "Создана группа, в которую вошли представители разных партий. Они будут встречаться с представителями Министерства по делам вынужденно переселенных лиц и пытаться оптимально использовать имеющиеся ресурсы для того, чтобы решить вопрос беженцев", - отметил Долидзе.
Однако, по словам депутата, у него мало надежд, что разговор с министерством приведет к каким-либо результатам.
"За эту неделю министр по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев Коба Субелиани так ни с кем и не встретился. Меня это, честно говоря, удивило, потому что ситуация для него критическая – те люди, заботу о которых ему доверили, теперь устроили голодовку перед его офисом. Хотя, для него это выглядит логично: ни он, ни кто-либо другой на месте министра ничего не решит, пока руководство Грузии централизованно сосредоточилось в руках Михаила Саакашвили, Вано Мерабишвили и Зурабама Адеишвили. Они решают все сами, но при этом – очень нерационально", - резюмировал Долидзе.
Парламентский представитель "Свободных демократов" Георгий Цагареишвили напомнил, что после августовского конфликта 2008 года для вынужденно перемещенных лиц США и Евросоюз выделили по два млрд долларов в виде грантов и еще два – в виде кредитов. Однако, вопрос расселения беженцев, констатировал он, так и не был решен.
"На эти деньги можно было построить новое жилье для всех вынужденных переселенцев из Абхазии и Южной Осетии. Я хотел бы встретиться с министром по делам переселенцев и узнать, какая у него концепция. Я даже не знаю, есть ли у них такая концепция вообще, потому что эти деньги уже кончились, а вопрос так и не решен", - сказал по этому поводу Долидзе.
Ранее Цагареишвили направил в прокуратуру и Министерство по делам беженцев и расселению Грузии запросы с требованием провести расследование и предоставить информацию о том, как были израсходованы деньги, выделенные на ремонт жилых корпусов в селении Поцхо, куда должны быть переселены вынужденно перемещенные лица.
Как сообщал "Кавказский узел", процесс выселения беженцев в столице Грузии из различных административных зданий, где они проживали, проходит с конца июля. Они должны переехать в населенные пункты в Западной Грузии, но выступают против из-за отсутствия там работы. Беженцы неоднократно проводили акции протеста с требованием обеспечить их жильем в столице, где они смогут зарабатывать на жизнь.
19 августа к митингующим беженцам присоединились торговцы, выступающие против запрета торговать под открытым небом. Митинг прошел у резиденции президента Грузии Михаила Саакашвили, после чего его участники устроили шествие к зданию парламента Грузии и намеревались продолжить его к зданию тбилисской мэрии. В митинге у парламента приняло участие около 300 человек. Беженцы требовали обеспечить их жильем в Тбилиси и выступали против своего переселения в регионы Грузии, а торговцы - выделить им места для торговли на улицах.
18 августа стало известно, что беженка из Абхазии 79-летняя Нино Цинделиани, оставшись без жилья, начала акцию голодовки на площади Героев в центре Тбилиси, у мемориала павшим в боях за территориальную целостность Грузии. На мемориале высечено имя ее сына.
В начале августа международная правозащитная организация Amnesty International раскритиковала власти Грузии за то, что те, по ее мнению, неспособны обеспечить достойные условия жизни более чем 200 тысячам вынужденных переселенцев из Абхазии и Южной Осетии. Согласно информации Amnesty International, 42% переселенцев до сих пор живут в детских садах, больницах, гостиницах и бараках. Многие из них не имеют работы и подвергаются изоляции со стороны остального населения Грузии.