ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В селе Янди-Котар состоялось примирение двух семей, находившихся в состоянии кровной мести в течение 17 лет. Этому предшествовала работа специальной комиссии при муфтияте республики.
Как сообщал "Кавказский узел", комиссия по примирению семей, находящихся в состоянии кровной вражды, была создана в Чечне 27 августа 2010 года по инициативе главы республики Рамзана Кадырова, который призвал всех "кровников" простить друг друга в связи с наступлением священного для всех мусульман месяца поста Рамадан. 17 октября 2011 года Кадыров заявил о том, что созданная по его инициативе комиссия упразднена за ненадобностью. А на следующий день 18 октября при чеченском Духовном управлении мусульман была создана комиссия по национальному примирению, которая, как заявили в муфтияте, в дальнейшем будет заниматься в том числе и примирением "кровников".
Кагерманов: примирение Мальсаговых и Арчаковых состоялось согласно всем канонам
Примирение между семьями Мальсаговых из села Янди-Котар Ачхой-Мартановского района Чечни и Арчаковых из ингушского города Назрань прошло 1 февраля. Обряд примирения вместе с другими представителями духовенства Ачхой-Мартановского района проводил заместитель муфтия Чеченской Республики Ансар Хетиев.
На процедуре примирения семей Мальсаговых и Арчаковых присутствовал глава администрации села Янди-Котар Таус Кагерманов, который рассказал, что обряд проходил по всем правилам, и на нем присутствовало много людей.
"Мальсаговы сейчас в селе не живут, но у них здесь находится родительский дом, где 17 лет назад жила их большая семья, и здесь, на сельском кладбище, похоронен Алехан. По закону в Янди-Котар и состоялось примирение", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Таус Кагерманов.
По его словам, на примирение из Ингушетии приехало много людей - около ста человек на 20 машинах. Они все машины оставили на окраине села, а к сельской площади, где проходило примирение, шли пешком.
"Я видел, что процедура примирения тяжела для обеих сторон. Обряд примирения - это своего рода эмоциональная нагрузка для всех присутствующих. Ближайший родственник Мальсаговых Магомед Хачукаев рассказал, что перед смертью отец Алехана Али сказал, что, несмотря на нелицеприятные обстоятельства произошедшей трагедии, нужно найти силы и ради милости Всевышнего Аллаха простить кровника. Эти слова многих присутствующих тронули до слез", - отметил Таус Кагерманов.
Он также сказал, что самого Арчакова, совершившего убийство, на примирении не было: Мальсаговы были против того, чтобы он появлялся в Янди-Котар.
Мальсагова: попытки добиться суда по делу об убийстве брата оказались тщетными
Асет Мальсагова, сестра Алехана Мальсагова, рассказала, что ее брат и Арчаков познакомились в городе Переславле-Залесском.
"Алехан, когда по делам приезжал туда, снимал комнату у одной семьи. Арчаков работал там же. Брат пригласил его в гости. Они поужинали и сели играть в карты. В разговоре по какому-то вопросу возник спор. Алехан у нас был совершенно неконфликтный. Чтобы прекратить спор, он извинился, и они оба пошли спать. А Арчаков затаил обиду. Утром пошел на кухню, взял столовый нож и, когда Алехан наклонился, чтобы надеть носки, ударил его ножом в спину и попал в сердце", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" женщина.
Она добавила, что подробности убийства брата она узнала из уголовного дела, с которым ознакомилась в прокуратуре города Переславля.
Асет Мальсагова говорит, что боялась, что братья, а их у нее четверо, могли сами отомстить за гибель Алехана. "Арчаков после совершенного убийства уехал в Ингушетию. Все эти годы я знала все адреса, где он жил, чем занимался. Знала, что он одно время жил в Краснодаре, и на какой улице. Знала, когда и на ком он женился. А братьям я говорила, что Арчаков, боясь кровной мести, уехал за границу. Только отец знал правду. И он мне запретил говорить братьям о местонахождении Арчакова", - рассказала Асет.
При этом, узнав очередной адрес Арчакова, она писала заявления в Следственный комитет России, в Генеральную прокуратуру, в ФСБ России. "Но все мои письма возвращались в МВД Ингушетии. Кто-то из силовиков сообщал Арчакову об этом, и он менял адрес", - отметила Асет Мальсагова. Она добавила, что поняла, что ее попытки добиться суда по делу об убийстве брата оказались тщетны.
По словам Асет Мальсаговой, в день примирения как будто второй раз похоронили Алехана. "К нам подходили люди, выражали соболезнования. Соболезнования принимала и его единственная дочь, которой было три года, когда она лишилась отца. 17 лет прошло со дня убийства Алехана, а боль потери брата не утихла", - заявила женщина.
По завершении акта примирения Мальсаговы провели в своём доме религиозный обряд мовлид.
Хетиев: в Чечне кровников практически не осталось
Примирению Мальсаговых и Арчаковых предшествовала довольно длительная работа, сообщил заместитель муфтия Чеченской Республики Ансар Хетиев.
"Арчаковы несколько раз, начиная с лета, приезжали ко мне, к кадию района и к имаму - просили помирить. Непростые у нас были беседы с Мальсаговыми. Но ради милости Всевышнего Аллаха, они нашли в себе силы и простили того, кто убил их человека", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Ансар Хетиев.
В последнее время обряды примирения кровников, подобные тому, что прошел в селе Янди-Котар, в Чеченской Республике редки, отметил Ансар Хетиев.
"В нашей республике кровников практически не осталось. Остались те, кто отбывает наказание в местах заключения. У нас несколько лет работала примирительная комиссия, которую возглавлял глава республики Рамзан Кадыров. В ее составе были высокопоставленные чиновники, представители духовенства, ученые, богословы. Но потом ее расформировали, а подобная комиссия, правда, не такая представительная, как была раньше, создана при муфтияте", - рассказал заместитель муфтия.
Институт кровной мести возник не год назад, это многовековая традиция, и полностью освободиться от того, что присутствовало в жизни предков много столетий, сложно, заметил он. "Это трудная, кропотливая работа с людьми, которой занимаются представители духовенства, богословы", - сообщил Ансар Хетиев.
Отметим, что работа с кровниками проводится и в соседних с Чечней регионах. Как писал "Кавказский узел", в Ингушетии примирительная комиссия была создана в 2009 году и работает в рамках созданного в том же году Совета тейпов, в который входят представители всех родов, проживающих в республике. Один из последних случаев примирения состоялся в республике 3 января в центральной мечети Назрани. От кровной мести тогда отказались жители сел Али-Юрт и Гули Мухарбек и Або Илиевы, враждовавшие 13 лет.