ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
27 октября в агентстве "РИА Новости" прошел "круглый стол" на тему "Место Южной Осетии в глобальном мире: реалии и перспективы", посвященный 20-летию провозглашения независимости этого региона. Основной темой, на которой сосредоточились участники мероприятия, стал вопрос о проблемах Южной Осетии и путях, по которым она будет двигаться.
Председатель социалистической партии "Фыдыбаста" ("Отечество") Республики Южная Осетия Вячеслав Гобозов скептически оценил нынешнюю деятельность республиканских властей, заметив, что она базируется на иждивенческих настроениях по отношению к России. Это, по его мнению, привело к ряду проигрышей, одним из которых стал вывод российских войск из села Переви. "Если юго-осетинская делегация никак не проявила себя, то почему российская делегация должна была стоять за этот вопрос?", - спросил он.
Возможность развития Южной Осетии председатель партии "Фыдыбаста" видит, прежде всего, в привлечении капиталов осетинской диаспоры. Однако для того, чтобы это произошло, по его оценке, требуется демократизация политической системы Южной Осетии. "Это станет локомотивом, который потянет за собой остальные отрасли", - подчеркнул Гобозов, заметив, что без этого предприниматели-осетины в республику не вернуться. "Люди ищут там, где лучше", - отметил политик, добавив, что в рамках демократизации оппозиционеры-социалисты объявили о готовности созвать Конгресс сторонников реформ.
Заведующий кафедрой экономической теории Российской академии наук, профессор Солтан Дзарасов назвал одной из главных бед Южной Осетии "отсутствие государственной мысли в мозгах", поскольку осетины очень долго были лишь исполнителями указаний свыше. По его словам, нужно, прежде всего, добиться обратного заселения страны. "Нужно, чтобы в Южной Осетии жило не менее 100 тыс. человек. Если людей нет - ничего нельзя сделать", - заметил он.
Комментируя эти слова в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Вячеслав Гобозов подчеркнул, что как раз обычного населения в Южной Осетии вполне хватает. "Практически все беженцы уже вернулись. Те, кто не вернулся, уже вернется вообще", - сказал он. Дзарасов также призвал осетин больше опираться на собственные силы и оставить иждивенческие настроения, поскольку, по его мнению, может наступить момент, когда Россия просто не сможет больше заботиться о Южной Осетии.
Экономист Михаил Смирнов заметив, что вопрос о том, состоялось или не состоялось государство решается по итогам того, нашло оно свое место в мире или нет, предложил принять концепцию развития республики на срок 20-30 лет. Принятие подобной программы, по его мнению, убедит инвесторов, что Осетия не собирается быть только российской военной базой, а делает заявку на превращение в полноценное нормальное государство. "Национальная идея должна быть красивой и неагрессивной" - заметил он.
Гобозов, комментируя это предложение, заметил, что главная задача - создать для приходящего в республику бизнеса безопасные условия.
Президент Центра изучения коммуникационных технологий и интеграционных процессов на постсоветском пространстве и в странах Евросоюза "Ливадийский клуб", член Совета по национальной стратегии Игорь Шатров, в свою очередь, счел, что будущее Южной Осетии - в ассоциированных отношениях с Россией - по типу Пуэрто-Рико и США. "В России внедряется мысль о том, что Южная Осетия должна быть независимым государством. Мы лукавим говоря это, поскольку понимаем, что речь должна идти о каком-то союзе" - отметил он.
Россия должна как можно быстрее предложить Южной Осетии свои варианты развития
Впрочем, по прогнозам Шатрова, лет через 10 можно будет говорить о массовом признании независимости Южной Осетии другими странами. Политолог также отметил, что, по его мнению, Россия должна как можно быстрее предложить Южной Осетии свои варианты развития. "Иначе там будут работать другие модели" - утверждает он.
Вячеслав Гобозов в свою очередь коснулся и другого вопроса - возможности вхождения Южной Осетии в состав Грузии. По его мнению, подобный возврат невозможен, поскольку общее государство у грузин и осетин существовало только тогда, когда их, по словам Гобозова "стягивал имперский обруч". Когда же "обруч" ослабевал, пути двух народов расходились, не в последнюю очередь потому, что, как считает лидер партии "Фыдыбыста", грузинскому национальному движению для самоутверждения требовался образ врага, в роли которого и выступали осетины и абхазы.
Осетинские участники "круглого стола" коснулись и темы объединения Северной и Южной Осетии, заметив, что подобное событие малореально. "Двадцать лет войны за независимость чего-то все же стоят", - отметил Вячеслав Гобозов. А Солтан Дзарасов подчеркнул, что подобное объединение лишь прибавит аргументов тем, кто говорит, что борьба южных осетин за независимость была инспирирована Россией.
Напомним, после августовского конфликта 2008 года, в котором были замешаны РФ, Грузия и Южная Осетия, президент России подписал указы о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Примеру России затем последовали Никарагуа (сентябрь 2008 г.), Венесуэла (сентябрь 2009 г.) и Науру (декабрь 2009 г.).
Президент Грузии Михаил Саакашвили охарактеризовал это решение руководства России как "беззаконие", и Грузия разорвала с Россией дипломатические отношения. Грузия по-прежнему считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными территориями, но отвергает вариант силового решения конфликта и готова предоставить их жителям те же права, что и своим гражданам. Об этом говорится в "Стратегии в отношении оккупированных территорий".
Взаимодействие РФ с Южной Осетией и Абхазией Грузия воспринимает крайне негативно. После подписания практически любого договора или соглашения грузинская сторона выражает официальный протест.