ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Заявление НКО "АРТИКЛЬ 19" в Совет по правам человека ООН. Подано для рассмотрения в 27 сессии (cентябрь 2014 года). Во время заседания страны рассмотрят вопрос о принятии резолюции по проблеме безнаказанности за нападения на журналистов.
Российская Федерация неадекватно реагирует на преступления против журналистов, включая убийства, физические нападения и угрозы, создавая тем самым атмосферу безнаказанности, которая поощряет ещё более серьезные нарушения свободы выражения мнения. Ни одно дело, документированное АРТИКЛЕМ 19 с 2000 года, не было полностью решено - заказчики и подавляющее большинство исполнителей до сих пор остаются на свободе. Каждый случай представляет собой нападение на журналистов как лиц, так и против права людей искать, получать и распространять информацию. Неспособность российских властей обеспечить подотчетность является посягательством на свободу выражения мнений и самой демократии.
АРТИКЛЬ 19 призывает Россию полностью принять Совместную Декларацию ООН 2012 года, а также региональные мандаты свободы слова по Преступлениям Против Свободы Слова (Совместная Декларация), чтобы положить конец безнаказанности и предотвратить нападения в будущем, обеспечивая тем самым защиту и безопасность всех журналистов.
Для государственных властей Российской Федерации:
• Принять все необходимые политические и правовые меры по борьбе с безнаказанностью, защите журналистов и по защите и распространению права на свободу выражения мнений;
• Публично и безоговорочно осуждать все убийства, нападения и исчезновения журналистов, и воздерживаться от клеветнических кампаний против жертв таких преступлений;
• Привлечение к ответственности за все нападения на журналистов путем проведения эффективных, быстрых, тщательных, независимых и открытых расследований по привлечению виновных, а также тех, кто содействует или прикрывает такие преступления, к ответственности, и путем обеспечения доступа жертвам таких преступлений к средствам правовой защиты;
• Создать специализированный орган, ответственный за расследование преступлений против свободы выражения мнений, независимый от региональных и федеральных правоохранительных органов;
• Создать специализированные программы защиты, на основе местных нужд и проблем, предоставляющие широкий спектр ориентированных мер защиты лиц, с учетом индивидуального состояния человека в опасности, в консультации с журналистами и медиа-организациями и с их полным и эффективным участием.
• Обеспечить обучение государственных должностных лиц, включая сотрудников правоохранительных органов, прокуроров и судей, о безопасности журналистов, в том числе предлагая эффективные и быстрые меры защиты от угрозы нападения или вреда;
• Убрать сроки давности из УК РФ о преступлениях против свободы выражения мнений;
• Внедрение соответствующих приговоров и решений Европейского суда по правам человека и Комитета ООН по правам человека о безопасности журналистов;
• В полной мере и положительно ответить на запросы ЮНЕСКО о получении информации о безопасности журналистов, в том числе связанных с проведением судебного расследования убийств журналистов.
Для государств-членов Совета по правам человека ООН:
• Поддержать жесткую резолюцию в отношении нападений на журналистов в 27-й сессии Совета ООН по правам человека, призывая тем самым государства искоренить безнаказанность;
Для всех государств:
• Выдвинуть на первый план искоренение безнаказанности за нападения на журналистов в регулярных диалогах о правах человека с Российскими властями, в том числе через свои рекомендации в процессе Универсального Периодического Обзора;
• Оказать политическое давление на Россию для того, чтобы она выполнила свои обязательства согласно международному праву в области прав человека, в том числе осуществление соответствующих приговоров и решений международных органов по правам человека;
• В полной мере и положительно ответить на запросы ЮНЕСКО о получении информации о безопасности журналистов, в том числе связанных с проведением судебного расследования убийств журналистов.
В июне 2013 года, третий суд по делу убийства журналиста Анны Политковской, которое было совершено в 2006 году, завершился тем, что шестеро обвиняемых в этом убийстве были приговорены к лишению свободы, однако, даже спустя 8 лет Российские власти не привели заказчиков этого прeступления к ответственности, таким образом не принимая во внимание права потерпевших. Эта небрежность со стороны властей является непрерывным нарушением международных обязательств в области прав человека в России, в том числе права на свободу выражения мнений.
В июле 2009 года Наталья Эстемирова, правозащитник и журналист, была убита в Ингушетии после похищения из Чечни. Расследования, которых нельзя было назвать полностью независимыми, не привели никого к ответственности за ее убийство. Эффективное и независимое расследование для привлечения виновных и заказчиков убийства Эстемировой к ответственности должно непременно начаться после в следствии этого рассмотрения.
Северный Кавказ является самой опасной областью для журналистов в России, особенно Республика Дагестан, где самый высокий уровень безнаказанности. Следующие убийства до сих пор остаются нерешенными, требуя незамедлительного вмешательства Федерального следственного Комитета и региональных следственных органов для привлечения исполнителей и заказчиков к ответственности:
В сентябре 2009 года Михаил Афанасьев, журналист, сильный критик неадекватной реакции со стороны властей относительно аварии на ГЭС Саяно-Шушенской, в результате которой погибло 70 сотрудников. Он был избит до потери сознания двумя неизвестными молодыми людьми на улице. До этого нападения, местные республиканские власти выдвинули обвинения против него за его «ложное» освещение новостей, но в последствии международной критики, обинения были сняты, а дело было закрыто 26 августа 2009 года. Власти не провели независимое, быстрое и эффективное расследование, классифицируя это дело как "обычное нападение" и никто не был задержан за это нападение. Безнаказанность была обеспечена когда срок исковой (2 года) истек.
Россия не выполняет свои обязанности относительно преступлений против свободы выражения мнений, в частности, в создании специальных мер защиты; проведение независимых, быстрых и эффективных расследований и уголовного преследования, а также предоставление информации и выплата компенсации жертвам.
Михаил Бекетов, главный редактор газеты Химкинская Правда стал жертвой покушения в 2008 году, умер от полученных травм в апреле 2013 года в Химках (Москва). После публикации ряда критических статей в отношении спорного проекта свазанного со строительством дороги, который мог бы уничтожить часть Химкинского леса. Ему неоднократно угрожали, его автомобиль подожгли и его любимую собаку оставили мертвой на пороге его дома. В 2008 году он был сильно избит металлическими прутьями в жестоком нападении, которое оставило его калекой. Бекетов скончался в 2013 году от осложнений, связанных с этой травмой, в то время как заказчики этого нападения до сих пор не были привлечены к ответственности.
На Елену Милашину, корреспондента Новой Газеты, было совершено нападение и она была ограблена, вместе с правозащитником Эллой Карамянц, 4 апреля 2012 года в Балашихе (Москва). Полиция приехала на место нападения спустя два часа после звонка Милашиной. Нападение было классифицировано как «грабеж». Два наркомана были задержаны в связи с этим нападением, несмотря на протесты Милашиной и Карамянц, что они не были теми людьми, которые напали на них. Милашина расследовала контртеррористические операции, а также убийства журналистов, в том числе Политковской и Эстемировой. Она появилась в качестве основного свидетеля работы Политковской в суде, проходившем в 2008-2009 годах. Ей удалось спастись от покушения в Беслане, в Северной Осетии, но расследование по этому делу не было открыто.