13:13 / 10.07.2015Массовое возвращение боевиков из Сирии после присяги лидеру "Имарата Кавказ" маловероятно

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Эксперты скептически оценивают возможность возвращения воюющих в Сирии боевиков с Северного Кавказа на родину после присяги новому лидеру "Имарата Кавказ". Этого не позволят российские силовики, считает Яна Амелина. Сама присяга свидетельствует о том, что боевики не желают закрывать "проект "Имарат Кавказ", отмечает Михаил Рощин.

Как писал "Кавказский узел" в конце мая стало известно, что новым лидером признанной террористической в России и США организации "Имарат Кавказ" стал шариатский судья боевиков и лидер подполья в Дагестане Мухаммад Сулейманов (Абу Усман Гимринский). 5 июля эта информация была подтверждена на одном из сайтов, поддерживающем боевиков Северного Кавказа. 8 июля в Интернете появилась видеозапись, свидетельствующая о том, что новому лидеру "Имарата Кавказ" присягнули боевики с Северного Кавказа, воюющие в Сирии под руководством Салахуддина Шишани.

Салахуддин Шишани возглавляет отряд боевиков, которые ранее воевали в Сирии в составе группировки "Джейш аль-Мухаджирин валь-Ансар", состоящей в основном из выходцев с Северного Кавказа. До ноября 2013 года группировка действовала под присягой "Имарату Кавказ", ее курировал Абу Умар аш-Шишани (бывший грузинский военнослужащий Тархан Батирашвили). После его присяги в ноябре 2013 года лидеру "Исламского государства" (ИГ, ранее ИГИЛ) в "Джейш аль-Мухаджирин валь-Ансар" произошел раскол: большая часть перешла в ИГ, а меньшую в декабре 2013 года возглавил Салахуддин Шишани.

Амелина: массовое возвращение боевиков из Сирии на Северный Кавказ невозможно

Давшие присягу лидеру "Имарата Кавказ" боевики могут попытаться возвратиться в Россию, но массовое их возвращение на родину невозможно, считает секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба Яна Амелина, которая указывает в связи с этим на работу российских силовых органов.

"Боевики могут попытаться возвратиться, но есть граница и режим ее пересечения. Можно уверенно сказать, что пункты пропуска боевиков задержат. Просачиваться по одному через границу – это достаточно сложное, травмоопасное дело. Кроме того, места, где границу реально пересечь, контролируются силовыми структурами", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Яна Амелина.

Предположение, что боевики могут вернуться на родину под чужими именами, она также не посчитала серьезным. "Сейчас не 20-30-е годы прошлого века, когда белогвардейцы возвращались в Россию из-за границы с измененной внешностью и по чужим паспортам. Тогда не было Интернета и фотоаппаратов и, тем не менее людей очень быстро ловили – по приметам. Сегодня техническое оснащение позволяет уверенно идентифицировать человека, и никакого массового возвращения невозможно", - отметила эксперт.

Также, напомнила она, правоохранители обладают оперативными поименными списками персон, уехавших на Ближний Восток. "Мы видим снижение и общей террористической деятельности, и уровня опасности. Что бы боевики ни желали, возвращение невозможно", - сказала Амелина.

Она отметила, что некоторые уроженцы Кавказа уехали на Ближний Восток вместе с семьями и не исключила, что там мигрантам понравится больше, чем в России – в силу религии и отсутствия негативного отношения к мусульманам со стороны российских чиновников и правоохранителей. "Вполне возможно, что люди осядут и будут жить мирно", - подчеркнула Амелина.

От лидера "Имарата Кавказ" не стоит ожидать заявлений о возвращении присягнувших ему за рубежом боевиков, уверена эксперт. Он будет действовать "в духе своих предшественников" - "сидеть в горах" и "призывать к джихаду", считает Яна Амелина.

Рощин: боевики не желают закрывать "проект "Имарат Кавказ"

В ближайшей перспективе ждать возвращения боевиков на Кавказ не следует, считает и старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, профессор Михаил Рощин.

"Это маловероятно. В обозримой перспективе – очень вряд ли", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Михаил Рощин.

Рассматривать вопрос в долгосрочной перспективе стоит после ответа "Имарата Кавказ", отметил он.

"Сейчас неясны итоги войны на Ближнем Востоке – ИГ держится, война идет полным ходом, но что впереди, непонятно. Возможно, оно развалится. Впрочем, мало верится, что люди просто так возьмут и уедут. Положение "Имарата" - непонятное, и на месте амира делать какие-либо заявления преждевременно. По крайней мере, не сейчас", - сказал Рощин.

Основным же посылом сообщения боевиков о присяге является то, что они не желают закрывать "проект "Имарат Кавказ", уверен эксперт.

После объявления об избрании нового главы "Имарата Кавказ" его руководство пытается продемонстрировать свою независимость от "Исламского государства", несмотря на большую ее популярность среди членов вооруженного подполья, сошлись ранее во мнении опрошенные "Кавказским узлом" эксперты. Они подчеркнули, что между двумя образованиями существует ряд идеологических различий. При этом ранее, комментируя информацию о присяге кавказских боевиков лидеру ИГ, эксперты заявляли, что "Имарат Кавказ" находится в глубоком кризисе и не смог бороться с "Исламским государством" за влияние на Северном Кавказе.

"В последнее время мы все чаще говорили о том, что организация себя изжила, но на деле, мы видим, что это не так. Списывать ее со счетов рано – на это и указывают боевики", - подчеркнул Михаил Рощин.

Сатановский: возвращение зависит от того, выгодно ли это силам в Катаре

Возвращение воюющих в Сирии боевиков с Северного Кавказа в Россию зависит от того, выгодно ли это силам Катара или нет, считает президент независимого научного центра "Институт Ближнего Востока" Евгений Сатановский.

По его словам, "Имарат Кавказ" финансируется из Катара, и эти же силы раскололи "Аль-Каиду" в Ираке, сформировав "Исламское государство".

"Будут деньги – вернутся. И проект "Имарат Кавказ" выйдет на те же рельсы, когда саудовская поддержка чеченских боевиков попала по назначению в ходе первой и второй чеченских войн", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Евгений Сатановский.

В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещены справки "Имарат Кавказ" и "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ". Материалы о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".

Автор:Олег Краснов
10.07.2015 в 16:05alibeka

Я. Амелина: "Можно уверенно сказать, что пункты пропуска боевиков задержат. Просачиваться по одному через границу – это достаточно сложное, травмоопасное дело. Кроме того, места, где границу реально пересечь, контролируются силовыми структурами"

 

Вы вообще имеете представление о протяженности Кавказского хребта, о движении ледников, и меняющихся погодных условиях??? Во времена чеченских войн граница охранялась усиленной группировкой, авиацией и т.д. что не мешало боевикам тоннами завозить оружие и т.п.

ну и второе: Вы забыли что живете в государстве насквозь пронизанном КОРРУПЦИЕЙ.... и при условии наличия больших денег(что несомненно) Ваши хваленные силовики самолично под охраной проведут и провезут все что угодно, и кого угодно......

Наши хваленные по сериалам силовики - хорошо умеют только бизнес у предпринимателей отжимать, и устраивать постановочные КТО, с подбрасыванием трупов похищенных накануне

13.08.2015 в 09:36Странник пустыни

К Рамзану Кадырову устраиваются лишь продажные. Нормальный человек в первую очередь думает об отце и матери;"... О том что люди думать будут о его воспитании...".Политика и мода проходит.а честь дома - остается всегда. Для меня вера жиждется в первую очередь:" ЭТО ЗЛО НЕ НЕСТИ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ."    Проходы в горных ущельях закрыть невозможно.Свободно можно ходить в Джейрахских и Веденских местах.