ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сюжет с извинениями сыновей за оказание их родителями оккультных услуг подчеркнул исключительность Чечни и напомнил о советских практиках идеологического воспитания молодежи, в которых авторитет власти соперничал с родительским авторитетом, заявили опрошенные опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Как писал "Кавказской узел", охота на колдунов в Чечне привела к покаяниям детей задержанных. Извинения жительниц Чечни, задержанных за оказание оккультных услуг, республиканский телеканал "Грозный" 24 февраля дополнил покаянием их сыновей в том, что не уследили за родителями. Опрошенные "Кавказским узлом" жители республики и пользователи Instagram сочли избыточным привлечение молодых людей к преследованию родственников.
В 2019 году власти Чечни усилили преследование людей, оказывающих оккультные услуги. ЧГТРК "Грозный" с июля 2019 года регулярно публикует сюжеты, в которых местные жители раскаиваются в занятиях колдовством. В частности, 23 января в эфире телеканала жительница Урус-Мартановского района Роза Мурдалова после беседы с богословом раскаялась в оказании оккультных услуг. Несмотря на усилия властей, в Чечне не ослабевает спрос на услуги колдунов, констатировали как пользователи Instagram, так и сами журналисты республиканского телеканала.
Аналитики оценили извинения детей за родителей в эфире чеченского ТВ
Извинения детей за родителей является своеобразным ноу-хау властей Чечни, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин.
"Чечня является республикой с патерналистским обществом, и извинения детей за родителей – это своего рода исключительность этого субъекта России. Власти республики стараются следить, чтобы не было отклонения от традиций в их понимании. По адатам извиняться за действия женщины должен мужчина, то есть муж или отец. Если в этом случае извиниться пришлось сыновьям, я предполагаю, что отец этой женщины и муж умерли, их нет в живых, или она в разводе с мужем, например. И старшим в семье остался сын, которому пришлось принести извинения. Это полностью соответствует не только чеченским, но и мусульманским традициям", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Михаил Рощин.
По его словам, извинение детей за действия родителей не является позором. "Общество в Чечне патриархальное, поэтому, если в семье нет мужа или деда, то старшим считается сын. Сын как старший мужчина в доме обязан следить за своими родителями. И при необходимости нести ответственность за поведением матери. В связи с этим извинения не могут быть позором для родителей. Но таких извинений становится все больше и больше, и ценность таких извинений снижается", - отметил Михаил Рощин.
Чеченская правозащитница Асет Мальсагова также считает, что сын обязан нести ответственность за мать, если в доме нет мужчин, старше него. "Колдовство вообще страшный грех, и сын однозначно в этом случае ответственен за мать, хотя главенство в этой ответственности должны занимать муж, братья, отец, если это сделала женщина. Если этих родственников нет или они недееспособны, то ответственность полностью ложится на сыновей. Если оба родителя грешат этим промыслом, то совершеннолетний сын или сыновья в ответе по всем канонам", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Асет Мальсагова.
Она также отметила, что извинения детей за родителей не являются позором: "Нет, не считается позором, но обязанностью - да".
Ранее в эфире чеченского ТВ уже были извинения детей за действия своих родителей. Так, в начале января текущего года сын жительницы селения Хамби-Ирзе, расположенного в Ачхой-Мартановском районе Чечни, принес извинения за свою мать, опубликовавшую в социальных сетях видеоролик, в котором обвинила газовиков в незаконном отключении газоснабжения в доме, где проживают пятеро детей.
Извинения детей за родителей – местная чеченская особенность, уверен профессор Высшей школы экономики, доктор юридических наук, исламовед Леонид Сюкияйнен.
"Практика извинений детей за родителей, возможно, чеченская традиция, отражающая обычаи Чечни. В шариате, насколько я знаю, такого нет. Даже трудно себе представить, чтобы в шариате было такое прописано, что дети должны нести ответственность за действия родителей. Если брать шире, и рассмотреть это в целом в контексте исламского мира, то я с этим не сталкивался, не слышал", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Леонид Сюкияйнен.
Он отмечает, что местные традиции и адаты часто вступают в противоречие с шариатом. "По шариату существуют два принципа. Первый принцип гласит, что каждый отвечает за свои слова. Как сказано в Коране, ни одна обремененная своими делами душа, то есть человек, не несет никаких грехов других. Иными словами, каждый отвечает за себя. Это шариатский принцип. По традициям и обычаям разных народов существует институт более широкой семейной, коллективной ответственности, что не характерно шариату", - рассказал Леонид Сюкияйнен.
По его словам, шариат более индивидуалистичен в этом отношении. "Это абсолютно точно. А традиции и обычаи очень часто переводят в плоскость ответственности семьи, позора семьи. В шариате такого института не существует. Поэтому часто местные традиции и адаты часто вступают в противоречие с шариатом. Так было на протяжении веков. Например, кровная месть не имеет никакого отношения к шариату, но это применяется в рамках традиция и адатов", - подчеркнул Леонид Сюкияйнен.
Жители Чечни регулярно приносят публичные извинения, часть которых демонстрируется в эфире республиканского телеканала. Люди, в частности, просят прощения за критику властей или госучреждений, за сообщения в мессенджерах и публикации в соцсетях, за употребление алкоголя и за неподобающее поведение. Люди приносят публичные извинения вынужденно, после давления и угроз, указала Международная кризисная группа в своем докладе "Чечня: внутреннее зарубежье", опубликованном на "Кавказском узле".
В практике привлечения детей к ответственности и поручениях "следить" за своими родителями есть отголоски советских практик по воспитанию молодого поколения, уверен руководитель научных исследований института "Диалог цивилизаций", политолог Алексей Малашенко.
"Это круговая порука и исламский вариант Павлика Морозова. В этой практике сразу замечается советская практика по воспитанию молодого поколения. Мне кажется, в этом процессе ничего, кроме раздражения, нет. Это явный перебор, который не нравится населению", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Алексей Малашенко.
По его словам, в результате политики чеченских властей молодые люди оказались в треугольнике. "Это родители, религия и власть. И вот между ними они должны выбирать. Преданность семье или власти? Авторитет родителей очень высок, но и реакции властей тоже опасаются, боятся", - уверен Алексей Малашенко.
По его мнению, извинения за родителей – вынужденная мера. "Сталин говорил, что сын за отца не отвечает, а здесь говорят, что нет, сын отвечает за отца и мать. Это не самый умный ход. Он вызывает только раздражение и недовольство", - подчеркнул Алексей Малашенко.
Ислам запрещает колдовство
Ранее Михаил Рощин отмечал, что "классические религии, - что ислам, что христианские конфессии - с колдовством [всегда] боролись", но, несмотря на религиозные запреты, колдовство и магия всегда присутствовали в народной культуре. Алексей Малашенко также ранее указывал, что в исламе отрицательно относятся к колдовству, как к разновидности язычества, "хотя народные традиции в той или иной форме допускали существование в быту целительства и магических обрядов".
О том, что чеченское общество в целом не приемлет колдунов, так как их деятельность противоречит всем канонам ислама, подтвердил ранее президент "Ассамблеи народов Кавказа" Руслан Кутаев. "Могу смело сказать, что наше общество не принимает деятельность этих людей. То, что власти делают против колдунов, только приветствуется жителями Чечни. Они считают колдовство сатанинским проявлением", - сказал "Кавказскому узлу" Кутаев.
"В исламе любое колдовство, любая магия является запретной, и Всевышний сам накладывает на совершающих подобное свой гнев", - заявил в 2013 году занимавший тогда пост главы аппарата Совета муфтиев России (СМР) Рушан-хазрат Аббясов (сейчас является первым заместителем председателя СМР). В странах, где действуют законы шариата, колдовство запрещено законом, тогда же сообщил заместитель муфтия Северной Осетии Расул Гамзатов (был убит в 2014 году). "В исламских странах колдовство по закону запрещено - в странах, где действуют законы шариата, как, например, в Саудовской Аравии", - заявил Гамзатов. Он также указал, что в некоторых странах, где колдовство считается преступлением, за него предусмотрена смертная казнь, но, если человек, применявший колдовство, раскаялся, его покаяние принимается, и он прощается.
Напомним, первая волна гонений на знахарей и экстрасенсов развернулась в Чечне в 2013 году. Тогда на фоне объявленной Рамзаном Кадыровым борьбы с колдунами были задержаны десятки людей, некоторые из них пропали без вести. Затем кампания пошла на спад. Новый виток гонений на колдунов, начатый спустя шесть лет, востоковеды объяснили погоней властей за рейтингом на фоне поддержки этой кампании со стороны многих мусульман.
Подробнее о случаях принуждения к извинениям, которое с подачи Рамзана Кадырова практикуется и за пределами Чечни, можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Мода на извинения: от Чечни до самых окраин" и в "Хронике публичных извинений на Кавказе". Материалы о практике публичных покаяний "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Кого Кавказ извиняться заставляет".